Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Христианство на Кипре: обзор, главные события, достопримечательности и персоны
Христианство на Кипре
Часть 2: Византийский период
599
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
11.05.2021

Наступает Византийский период (330/395 – 1191 годы)...

Годы шли, а на востоке империи все еще сохранялось позднеантичное общество. Вместе с тем, христианская традиция уже широко развивалась и укреплялась на острове, обогащаясь новыми преданиями и персоналиями.

Развиваются пышная и сложная обрядность: среди христианских таинств в «восточном» христианстве особое место занимает акт приобщения — евхаристия. Богословие тоже не стоит на месте, особенно в областях догматики и полемики. С ΙV века в империи, с одной стороны, происходит становление единой т.н. «вселенской» церкви, с другой — появляются тенденции к размежеванию восточной и западной ветвей [1].

Так, в отличие от современного ей христианского Запада, в Византии роль церкви в жизни государства и человека была более ограниченной и прямо наследовала традиции античной философии: акцент с искупления переносился на познание Божественного.

В начале IV века византийскими императорами издаются несколько указов, связанных с распространением нового вероучения. Гай Галерий в апреле 311 г. издает Сердикский эдикт о веротерпимости; затем, в июле 313 г. Константином Великим и Лицинием издается Миланский вердикт, придавший христианству статус одной из государственных религий.

После разделения Римской империи [2], с конца IV века Кипр оказался в составе и находился почти 800 лет под правлением ее Восточной части, известной как Византия. Именно в этот период (330-1191 годы) христианство стало официальной религией региона сирийской провинции Антиохии.

Становление Константинополя как столицы Восточной Римской империи, жители которой себя называли «ромеями» (римлянами), проходило на основании синтеза римского права с греческой философией и православием.

В эту грандиозную эпоху на Кипре строят множество христианских храмов [3] (тех же крупных базилик, датируемых IV-V веками) великолепной архитектуры, дошедших до нашего времени, и появляются знаменитые монашеские обители. А некоторые традиции и прежняя обрядность сохраняются в богослужениях и по сей день.

К тому же, как мы говорили в первой части, в IV веке произошло несколько землетрясений, два из которых, особенно мощные уничтожили античные полисы — носители культуры и ментальности Древнего Мира, тесно связанные с мифологией. Постепенно под влиянием христианства им на смену приходит картина мира Средневековья, основанная на самовосприятии человека как существа изначально «греховного» и исходя из личного соответствия «модели», почерпнутой из церковной литературы: библейских, раннехристианских и других текстов.

Среди византийцев, связанных с развитием христианства на Кипре в первые века, известны и почитаемы двое.

Святая равноапостольная Елена и ее сын, император Св. Константин.

В 271 г. Флавия Юлия Елена Августа становится женой (по другим данным, фавориткой-конкубиной) императора Констанция I Хлора, а спустя некоторое время у них рождается сын, будущий император Константин Ι Великий.

Святая равноапостольная Елена

Константин — первый христианский император (правил в 306-337 гг.), как и Елена почитаются Церковью великими именно за заслуги перед религией. Так, наблюдая широкое развитие и крепнущую популярность тогда еще молодой религии, Константин решает извлечь из него выгоду для своей империи. Вскоре благодаря Миланскому вердикту, христианство становится государственной религией в Римской империи.

Елена вошла в историю во многом благодаря деятельности по продвижению и укреплению христианства и тем изысканиям (в ходе организованных ею же раскопок), что в результате позволили христианской Церкви обрести свои главные реликвии. Согласно церковной традиции, именно благодаря деяниям Св. Елены, прекратились тогдашние гонения на первых христиан. Как мать, она имела большую власть над своим сыном, даже когда он стал императором.

Императрица приняла христианство в зрелом возрасте, и, вероятно, теперь уже не без влияния сына. В 326 году в возрасте примерно 80 лет она после известного в христианской традиции видения [4] совершила длительное паломническое путешествие в Святую Землю с благочестивыми целями.

На горе Голгофа при участии местных жителей и иерусалимского епископа Макария II ею были предприняты раскопки: так обретение Честного Креста и других реликвий способствовало установлению праздника Крестовоздвижения. Отмечается 14 сентября.

Согласно одной из версий, уже по возвращении Св. Елена по своему желанию сделала длительную остановку на Кипре, где заложила несколько церквей и обителей (тот же Ставровуни, о них мы расскажем подробнее ниже), в которых до сих пор, согласно церковному преданию, находятся частицы Креста и другие важные для верующих святыни.

По другой версии, на обратном пути из Палестины сильный шторм захватил корабль византийцев, и команда была вынуждена вести судно к устью кипрской реки Тетиос (что вблизи от деревни Калавасос; ныне Василопотамос — «Царственная река»).

Итак, первым местом, где на Кипре была заложена христианская обитель, стала Ставровуни. Далее, Елена продвигалась со свитой по острову, закладывая храмы. Одной из них, долгое время обладавшей частицами Креста, была и древнейшая церковь в деревне Тохни (реликвия, как считается, ныне утрачена). Храм также не сохранился: ныне на его месте стоит другая, построенная в 1999 году, церковь Св. Константина и Елены.

По преданию, посещает старица и Омодос, где тоже оставляет частицу Креста и Уз (пеньковые вревия), причем в местном монастыре Честного Креста.

Если доверять сохранившимся в церковных хрониках свидетельствам многих верующих, реликвии и христианские святыни, оставленные Еленой на Кипре, послужили происхождению ряда чудес и исцелений.

Всем известная легенда о явлении Елене светящегося Креста над вершиной горы Олимп (ныне Ставровуни) в исторической традиции «дублируется» сведениями о подобном видении-сне, которое было явлено Константину Великому.

Считается, что в 312 году, перед важной битвой он тоже увидел парящий крест и услышал слова: «Так победишь!». Он приказал изготовить лабарум — стяг с монограммой Христа (хризмой), и сам уверовал, позднее обратившись в христианство. Другой причиной того, что император мог так сильно захотеть стать христианином, историки считают его страх перед гневом античных богов за убийство молодой жены, сына от прежнего брака и племянника. Языческие жрецы, призванные им, убеждали в неизбежности кары, ожидавшей мятущуюся душу правителя. Как бы там ни было, но сам Константин принял крещение только незадолго до смерти.

В связи с Кипром известна такая история. Император Константин получил от матери весть, что на остров, страдавший тогда от великой засухи, пришла другая беда — невероятное количество ядовитых змей. Он велел направить корабль с кошками, которые стали настоящим спасением для местных жителей. Тогда же возник и монастырь Св. Николая на Акротири (Кошачий).

День равноапостольных Константина и Елены на Кипре отмечается 21 мая.

Сегодня на Кипре вы встретите множество церквей и часовен в честь равноапостольных Елены и Константина. Также интересно, что среди наиболее распространенных имен островитян на протяжении веков являются Константинос (Костас) и Элени (Элена, Эленитца)...

Император Константин

В 330-х годах из Палестины на Кипр прибывает Св. Иларион (291 – 371/372 г.). Здесь этот обращенный, согласно церковной истории, в христианство в Александрии подвижник-врачеватель становится одним из известнейших отшельников. Церковь его чтит за духовные подвиги как преподобного Илариона Великого.

Святой Преподобный Иларион Великий

В тот период один из прежних городов-государств, Саламин не только продолжает существовать, сохраняя свое значение. Вновь оказавшийся в роли столицы, тот был перестроен сыном Константина Великого, императором Констанцием II (правил в 337-361 годы) и переименован в Констанцию.

Здесь создается духовный и административный центр Кипрской церкви, основанной, как вы уже знаете, апостолом Варнавой.

Позднее в Саламине появляется новый святой: здешний епископ (с 367 г.) Епифаний Кипрский (? – 403 г.) и один из ранних Отцов Церкви, известный как чудесами, так и не менее эффектной и бескомпромиссной борьбой с ересями (сочинения «Анкорат», «Панарион» и другие, в том числе жизнеописание Илариона Великого). При нем Кипрская церковь достигает своего наивысшего расцвета.

Епифаний Кипрский

Местное духовенство буквально с ранних эпох играло не последнюю роль в становлении христианства. Это имело важное значение для укрепления позиций Кипрской церкви. Так на знаменитом Вселенском Никейском соборе (325 г.), где был выработан «Символ Веры», принимали участие три кипрских епископа.

На последующем за ним, соборе в Сардике (344 г.) среди участников насчитывалось уже двенадцать епископов, прибывших с нашего острова.

А вот на III Вселенском Соборе в Эфесе (431 год), согласно 8-му правилу (соборному мнению), Кипрская православная церковь сумела получить автономию от Византийской [5].

Таким образом, состоялось признание автокефалии Кипрской церкви (т.н. автокефальная архиепископия [6]), а от императора Зенона в 488 году архиепископы получили ряд привилегий, которые сохраняются и в наше время: права ставить подпись красными чернилами, ношения порфирной мантии, использования скипетра вместо епископского жезла.

На Кипре к тому времени, как и по всей Византии, стали массово строиться общежительные монастыри (по типу устава Василия Великого), Церковь быстро богатела и прирастала земельными наделами... при всем этом большое развитие, особенно в последующие века получает и отшельническое подвижничество.

В V веке на острове появляются двое друзей, святых проповедников из Малой Азии, впоследствии, принявших мученическую смерть за веру [7], — Ригенис и Орестис. Они особенно почитаются на Кипре: хотя их имена и не включены в список канонизированных святых.

За пламенные проповеди обоих по приказу тогдашних властей схватили, подвергли пыткам и обезглавили на окраине деревушки Фасула. День памяти празднуют 20 августа.

Место их захоронения долгое время оставалось тайной, до тех пор, пока местному священнику спустя несколько столетий оно не было открыто во сне...

В 630-х годах главой Кипрской церкви (КПЦ) являлся архиепископ Аркадиос II, который был известным сторонником моноэнергизма — христианского учения VII века [8], поддерживаемого Константинополем (основателем-патриархом Сергием I и императором Ираклием I).

Во времена иконоборчества в VIII – начале IX вв. (движение, возникшее после издания указов императора Льва Исавра и направленное против иконопочитания как формы «идолопоклонства») Кипр находился в стороне от этих драматичных для многих христиан той поры событий.

Все благодаря тому, что византийские правители в течение многих лет ссылали сюда своих политически неблагонадежных лиц, в частности, в эпоху иконоборчества. Византийцы-оппозиционеры и сторонники иконопочитания, спасаясь сами, решили использовать остров как «тихую гавань»: сюда стали свозить, спасая от уничтожения иконы, изваяния и расписные трехчастные алтари, — все прятали в тайниках.

Так на остров попали считающиеся чудотворными иконы Богородицы Махерас, Хрисороятиссы, Богородицы Айя-Напы и другие.

В 787 году состоялся Второй Никейский собор, участники которого осудили практику иконоборчества, а в 843 г. оно было окончательно запрещено.

А в это время росла новая мощная сила, и ислам быстро распространился по Сирии, Палестине и Египту

С середины VII по X века Церкви как и мирскому населению Кипра, особенно его прибрежных регионов, пришлось претерпеть большую напасть: с 647 года остров стал подвергаться нашествиям арабов и пиратов. Арабы стремились превратить Кипр в «базу» для дальнейшего покорения Восточного Средиземноморья. Остров многократно опустошался, множество местных жителей были истреблены, либо угнаны в рабство.

Сарацины сжигали и подвергали разграблению храмы, города и села. В этот период многие города оказались заброшены, а самые древние и раннехристианские постройки были разрушены.

Так в 649 году арабский флот из 1700 кораблей прибыл к Саламину: город был разграблен, разрушениям подверглись и другие крупные населенные пункты. В итоге Юстиниан II (правил в 685 – 695 гг.) был вынужден согласиться отдавать арабам дань с Кипра.

Однако, как известно, планы захватчиков были частично разрушены действиями тогдашнего кипрского архиепископа Иоанна. Он, по настоянию все того же императора и в результате принятых в 691 году определений Пятого Вселенского Собора, сумел оказать содействие переселению части христиан многострадального острова на берега Понта (северо-восточный регион Малой Азии) в город Новая Юстиниана с 691 по 698 годы.

Именно по этой причине с тех пор настоятель Кипрской церкви носит титул «архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра».

Разрушения и набеги прекратились только когда император Никифор II Фока, в ходе предпринятых восточных походов, сумел изгнать мусульманских захватчиков с Кипра и из других частей своих территорий. В XI веке в целях защиты острова от дальнейших вражеских поползновений были построены в горах замки Св. Илариона, Буффавенто и Кантара. Кроме того, возводили новые укрепления в Кирении и Никосии.

К чести киприотов стоит сказать, что в этот сложный период они проявляли истинные чудеса мужества, которые были воспеты в народном эпосе «Атритика» (устно передавался до начала ХХ века). Народ получал духовную поддержку и помощь не только от лучших представителей Церкви, но и от тех подвижников, кто позднее был признан святыми.

Иоанн Лампадист (X-XI вв.) — первоначальное житие не сохранилось, а различные версии известны из более поздних источников XVII века да по житийным клеймам на иконах.

Молодой Иоаннис (родом из Лампаду, деревни, некогда существовавшей в долине Солеа) хотел уйти в монашество, но — по одной из версий, — его родители (Кирияк и Анна) настаивали на браке. Считается, что долгожданный ребенок появился в семье только после обета, данного его отцом-иереем, что того отдадут церкви. Спустя годы родители, очевидно, забыли про «должок» и решили женить сына. Родственники невесты были оскорблены его отказом и решили обвить Иоанна в колдовстве. Далее легенды расходятся: где-то сообщается о том, что юношу отравили в возрасте 22 лет; но другая версия, напротив, говорит о том, что его магическим путем ослепили и после этого, проводя годы в смирении, ставший отшельником Иоанн из Лампаду обрел силу творить чудеса и, в конце концов, вновь прозрел.

Церковное предание свидетельствует о происходивших у его гробницы чудесах исцеления [9]. Память отмечают 4 октября.

Святой Преподобный Иоанн Лампадист

Св. Мамас — святой, сведения о котором настолько противоречивы, насколько широко он почитаем на Кипре: всего на острове в его честь было возведено 14 храмов.

Итак, даже время его жизни имеет внушительный разброс: согласно одним сведениям, Мамас был киприот и проживал на Кипре аж в III веке. Согласно некоторым другим, это был отшельник, подвизавшийся в пещере недалеко от Морфу (ныне Гюзельюрта) не то в Х [10], не то в XII вв. При этом все легенды согласны в одном: юный Мамас начал активно проповедовать, хотя его аудиторией довольно часто были домашний скот и другие животные. Видимо поэтому, снискавший любовь и почет не только среди людей, но и животных, Св. Мамас стал считаться покровителем представителей фауны...

Предания доносят до нас различные сведения: часто, например, упоминается тот факт, что чудеса на Кипре святой начал совершать уже после кончины.

Можно встретить и такую легенду: Мамас был христианским святым из Анатолии, убитым по религиозным мотивам. Семья поместила тело мученика в гроб и предала морю. Тот, унесенный приливом, добрался до залива Морфу, где его обнаружил местный житель. Вместе со своими сыновьями, запрягши волов, набожный селянин попытался вытащить свою печальную находку и доставить ее в село. Однако им, при помощи подоспевших односельчан удалось протащить оказавшийся невероятно тяжелым саркофаг с телом святого лишь немного от побережья. Там вокруг него и было решено возвести церковь.

Известно, что Св. Мамаса считают покровителем «уклонистов» от налогов, и на этот случай тоже есть давняя легенда: византийский наместник требовал податей с местного населения. Подвизавшийся на острове отшельник Мамас отказался нести ему дань. Тогда было приказано арестовать «бунтаря» и доставить его в Никосию. Произошло чудо: конвой привел Мамаса в город, и тут же их путь пересек разъяренный лев, который собирался наброситься на ягненка. Мамас спас ягненка, оседлал льва и таким образом продолжил оставшуюся часть пути. Увидев это зрелище, византийские власти были настолько впечатлены, что благоразумно решили оставить отшельника в покое.

Святой Мамас

В 1054 году, из-за нараставших разногласий между папой римским Львом IX и Константинопольским патриархом Михаилом I по различным основополагающим вопросам, после взаимного предания сторонами друг друга анафеме, происходит раскол на две христианские церкви: западную (она же Вселенская, католицизм) и Восточную (ортодоксальную, православную). Как не редко случается между бывшими партнерами общая деятельность — в данном случае организация Крестовых походов — несколько ослабила возникшее неприятие и даже на некоторое время сблизила Церкви, но, как говорится «осадочек-то остался».

И последующие действия крестоносцев во время Первого похода под предводительством Боэмунда Тарентского, несмотря на попытки тогдашнего папы Пасхалия II все-таки преодолеть раскол, привели к тому, что взаимонедопонимание между Церквями только укрепилось.

Позднее, в 1273-1274 годах византийский император Михаил VΙΙΙ старался улучшить отношения между соперничавшими конфессиями и вновь были предприняты попытки примирения и даже, возможно, объединения. Вот только прошедшие годы дали о себе знать и теперь действиям правителя отчаянно воспротивились православные греки, а особенно, как упоминают историки, монахи-насельники Афона, объявившие унию впаданием в ересь против чистоты православной веры.

Как бы там ни было, но этот раскол положил начало многим конфликтам между конфессиями и не прекращавшейся столетиями борьбе за влияние...

На протяжении многих веков восточное православное христианство на Кипре было представлено также армянской, сирийской и коптской общинами

В эпоху правления Юстиниана II, гонения которого разжигали и без того сильные религиозные противоречия и социальные конфликты в империи, григорианская Армянская церковь в VI веке отпадает от Византийской и обретает независимость.

Согласно ряду источников, присутствие армян на Кипре восходит к 578 году [11]: правители Каппадокии в Ахдзнике взяли в плен около 11 тысяч армян, три тысячи из которых были отправлены на Кипр. Армянские пленники основали несколько колоний, население которых со временем стало быстро увеличиваться. Армянская прелатура Кипра постоянно присутствует на острове с момента ее основания в 973 году католикосом Хатчигом I. Эта кафедра была упразднена намного позднее, только при захвате города османами. Традиционно Прелатура находилась под юрисдикцией Католикосата Великого Дома Киликии.

Копты

Эта этнорелигиозная группа египтян, в большинстве исповедующая христианство (преимущественно прихожане Коптской православной церкви; остальные — копты-католики), является крупнейшей христианской общиной на Ближнем Востоке. К концу V века по всем пустыням египетским существовали сотни монастырей, немало отшельнических скитов и пещер (часть прежних обителей действует и по сей день).

Как считается, христианское монашество проистекает именно из «египетского» опыта коптов.

Католическая церковь

Католицизм присутствует на Кипре с 1099 г. Римско-католическую церковь возглавляет генеральный викарий, подчиняющийся латинскому Патриарху (Иерусалима, Палестины и Кипра). Ее прихожане — верующие четырех обрядов: латинского, греков-католиков, армян-католиков и маронитов [12].

Иностранные паломники на Кипре

В 1106 году на Кипре побывал впервые русский паломник, игумен Даниил, совершавший в течение двух лет «хожение» в Святую Землю. В его рукописи (дошла до нашего времени в более чем в 150 списках-копиях) есть не только описания местных обителей и святынь, но в его описании Ставровуни имеется информация о явлении парящего креста.

Важной частью религиозного мировоззрения киприотов-христиан вплоть до нашего времени являлось наследие Византии. Причем, не только в том, что касается богослужений, но и народного эпоса...

 

Акритический фольклор и Св. Мамас

Акритические народные песни «Эпопеи Дигениса» (Έπος του Διγενή), созданные в основном в период с X по XV век, восхваляют подвиги и приключения мифических и временами почти сверхъестественных героев. Эти «Похождения» являются самым известным произведением акритической народной песни, в которой говорится о происхождении, жизни и деяниях Василиоса Дигениса Акритаса — собирательного образа воина-героя. Кто же были те прообразы народных песен, кого называли «акритас» и как их деятельность связана со святым Мамасом?

В неспокойное время, когда византийскому государству пришлось иметь дело с набегами арабов в восточных провинциях (ακραίες περιοχές; отсюда и название «акриты»), оно сформировало специальный военный корпус воинов-пограничников: легкая пехота и кавалерия. Эти защитники-акриты вскоре по своим функциям стали походить на русских казаков: они строили хутора, обзаводились хозяйством и семьями, возделывали полученные в виде платы за службу от государства угодья на приграничных территориях, которые охраняли от нашествий.

Воинская доблесть в сражениях тех, чьи имена почти стерлись из той же народной памяти, воспевалась и передавалась потомкам «по наследству».

Герои эпоса из реальных исторических персонажей превратились в богатырей-полубогов. Их подвиги олицетворяли эпическую битву Добра со Злом, — образ в дальнейшем успешно использовавшийся Церковью как необходимость противопоставления двух религий: в дальнейшем в текстах песен появляется и христианская символика. Так, например, перед каждым суровым боем и в минуту серьезной опасности герой-воин возносит молитву Богу и ему тут же является светлый ангел в помощь...

Итак, распространение «акритического» эпоса шло из Византии, Каппадокии через Сирию на Кипр. Здесь он еще более обогатился теперь уже местными «деталями», создавая тем самым местную традицию акритических песен. В конце концов, Кипр и сам много столетий подвергался арабским набегам и страдал от грабежей и насилия.

Наиболее знаменитым и любимым издавна становится у киприотов Дигенис Акритас («дигенис» означает: двоерожденный, т.е. родившийся в семье родителей разного вероисповедания, от союза сирийца-аристократа и византийки), который призывался королем (иногда королевой Ригеной, чьей любви, по преданиям, он бесконечно пытался добиться) освободить людей от зла в различных обличиях и, как правило, в самых удаленных уголках. В эпосе описаны его сражения не только с сарацинами. Иногда его антиподами являются и жестокие звери или чудовища, а иногда противником героя-великана становится сама... смерть.

На острове вы нередко слышали это имя: Дигенис — под таким псевдонимом с 1954 года действовал один из активистов движения ЭОКА, генерал Георгиос Гривас; в честь легендарного акритаса названы многие улицы городов и даже деревень острова. А еще вы часто видели достопримечательности, так или иначе связанные с мифологией этого образа: Петра-ту-Ромиу, вершина Пентадактилоса, местечко Smiyies и некоторые другие.

Дигенис-герой, обладающий сверхчеловеческими силами является единственным, кто может справиться с разбушевавшимися стихиями.

Однако связь Кипра с византийскими воинами-акритами можно считать довольно тесной и прямой, поскольку та же народная молва сохранила «сведения» о том, что во время арабских набегов на остров были отправлены батальоны так называемых переселенцев-мардаитов (Απελάτες Μαρδαΐτες). Они поселились в районе Морфу для охраны побережья острова; другим, не менее известным местом их дислокации стала деревня Айос Мамас [13] (основана в VII-VIII вв.), что в регионе Лимассола.

Именно эти акритасы-мардаиты ввели на Кипре поклонение своему покровителю, Cв. Мамасу. В его честь была построена церковь и монастырь в Морфу, откуда эта традиция была ассимилирована местной церковью и здешней религиозной традицией и ныне Св. Мамас — один из наиболее известных и почитаемых святых на острове [14].

Памятники эпохи [15]

Все перечислять мы не будем — о многих вы можете самостоятельно почитать на нашем сайте. Назовем наиболее интересные, крупные и редкие в наше время для других стран и регионов, где также многие столетия развивалось христианство.

Тимиос Ставрос в Омодосе

Предполагается, что эта обитель появилась ранее прибытия на остров Св. Елены с реликвиями.

Айос Николаос (Акротири)

Древний монастырь (изначально мужской, но позднее женский; известен так же как «Кошачий»), посвященный святителю Николаю Чудотворцу. По преданию, основан Св. Еленой еще в IV веке (примерно в 356 году).

Сохранившиеся постройки датируются преимущественно XIV веком. Монастырь расположен в 2 км от центра деревни Акротири. Считается, что здесь же мать императора Константина оставила частицу Честного Креста.
Открыт: ежедневно, 9:00 – 13:00 и 15:00 – 18:00.

Монастырь Ставровуни (Святого Креста)

Древняя обитель, название которой в переводе с греческого означает «обитель Святого Креста», расположена на вершине горы.

Главная его святыня — частица Честного Креста, одна из оставленных святой Еленой на Кипре. Ранее эта гора так же называлась Олимп, на вершине которой находилось языческое капище.

На его месте построили христианский храм, в котором Елена оставила частицу Честного Креста и гвоздь, а еще часть креста покаявшегося разбойника.
Первые упоминания о монастыре относятся к XI-XII вв.; статус закрытого для посещения женщинами Ставровуни получил совсем недавно, в 1988 году.

Гробница Св. мучеников Ригениса и Орестиса в Фасуле

Подземная пещера с мраморным саркофагом V века. Вблизи от пещеры — остатки древней базилики (вероятно, более поздней, но все-таки близкой по времени).

Достопримечательность находится на въезде в деревню. Открыта для посещения в дневное время (зажигать свечи запрещено!).

Базилика в Курионе

Сохранились только остатки этого, вероятно, главного собора города. Датируется началом V века.

Храм Панагии монастыря Антифонис

Является одним из самых древних дошедших до нашего времени храмов на острове (VII век). Уникальна конструкция этой церкви: ее купол покоится на восьмигранном барабане (вместо более распространенного в ту эпоху четырехгранного).

Церковь Св. Параскевы в Героскипу (Пафос)

Одна из старейших церквей на Кипре, получившая мировую известность как значимый образец византийской архитектуры IX века. Интерьеры имеют фресковую живопись различных периодов, самые ранние из которых относятся к VIII-IX вв.; «поздние» — к X-XII векам, а так же к началу XV века.

Адрес: Пл. Айя Параскевис, 1
Открыта: понедельник – суббота, 08:30 – 13:00 и 14:00 – 16:45.
Контакты: священник-иерей Георгий, тел.: (+357) 97 665036; русский и греческий языки.

Храм святого праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке (рубеж IX-Х вв.)

Выстроен по повелению византийского императора Льва VI Мудрого в 898 г. после обретения мощей. Является одной из главных святынь острова. В храме находится глава святого, в подземной крипте — гробница праведного Лазаря. Остальные мощи ранее хранились в Константинополе, но позднее были изъяты крестоносцами и вывезены на Запад.

В последующие века здание неоднократно перестраивалось (сохраняя при этом первоначальную конструкцию) до тех пор, пока в XVII веке не обрело знакомый нам сегодня облик, объединяющий византийский и готический стили.

На территории храма находятся иконная лавка и Культурный центр Св. Лазаря.
Адрес: пл. Св. Лазаря (Agiou Lazarou), Ларнака.
Сайт: www.agioslazaros.org.cy.

Панагия Хрисоспильотисса

Пещерная часовня в Като Дефтера (регион Никосии). В этой пещере, высеченной в скале, что вблизи от реки Педиоc, в VIII-XIX вв. в эпоху иконоборчества проживали немногочисленные монахи-отшельники. Предполагается также, что эта пещера уже существовала и была обитаема в I в. (вспомним Св. Ираклидия).

«Богородица Златопещерная» — это название связывают с чудом обретения здесь двустороннего образа Панагии. Причем чудо это происходило здесь, по преданию, неоднократно.

Киккос

Императорский Ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Киккской, — самый известный у паломников и туристов на Кипре. Основан в XI веке, византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1118гг.) для размещения в нем чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (названной в народе Киккской). Считается, что она — одна из икон, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой.

Сохранилось предание о подвижнике Исаие, который когда-то здесь подвизался в молитвенном уединении. Было ему видение, что необходимо привезти из Константинополя чудотворную икону Богоматери, находившуюся у императора. Однако тот не желал расставаться с реликвией и велел отвезти на Кипр всего лишь копию. Когда же неожиданно занемогла его дочь, пришлось Комнину отдать икону, с условием: чтобы лик на иконе всегда пребывал закрытым.

Много даров и пожертвований в Киккский монастырь было сделано русскими царями.

В северной части монастырского комплекса находится Церковно-археологический музей (с 1995 года), в котором представлена обширная коллекция предметов византийского искусства и христианской православной обрядности.

Открыт: круглый год. С ноября по май: 10:00 – 16:00, с июня по октябрь: 10:00 – 18:00.
Вход: 5 евро, 3 евро (для группы от 10 человек). Бесплатно для детей и студентов.
Контакты: (+357) 22 942736, эл.почта: mimk@cy.net.

Монастырь Айос Иоаннис в Калопанайотисе

Одна из основных христианских обителей Кипра на протяжении многих столетий. Главный храм Св. Ираклидия датируется XI веком (имеет замечательные фрески XII века). На его территории действует Музей Византийского искусства.

Музей открыт:
понедельник – суббота: 09:00 – 13:00 и 14:00 – 16:00, воскресенье: 10:30 – 16:00 (зимой),
понедельник – суббота: 09:00 – 13:30 и 14:30 – 18:00, воскресенье: 10:30 – 13:30 и 14:30 – 18:00 (летом).
Вход: 1 евро.
Тел.: (+357) 99 218298.

Женский монастырь Божией Матери Трикуккья

Расположен высоко в горах Троодоса (деревня Продромос, XII век), где хранятся чудотворная икона Богородицы и пояс. Здесь же имеется источник с целебной водой.

Название в народной традиции связывают с местным растением (вид боярышника, плоды которого имеют по 3 косточки: «триа коккия»). В прошлом это был значительный и богатый монастырь. Со временем постепенно он начал приходить в упадок, и вскоре после 1784 г. его закрыли. Основные святыни обители — чудотворный образ Божией Матери Елеуса (Панагия Трикукиотисса была утеряна при османах и с тех пор здесь — ее копия) и икона Серафима Саровского. В 1997 г., когда три монахини из Айя-Мони поселились здесь, монастырь вновь открылся.

В храме запрещено фотографировать.

Монастырь апостола Андрея Первозванного

Назван в честь святого Андрея, который был последователем Иоанна Крестителя и стал первым, кто был призван распространять христианство. По преданию, основание обители в этих краях стало возможным из-за кораблекрушения, в которое попал Апостол, направлявшийся на корабле в Палестину. Выйдя на берег, он ударил своим посохом о скалы, и в этот момент оттуда ударили струи подземного источника. Вода, как оказалось, имела целебную силу и вернула зрение капитану корабля, который был слеп на один глаз.

Впоследствии это место стало местом паломничества, и недалеко от берега появилась небольшая часовня, где до сих пор можно брать воду из источника.

Это место почитают как турки, так и греки-киприоты.

Считается, что непосредственно монастырь здесь существовал с византийских времен, и, возможно, это то самое место, где Исаак Комнин сдался Ричарду Львиное Сердце в 1191 году (о них мы расскажем в следующем выпуске), хотя никаких следов каких-либо построек той поры не сохранилось.

 

Источники и литература:

  1. Онлайн.
  2. About Cyprus. 2000. Press and Information Office, Printed by Thekona Ltd.
  3. Conquest of Cyprus by Richard I (1191) — Two Accounts. By Nicholas Agrait. 2013. from Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus and an Attempt at a Bibliography of Cyprus, edited by Claude D. Cobham (Cambridge, 1908)
  4. Stephen Mitchell, Phillipp Pilhofer, Early Christianity in Asia Minor and Cyprus: from the margins to the mainstream. Ancient Judaism and early Christianity, 109. Leiden; Boston: Brill, 2019.
  5. Всемирная история. Т.2. М., 1956.
  6. Кипр — остров Святых. Путеводитель паломника. Кипрская Организация по туризму (КОТ), 2008.
  7. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. (Антология) / Сост. Н. Прокофьев. — М.: Советская Россия, 1984.
  8. Кривцов Н.В. Кипр: остров богов и святых. Исторический путеводитель. М.: Вече, 2002.
  9. По острову Святых. Маршрут по Кипру паломнический. Составитель и автор вступительной статьи: Евгения Кондакова-Теодору. Metore Projects LTD., 2019.
  10. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр, 2008.
  11. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.
  12. Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона: в 86Т. — СПб., 1890-1907.

 

До новых встреч!


[1] О становлении византийского христианства в целом см. здесь.

[2] Произошло в 395 г. после смерти императора Феодосия I. Так возникли две части, каждой из которой правил «свой» император, изначально оба сына почившего Феодосия: Восточная — просуществовала более 1000 лет (Византия, со столицей в Константинополе), и Западная — она пришла в упадок довольно быстро.

[3] Об особенностях византийской архитектуры, особенно храмовой, можно прочитать здесь.

[4] Жизнеописание византийки Елены с повествованием о ее путешествии и других деяниях было составлено богословом и историком Евсевием Кесарийским в «Жизни блаженного василевса Константина».

[5] «Никто из епископов да не простирает власти на иную епархию... Итак, святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте и без стеснения сначала принадлежащая ей права, по обычаю, издревле утвердившемуся». Подробнее.

[6] Интересна история, связанная с обретением мощей Св. Варнавы и с получением Кипрской церкви статуса автокефальной. После того, как в конце V века архиепископом Анфимием, который вел упорную борьбу за независимость от антиохийского патриархата, были обретены тело апостола Варнавы с рукописной копией Евангелия от Матфея, Анфимий с реликвией отправился в Константинополь и тогдашний император Зенон признал правомощность претензий киприотов.

[7] Подробнее их историю можно прочитать здесь.

[8] В дальнейшем моноэнергизм, в основу которого легла доктрина о единстве действий Христа как «богочеловека», был осужден как ересь. Так как патриарх Иерусалимский, папа Гонорий не поддержал ее, от доктрины отказались, опасаясь раскола. Ее место заняло монофелитство: единая воля во Христе, — догма, закрепленная в эдикте 638 года.

[9] Источник.

[10] Возможно, речь идет о двоих христианских подвижниках, так как древний храм в честь Св. Мамаса и сегодня можно увидеть в Пано Лефкаре. Датируется Х веком.

[11] Хотя армяне проживали на Кипре с еще более давних времен. Их появление было связано с правлением Тиграна Великого, часть армии которого в ходе завоеваний осталась на острове в 85 г. до н.э., чтобы обеспечивать защиту своим греческим союзникам (названия таких местечек, как Арменохори и еще, вероятно, Армину напоминают о делах минувших дней).

[12] Подробнее.

[13] Подробнее.

[14] Основной источник.

[15] Ценителям классического византийского искусства стоит принять во внимание, что кроме знаменитой коллекции (IX-XX вв.) Музея Византийского искусства в Никосии, есть не менее интересный — в Пафосе, на территории резиденции епископства по ул. Андреа Иоанну, д. 5.
Его замечательная коллекция содержит иконы VII-XIX вв., а ее ядро — старейшая на Кипре икона (VII-VIII вв.). Стоит сказать, что представленные экспонаты происходят из монастырей и церквей пафосского региона (в основном, датируются XII-XIX вв.). Среди других экспонатов: богослужебные книги, фирманы (охранные грамоты) и рукописи, старинные произведения резьбы по дереву и культовые изделия из серебра, облачения и т.п.
Телефон: +357 26931393.