Монастырь Киккос (полное название — Императорский Ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Киккской) находится в сосновых лесах Троодоса. Со времён основания монастырского комплекса в нём хранится чудотворная икона Божией Матери, написанная, как гласит предание, ещё при жизни Богородицы апостолом Лукой.

Икону монастырю подарил император Византии Алексий Комин, он же выделил средства для строительства монастырского комплекса в XI веке.

При строительстве храма под краеугольный камень был заложен Святой Крест: монастырь, таким образом, стал крестовоположенным, то есть ставропигиальным — независимым от епархиальной власти.

Есть несколько версий возникновения называния монастыря — Киккский. В соответствии с одной из них, появление обители предсказала маленькая певчая птичка, в щебете которой можно было расслышать слова: «Киккоса-Киккоса, станет монастырём гора». По другой версии, название появилось благодаря кустарнику «коккос», растущему в этой местности.

Как же икона Божией Матери, принадлежащая императору Византии, оказалась на острове? Легенда повествует об отшельнике по имени Исайя, который, как принято считать, жил в маленькой пещере на месте будущего монастыря. Однажды на его жилище набрёл во время охоты Мануил Вутомитис, наместник императора Алексия Комина на острове. Мануил, заблудившийся в лесу, стал расспрашивать Исайю о том, как найти дорогу, но старец хранил обет молчания и не ответил на его вопросы, за что понёс физическое наказание по приказу наместника.

Мануил забыл было об этом незначительном лесном эпизоде, но, вернувшись с охоты, он оказался прикованным к постели неким необъяснимым заболеванием, избавиться от которого ему не мог помочь ни один врач. В конце концов, Мануил вспомнил об отшельнике и захотел извиниться перед ним за несправедливое наказание. Исайя простил наместника и начал молиться о его выздоровлении, которое не заставило себя ждать. Мануил хотел отблагодарить старца за своё чудесное излечение, но единственным, о чём просил его Исайя была икона Пресвятой Богородицы, хранившаяся у императора. В конце концов, Мануил и Исайя вместе отправились в Константинополь, где отшельник-чудотворец спас от недуга дочь императора и совершил несколько других чудес, которые настолько впечатлили правителя, что он, всё-таки, расстался с дорогой ему иконой. Именно так, по преданию, она и оказалась на Кипре к великой радости жителей острова.

В те же годы — в начале XI века — на острове началось возведение монастырского комплекса, который ныне называется Киккским. Чудотворный образ Божией Матери Киккской Елеусы (Милостливой) установили в иконостасе главного храма, слева от Царских Врат. Особенностью иконы является то, что за всю историю существования монастыря только двое заглядывали за бархатную пелену, скрывающую святой лик Богородицы. Считается, что существующий с момента основания монастыря запрет смотреть на икону нарушил в 1669 году Патриарх Александрийский Герасим, который расплатился за своё любопытство слепотой. После покаяния Патриарх был прощён и исцелён, но его письменное завещание, сохранившееся до наших дней, призывает потомков никогда не нарушать запрет и не заглядывать под покров.

Справа от иконы можно увидеть чёрный слепок руки человека: считается, что она принадлежала дерзкому прихожанину, который позволил себе помыслами прикоснуться к святым ликам.

Истории о чудесах, сотворённых иконой, хранятся в Летописях монастыря. Они повествуют о спасении гибнущих, исцелении больных, изгнаниях дьявола, избавлении от бесплодия и явлении дождя во время губительных засух. Примечательно одно из преданий, описывающее историю спасения рыбаков, попавших в ужасный шторм в 1718 году. После того, как обессилевшие рыбаки обратились с молитвой к Богоматери, ветер стих, и на горизонте показался берег. Спасённые рыбаки подарили монастырю рострум меч-рыбы, с которой им пришлось бороться во время шторма: он и по сей день сберегается в храме как символ заступничества Пресвятой Девы.

За всю историю монастыря обитель горела четырежды, но икона каждый раз оставалась невредимой. Евфрем Афинский описывает чудо, произошедшее в монастыре в 1365 году. Ветер подхватил огонь, разведённый местным жителем в лесу, и стал причиной разрушительного пожара, который подобрался к самым стенам храма. В это время у стен молился парализованный старик, который вдруг услышал слова: «Встань, возьми икону и спасайся». И старик, внезапно излечившись от болезни, вбежал в храм, вынес из него икону, да ещё и забрался с ней на одно из самых высоких деревьев в лесу. Только оказавшись в безопасности вместе с иконой старик понял, какое чудо с ним произошло.

Главным входом в обитель сегодня служит портал, отделанный рельефными арками, а также изображениями Богородицы, Спасителя и апостолов Петра и Павла. В просторном внутреннем дворике монастыря можно увидеть единственный сохранившийся из трёх колодцев, который много столетий служил источником питьевой воды для монахов.

Трапезная монастыря расписана священными ликами кипрских святых и сценами из Нового Завета, а в северной части монастырского комплекса находится вход в Церковно-археологический музей, созданный в 1995 году, в котором представлена обширная коллекция предметов церковного искусства. О древней связи монастыря с Византийской империей в музее напоминает оформление интерьеров и музыкальное сопровождение, а в самих музейных залах можно увидеть книги, лампады, церковную утварь, паникадила, подсвечники, кресты, оклады и многое другое.

Вдоль монастырских стен, обрамлённых крытыми галереями, расположены кельи, служебные помещения и библиотека, в которой хранятся редкие церковные издания. Стены галереи первого этажа украшены фресками, на которых изображены истории, связанные с созданием монастыря, обретением чудотворной иконы и сотворённых ей чудесах.

Главный храм обители находится в маленьком нижнем дворике, к которому ведёт крытый арочный портал.

Изначально храм был построен деревянным, однонефным, с остроконечной крутой двускатной крышей, покрытой красной черепицей. Позднее, в 1541 году, на месте деревянного храма построили каменный, а свой современный вид церковь начала приобретать уже в середине XVIII века, когда основной неф увенчали куполом и добавили два боковых предела, украшенных фресками (об этом писал в своих дневниках русский монах и путешественник Василий Григорович-Барский).

Сегодня храм представляет из себя купольную базилику с рядами колонн, поддерживающих стрельчатые арки и разделяющих внутреннее пространство на три придела. Центральный неф, украшенный полукруглой апсидой, посвящён Богородице, южный — Всем Святым, а северный — архангелам Гавриилу и Михаилу. Над одним из порталов, ведущих в храм, можно увидеть рельефы византийского креста и птиц, которые, по мнению историков, остались от церкви XI века.

Пол храма украшен мозаикой, созданной флорентийским методом бесшовной подгонки каменных пластин. Резной иконостас с иконами XVI-XIX веков датируется 1755 годом, а старинный ажурный амвон украшен образами четырёх Евангелистов и фигуркой осла, взмахивающего крыльями, который считается символом Божественного вдохновения, духовных сил и Воскресения.

Ещё одна интересная деталь интерьера храма — это старинные деревянные кресла, имеющие низкое и высокое положение, что позволяет прихожанам либо сидеть, либо облокачиваться на высокие подлокотники (впервые кресла такого типа, называемые по-гречески «ста-сидии», появились в храмах Греции и на горе Афон).

Фреска, размещённая в алтарном пространстве, была выполнена критским художником Иоанном Корнаро. Она изображает Богородицу — Царицу Небесную. Часть фресок, которые можно увидеть в храме, сохранилась с 1500 года; некоторые другие были восстановлены в XVIII веке.

Колокольня, которая удачно вписывается в храмовый ансамбль, была построена лишь в конце XIX века, после снятия запрета на созыв верующих колокольным звоном, действующего во времена Османского правления на Кипре. Самый большой колокол — подарок царской России — весит 1280 килограмм.

Обходные галереи храма украшены мозаичными полотнами, созданными по иконографическим канонам, принятым в Византии, а на деревянной двери кельи настоятеля, оформленной резьбой, сохранились искусно созданные фрагменты растительного орнамента, спиралевидная композиция, связанная с мотивом Мирового Древа, а также изображения животных, наполненные символическим смыслом.

Среди сюжетов фресок и мозаик отдельного упоминания заслуживают композиции на темы событий из жизни монахов. На стенах небольшой сводчатой часовни, расположенной под залом Синода, можно увидеть сюжеты о страданиях святого Харалампия, успении святого Ефрема Сирина, а также о явлении архангела Гавриила в образе схимника преподобному Пахомию Великому.

Остановиться посетители монастыря могут в гостевых домиках для паломников. Тем, кто посещает обитель, нужно также посмотреть на каменную часовню на вершине горы Трони, рядом с которой расположена усыпальница первого президента Кипра — Архиепископа Макариоса III.