Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Резьба по дереву и изготовление традиционной мебели
Резьба по дереву и изготовление традиционной мебели
Старинный народный промысел
8333
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
17.10.2017

На протяжении многих тысячелетий человечество использует древесину, которая является простым и удобным материалом для изготовления различных предметов, как утилитарных, так и декоративных.

Прекрасные сосновые и кедровые леса; а также дубовые и ореховые рощи, в далеком прошлом густо покрывавшие остров, — все эти природные угодья, местами непроходимые, прославили Кипр еще со времен Античности (известны упоминания античного ученого Эратосфена в III веке до н.э.).

И вот это изобилие (наряду с медными залежами) привлекало на Кипр в прошлые эпохи многочисленные соседние народы.

Различные породы дерева (в особенности сосна, орех, кипарис и др.), широко использовались для строительства рыбацких лодок и больших торговых кораблей; а также для изготовления сельскохозяйственного оборудования и бытовых инструментов. Кроме того, из дерева много строили или использовали как источник энергии.

Чуть позже жители острова стали использовать дерево для создания статуй богов, фигур человека и животных, и, конечно же, мебели. Так известны некоторые из дошедших до нашего времени стульев с резными ножками, относящиеся к эллинистической эпохе.

К слову, здесь стоит сказать, что и на территории Древней Руси [1] резьба по дереву тоже была очень широко развита с глубокой древности — уже в V веке до н.э.

Славяне вообще деревянным изделиям в виде или с изображением животных приписывали магическую силу оберега в доме; однако главным охранителем каждого селения от разбойников и других напастей являлся деревянный идол: его необходимо было вырезать 52 прикосновениями инструмента к дереву (по количеству недель в году) и затем водрузить на столб.

Признанной эпохой расцвета резьбы по дереву в европейских странах является Средневековье, а именно период XI – XIII вв., когда храмы Северной Европы украшают сложной резьбой, сочетающей в себе кельтские элементы и христианскую символику.

В эпоху Ренессанса [2] (а точнее в XV в.) появляется искусство ксилографии — оттиска изображения (гравюры) с деревянной доски, на которой вырезали изображение.

Вернемся на Кипр...

Кипрские народные мастера издавна умели создавать на дереве картины, на которых изображали окружающую их природу (животных, птиц и растения). Символизм декоративных узоров наряду с геометрическими мотивами и формами составляли изумительные композиции.

Основными образами творчества кипрских мастеров-резчиков по дереву были птицы, символизирующие любовь; волки и львы, воплощающие в себе силу и мощь; Святой Крест, означающий жизненный цикл и христианство; и ангелы, олицетворяющие защитников и покровителей.

В середине XIX века Лапитос (он же в прошлом Ламбуса, Имероесса, Лапития, подробнее здесь), история которого насчитывает тысячелетия,— становится важным центром резного дела на острове. А его мастера с тех пор славятся своей работой, уникальным чутьем на красоту и ловкостью резьбы.

Интересно, что еще Страбон (64/63 – 23 гг. до н.э.), древнегреческий историк и географ упоминал Лапитос, называя тот «сооружением лакониан и Праксандра» [3], еще один древний грек и философ Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н.э.) считал это место «имероесса» (т.е. вызывающим к себе влечение).

Местные особняки, а также обычные дома зажиточных и простых селян, были в избытке полны предметами интерьера, выполненными из дерева и покрытыми искусной резьбой: шкафы, дверные косяки и сами полотнища дверей; а так же стулья, столы, лестницы, книжные и посудные полки, решетки балконов и других декоративных конструкций, типично включавшие в свои композиции различные цветы, деревья, животных, птиц (голубей) и виноград.

А вот сундуки для хранения белья и приданого, как базовый элемент традиционной меблировки, до сих пор производятся в нескольких местах на острове.

Что касается убранства местной церкви: резной иконостас, аналой, епископские престолы и двуглавый орел, — все было вырезано с изображениями вьющейся лозы, ангелов и других христианских символов.

Основной материал для местных резчиков: калабрийская сосна, кипарис, орех и платан.

Кроме того, некоторые сорта дерева (тот же платан) импортировались в прошлом от южного побережья Малой Азии, примерно в 200 километрах от острова.

Плотники принимали непосредственное участие так же в изготовлении сельскохозяйственного инвентаря, утвари, строительных и других инструментов: плугов, колясок, веретен и рукояток, деревянных лопат для просеивания пшеницы; а также резные деревянные панели для отделки пола и потолка; ставни и хлебные доски.

Стулья великолепного качества производились на токарном станке. Их сиденья плели из особой соломы и с красивой отделкой. Были различные украшения, выполненные на станках.

Образцы, как например, сундук конца XIX века, можно сегодня увидеть в собрании Музея Народного искусства в Никосии (экспозиция Старого Архиепископского Дворца).

Уникальное сочетание резьбы с росписями на сундуках, угловых поставцах и сервантах, посудных полках в наибольшей степени было развито и процветало в Аканфу [4], начиная с середины XIX века. Здесь, как считалось, проживали лучшие в деревнях резчики... и не только: в Списке раннехристианских поселений, византийских и поздневизантийских храмов и монастырей и памятников Средневековья (составлен Департаментом древностей Республики Кипр) на сайте www.mcw.gov.cy отмечен также монастырь Панагия-тон-Кафарон-тис-Лапиту... к настоящему времени разграбленный. Возвращаемся к резному делу...

Декоративные мотивы, которые использовались в прошлом и которые можно видеть сегодня, имеют греческое и византийское происхождение, как например, горгоны (они же русалки) и ангелы. Среди других популярных и традиционных мотивов стоит назвать: кипарисы, цветы в горшках, птицы и львы, дворцы и храмы, двуглавые орлы, листья винограда.

Декоративной резьбой покрывались различные предметы мебели, изготовляемые из местного кипарисового дерева или ореха: наиболее распространенными являются сундуки.

Другими предметами мебели, изготавливавшимися здесь мастерами, были: полки, шкафы, стулья, столы, кровати, дверные рамы, реже — сами полотнища дверей, оконные рамы и ставни.

Музей народного искусства Кипра в Никосии хранит редкие народные гравюры из Аканфу. Вещи и аксессуары, выточенные и вырезанные из акации, имеют те же характеристики, что и остальная часть производства столярных мастерских на Кипре: они окрашены в красный, голубой, зеленый и желтый цвета. Им свойственна наивность мировоззрения народных умельцев в сочетании с большим разнообразием узоров и яркостью пигмента.

Дополнительным украшением для резных деревянных изделий этого региона служат различные геометрические, растительные, архитектурные мотивы; изображения животных, птиц, человеческих фигур. Среди них и мифические образы: ангелы, русалки, сказочные птицы и животные.

Многие исследователи усматривают значительное и давнее (конечно же!) влияние искусства Византии, а затем и храмовой готики.

Таким образом, можно сказать, что разделение на «мирское» и «церковное» в народном искусстве в ряде случаев носило довольно условный характер.

В наше время, несмотря на то, что деревня находится под турецкой оккупацией на территории так называемого Северного Кипра (Аканфу переименован в Татлису), некоторые традиции сохранены и резьбой ее выходцы по-прежнему продолжают заниматься, изготавливая очень популярную и сегодня традиционную утварь, либо предметы декора. Среди них есть большие мастера, реставрирующие старинную мебель.

-

Деревня Мутуллас, что в долине Марафасы, также славится на весь Кипр своими мастерами, из под резца которых и по сей день выходят изящные резные светильники, рамы для зеркал и большие деревянные сундуки, выполненные в традиционных фольклорных мотивах.

Ее маленькая церковь-часовня XIII века Панагия-ту-Мутулла, датированная 1280 годом и достроенная много позднее, в XVI в., — один из самых ранних примеров деревянной конструкции стропильной системы скатных кровель, крытых плоскими плашками (гонтом), на которые шла местная древесина. Это было типично для троодосского региона, что можно видеть и на примере знаменитого монастыря Айос Иоаннис Лампадистис и широко распространено благодаря экономичности технологии. Храм, имеющий фрески со сценами Страшного Суда, в 1985 году был внесен в Список особо охраняемых памятников под эгидой ЮНЕСКО.

Также в Мутулласе продолжается старинная традиция ручного изготовления резных деревянных ванн и кадушек.

Направления

Традиционно кипрская резьба по дереву делится на два направления: духовное и мирское.

Духовное (церковное) процветало в начале XVI века; именно к этому времени относится появление типа трехярусного, резного иконостаса в храмовом убранстве и обряде кипрского православия. Название «иконостас» происходит от греческого «иконостасион» — алтарная перегородка от северной до южной стен храма, имеющая местный ряд икон, праздничный чин и поясной деисус; и отделяющая алтарь от остального внутреннего пространства. Кипрские, как и критские иконостасы очень близки русским. Резьбу по дереву можно встретить и на различных предметах церковного интерьера: так, со временем среди предметов культового деревянного прикладного искусства появились архиепископские престолы, канделябры, церковные стулья, двери, окна и прочее.

Хрестоматийным примером творчества древних мастеров-резчиков на Кипре является деревянный иконостас церкви Святого Лазаря в Ларнаке, выполненный в стиле барокко.

Светская резьба, в свою очередь, делится на две категории — городскую и народную (сельскую). Категория «городской» резьбы по дереву включает в себя все виды деревянной мебели, которой пользуется городское население: гардеробы, столы и кресла (они же «политронес»).

Основной характеристикой фольклорного или сельской резьбы по дереву являются естественность, уникальный способ самовыражения резчика и отсутствие строгих пропорций, подчеркнутая простота дизайна. Например: комоды, кровати, стулья, полки, шкафы, рамы зеркал. Резьба на этих предметах, богатство мотивов и качество материала варьируются в зависимости от социального статуса владельца и места их изготовления. Из дерева также производили сельскохозяйственный инвентарь и домашние инструменты: плуги, пестики и ступки, формы для хлеба, корыта, вьючные седла, ткацкие станки, лопаты…

Как известно, существует несколько методов и техник для работ по дереву:

  1. Контурная резьба — самая простая в исполнении: узор в виде «канавки» — насечки-линии наносятся на плоскую поверхность (плосковыемчатая резьба);
  2. Плоскорельефная — через «выборку» фона мастером создается узор. Самый распространенный вид резьбы для изображения животных и растительного орнамента;
  3. Рельефная (в этой технике современные мастера часто выполняют панно) — все резные элементы находятся выше фона, имеет большую детальную проработку элементов;
  4. Прорезная — выполняется в плоскорельефной и рельефной техниках. Фон удаляется полностью. Прорезная, имеющая рельефный орнамент резьба, называется ажурной;
  5. Скульптурная — тут все ясно: создаются объемные изображения отдельных объектов, фигур и т.д. с частичным или полным отделением от фона. Самый сложный вид резьбы и очень древний. В настоящее время мастера в работе нередко применяют копировальный фрезерный станок.

Издавна резчики пользуются такими приспособлениями как: скамьи, рубанки, долота, уголки, пилы и деревянные молотки.

Теперь разберемся с основными видами древесины, произрастающей на Кипре и подходящей для резьбы, — сосна, ореховое дерево и кипарис. В результате промышленной революции и массового производства на рынке появилось огромное количество недорогих товаров, и многое, что было сделано два-три десятилетия назад, считается уже старомодным.

Однако Кипрская служба ремесел при Департаменте министерства торговли, промышленности и туризма взяла на себя благородную «миссию» по восстановлению и дальнейшему развитию вековых традиций своего народа.

Некоторые из лучших образцов творчества кипрских мастеров резьбы по дереву можно увидеть в музее, находящемся в Лимассольском замке. Великолепным примером этого вида творчества является фрагмент деревянной крыши церкви святого Мамаса Лувараса в Троодосе, датируемой 1455 годом.

Если вы задумали приобрести сувенир с Кипра, выполненный из дерева, то отличным подарком может стать деревянная резная хлебница, в которой кипрские хозяйки до сих пор хранят хлеб... или фрукты.

Хотите попробовать свои силы и посетить мастер-класс, скажем, в столице? Нет ничего проще: в Никосии открыт Центр народного творчества Хрисалиниотисса (небольшой, но любопытный комплекс из 8 мастерских, распложенный на пересечении улиц Иппонактос и Димонактос, подробнее здесь), где юные и взрослые киприоты и иностранные гости среди прочих ремесел могут постичь основы резьбы по дереву.

Адрес: ул. Димонактос, 2
Телефон: +357 22348050, +357 99629611

-

Назовем нескольких известных на острове современных мастеров-резчиков (их работы можно видеть на регулярно проводящихся выставках):

Андреас Эвангелу — он режет сундуки и рамы для зеркал, изготавливает гардеробы, резные кровати и традиционные на Кипре полки-сувантез.

Андреас Харалампус — этот мастер создает различные изделия в современном и традиционном стилях: церковная и мирская резьба.
Сайт мастера: www.toploumi.com.

На тему кипрских мотивов и следуя местным традициям, создает свои работы из дерева живущий на Кипре грузинский мастер Иосиф Янашвили: византийские иконы и резные блюда.

На стыке плотницких работ и плетения из натуральных волокон находится

Изготовление традиционных стульев

«Тцаэрас» — на Кипре так называют мастера, изготавливающего стулья («тцаэрес» или более широко «кареклес»). Конструкция стульев в городском стиле заметно отличалась от тех, которыми пользовались в сельских районах острова.

Теперь об этом более подробно. В городах у обеих общин киприотов до недавнего прошлого были невероятно популярны стулья ручной работы двух видов: детали конструкции одного обтачивались круглой формы, а другого — прямоугольной. Используемая древесина: кипарис, дуб, платан, шелковица и т.д.

Сиденье стульев делалось путем обвязки верхней части конструкции (плетения) веревкой из натуральных волокон, также свитой местными мастерами.

Геометрические узоры для украшения некоторых «моделей» наносились инструментами для резьбы по дереву.

Раньше мастерам приходилось буквально исхаживать все местные леса и рощи прежде чем на их глаза попадалось подходящее дерево, которое срубали и оставляли на месте на несколько месяцев, чтобы оно как следует подсохло, и затем начинали работу.

Мастера «по стульям» познают профессию, как правило, с детства: мальчики и подростки помогают отцам и профессиональным мастерам, плетя веревки («флуди») для плетения сидений и иногда спинок будущих традиционных стульев.

Для веревок используют волокна камыша: плотность шнура зависит от способа скручивания — скручивая меж ладоней, получают тонкий; а работая большим и указательным пальцами — изготавливают более толстую веревку. Плотные веревки использовали в работе с более крупными деревянными изделиями для достижения наибольшей плотности и прочности.

Если раньше эти работы выполнялись во многих деревнях острова, то сегодня кручение веревок производят на заказ в основном на Акротири, рассылая мотки в пачках мастерам — изготовителям кипрских стульев.

Такие стулья в прошлом можно было встретить повсюду: в домах, в кафенио и в тавернах; многие ремесленники, работая в своих мастерских и принимая клиентов, также пользовались прочными, иногда украшенными резными узорами стульями с плетеными сидениями.

Удобство таких сидений обуславливается природным происхождением материалов, формой сидения и тем, что веревочное плетение хорошо пропускает воздух.

-

Кстати говоря про стулья, я вспомнила, как мой свекор — в прошлом также профессиональный плотник и краснодеревщик, несколько подобных стульев заказывал у наилучшего местного мастера, занимая длинную очередь...

Стоили они недешево, однако иметь их в своем доме считалось необходимым и престижным.

Недавно, побывав в гостях у свекрови, обратила внимание, что все старые ныне стулья, около 40 лет тому назад приобретенные ее мужем, до сих пор отличаются крепостью и хорошим внешним видом, несмотря на большую востребованность за все прошедшие годы. У всех имеются вырезанные метки — инициалы заказчика... значит, бизнес шел очень хорошо, и клиентов было много.

Особенность ремесла: издавна стулья изготавливались без гвоздей: все подогнанные детали крепились деревянными колышками. Основным материалом для них был местный пандемик — ольхолистный дуб, произрастающий на вулканических породах Троодоса.

Нынешние мастера (а их сегодня немного) говорят: плетеные поверхности стульев имеют 4 зоны: у них различается вид плетения... для достижения наиболее комфортных ощущений при сидении.

Тем, кто заинтересовался в приобретении таких стульев для себя, подсказываем контакты и адрес:

Мастерская Янноса Филакту находится по адресу: ул. Ханион 16, Строволос (Никосия).
Телефоны: 357 99376605, +357 22511600
Открыто: по рабочим дням, 7:00 – 16:00

В завершении нашей статьи обратимся к (ставшему с недавних пор любимому) «пунктику»: что делать, если вам захотелось попробовать свои силы в ремесле.

Итак, сегодня мы узнаем чуть больше про работы по дереву, а также про веревочное плетение и изготовление оригинальных табуретов.

Что ж, дерево, как самый доступный материал практически во всем мире, позволяющий мастеру добиться значительной искусности и необходимого результата как при изготовлении утилитарных вещей и предметов, так и в художественной резьбе, призванной украсить интерьер, — уже долгое время привлекает к себе внимание и не выходит из обихода.

Несколько советов от профессиональных резчиков

Инструмент

В своей работе современные резчики нередко используют не только механический инструмент (стамески, различные ножи, уголки и царазики, клюкарзы, топор, киянки, рашпили, скобели и т.д.); но и электрический (электростамески с различными насадками, лобзики) — многие приспособления имеются в продаже уже в комплекте. Однако готовые могут иметь неправильный угол заточки, поэтому если вы решите заниматься этим ремеслом всерьез, профи советуют заказывать инструмент из качественной стали только у специалиста.

Для тех, кого интересует занятие ажурной резьбой рекомендуется приобрести универсальный инструмент декоратора — дремель.

С чего начать? Купите деревянную заготовку (их всегда много в магазинах для творчества). Вам определенно понадобится и увлажнитель воздуха, ведь для сохранности резьбы необходимо поддерживать оптимальный уровень влажности.

Древесные породы и свойства

Липа — с ней работать очень легко, поэтому она подходит новичкам.

Береза — отличное сырье: имеет четкий, выраженный рельеф. Удачным будет выбор для создания красивого накладного декора или стильных сувениров.

Дуб — известен своей долговечностью и твердостью, его используют для создания массивных панно, а вот резная деревянная мебель не только красива, но и долговечна. Дерево крутых профи!

Орех — обладает очень твердой древесиной, при этом хорошо обрабатывается и полируется. Идет на самые разные изделия: от мебели до аксессуаров.

Груша — хороша тем, что редко коробится и не растрескивается. Из нее создают высокохудожественные элементы декора, предметы интерьера и подарки.

Сосна, тис, ель, кедр — из этих хвойных пород режут декоративные наличники и карнизы, а так же скульптуру.

Ольха — обладая прекрасным колером, она часто используется в качестве заменителя более ценных пород.

Обратите внимание на сроки заготовки вашей древесины: наиболее удачным считается сезон осень-зима, благодаря замедлению сокодвижения последующая сушка изделия не принесет хлопот.

Совет: если при сушке изделия все же возникают трещины, то лучший способ с ними справиться — вклейка кусочка такой же древесины. А вот если это небольшие трещинки, то — замазка вам в помощь: столярный клей, соединенный с деревянными опилками.

Своими руками: табурет с плетеным сидением — оригинальный и простой в исполнении предмет интерьера.

Нам понадобятся: деревянные ножки и рама для сидения — основа будущего табурета; шнур (веревка из натуральных или синтетических волокон) около 20м; мебельные гвозди; молоток; струбцина; ножницы; шило; краска или морилка.

Обработайте деревянную конструкцию морилкой, лаком или краской.

Кончик шнура зафиксируйте под рамой при помощи мебельного гвоздя и начинайте наматывать его в выбранном направлении: на противоположные друг другу рейки рамы, довольно плотно.

После 5-6 витков зафиксировать шнур струбциной и повторять до конца.

Второй моток шнура (идея: использовать контрастный по цвету) зафиксируйте гвоздем на одной из двух оставшихся сторонах рамы и начинайте протягивать сквозь натянутые витки: плетение по типу «корзиночного», чередуя ряды. Не забывайте закреплять шнур мебельными гвоздями после 5-6 «ходов».

Натяжение шнура постепенно увеличится и удобно будет использовать шило.

Закрепите шнур внизу рамы. Ваш табурет готов.

И последнее, для расширения своего творческого кругозора и вдохновения чаще посещайте музеи и выставки, бывайте на природных ландшафтах, и конечно, не забывайте про специализированные сайты.


[1] Например, в коллекции Эрмитажа есть экспонат, обнаруженный на одном городище: резная ложка с рукояткой в форме птичьей головы, датированная ΙΙΙ в. до н.э.

[2] Новое искусство Ренессанса сохраняя прежние традиции (известные сюжеты, библейские или мифологические персонажи, бытовые сценки, характерные для любой эпохи), наполняет их при этом иным содержанием, центр и смысл которого — человек: во всем величии или низменности его натуры.

[3] Современные археологи относят Лапитос к колониальному поселению лакониан (уроженцев Лаконии), выстроенному после Троянской войны (ок. 1000 до н.э.), «авторство проекта» приписывается Праксандру, первому местному царю.

[4] Интересующимся: вышла книга «Akanthou. A village where Beauty, History and Legend meet», автор: Pantelis Pantelides (старший).
Вам также интересно будет заглянуть и в путевые заметки о деревне и ее обитателях в XIX в. — в сочинении «Оur home in Cyprus» англичанки г-жи Скотт-Стивенсон (1878 год).


Оставайтесь с нами и до новых встреч!