Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Лозоплетение, изделия из камыша и соломы
Лозоплетение, изделия из камыша и соломы
Старинный народный промысел
16844
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
31.10.2017

Плетение из природного материала растительного происхождения — один из древнейших навыков, ставших когда-то серьезным и всемирно распространенным ремеслом. Так, считается, что оно возникло задолго до появления дерево- и металлообработки.

Действительно: различные виды ранних жилищ, античные ложа и стулья, циновки и маты, веревки и ограждения, сосуды, обувь и одежда, — такими были первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Среди них — корзины, многообразие и широта применения которых на Кипре была просто невероятной [1].

Этот народный промысел продолжает свое существование на Кипре уже на протяжении многих столетий без особых изменений, и все благодаря трудам бесчисленных поколений.

Природные ресурсы острова, их богатство, разнообразие и, как следствие, дешевизна, — всегда позволяли киприотам свободно и в больших масштабах заниматься народными промыслами, в том числе, и корзиноплетением. Ведь по всему острову в изобилии произрастают камыш и тростник (пойма и берега сезонных рек, низины), виноградная лоза (дикого и культивированного винограда: по склонам холмов); различные породы деревьев (терпентинное дерево, ивняк, дикая олива, стираксовое дерево и т.д.), гибкие ветви которых — еще один вид рабочего материала для мастериц.

Изготовление плетеных корзин и соломенных циновок, как вид коллективного труда, постепенно стало видом социальной активности: женщины и дети собирались где-нибудь в глубине двора или в тенистом саду, и за работой не забывали обсуждать свои дела и местные новости, они часто пели и отдыхали вместе в перерывах.

Такие изделия подходили для самых разных практических целей — от хранения и перевозки сельскохозяйственной продукции до оплетки бутылок, чтобы вино не протекало и не меняло свойств под воздействием солнечных лучей [2].

Вплоть до 1985 года, согласно официальным данным, этим ремеслом были «охвачены» сельские общины: Астромеритис, Пано Лакатамия (часть современной Никосии), Акротири и Каминария.

Сегодня плетение корзин и других изделий из природного волокна и сырья так же профессионально практикуется в Ливадии, остались еще несколько мастериц и в Лиопетри и в некоторых других населенных пунктах Кипра.

Интересно: исследователи высказывают предположение, что жители Ливадии приобщались к плетению корзин в течение XIX века.

Причем, здесь корзиноплетение начиналось именно как мужская профессия, но вскоре это ремесло стало чисто женским, так как мужчины предпочитали наниматься в качестве рабочих или становились мастерами в других ремеслах, такой совместный доход позволял семьям безбедно жить.

Кстати, сегодня мэрия Ливадии активно продвигает это традиционное ремесло, стремясь защитить и развивать его и дальше.

-

Корзины в традиционной манере до сих пор производят в деревне Инея (район Пафоса), в Акротири (Лимассол) и в фамагустских селах Ксилотимпу и Авгору, а также в Центре ремесел в Никосии и в других мастерских, открытых при господдержке.

Сырье и типы корзин

Из всего используемого сырья легче всего было раздобыть тростник. Он же и самый простой материал для работы: его достаточно замочить, чтобы сделать более послушным, и можно работать! Кроме того, он поставляется в мастерские различных длин.

Иногда для плетения определенных изделий подходят тонкие гибкие ветви деревьев или кустарников, которые в сочетании с более жестким тростником добавляют в корзины и прочие плетеные изделия.

А в некоторых деревнях плетут большие корзины и изготавливают оплетку для бутылей, используя только ветви. В этих корзинах переносят, в основном, виноград; стеклянные оплетенные сосуды нужны для хранения оливкового масла, вина и зивании.

Они бывают всех форм и размеров: в наше время самыми популярными настенными украшениями в фольклорном стиле являются красочные плоские плетеные подносы. А вот «талария» (типа мягкой корзины) — широко используется и сегодня для удаления сыворотки (процеживания) и дальнейшего прессования сыров на Кипре.

На равнинных территориях острова широко использовали тростниковые корзины: необходимость в «таре» для сбора урожаев и переноски различных плодов и овощей привела к созданию практичных и недорогих изделий, которыми можно постоянно пользоваться в хозяйстве. Например, переплетённые полосы и листья камыша, стебли тростника или листья финиковых пальм, — все эти материалы издавна используются для изготовления мягких корзин для коммерческого транспорта культур или для бытовых целей.

Конечно, разнообразие форм корзин из лозы было обусловлено их предназначением: если в широких корзинах и в плоских плетеных подносах хранили обычные продукты; а на циновках провеивали злаковые и вялили фрукты, то узкие корзины использовались для перевозки добытого в каменоломнях известняка, хранения мягких сыров; в корзинах с отверстиями в верхней части перевозили домашнюю птицу на рынок и т.д.

Более того, в деревнях Месаории большие корзины нередко замазывали изнутри и снаружи глиной и обсыпали известью так, чтобы они выглядели как глиняные горшки: в них хранили муку. Они также изготавливали плетеные панели из тростника, которые вскоре размещали на деревянных балках в составе конструкции кровельных перекрытий.

Знаменитые рыболовные ловушки или «скаркес» плели из гибких веток дикой маслины.

Традиционные лотки и подносы, изготовленные из соломы («панерия» или «тцести»), — разноцветные корзины, представляющие собой геометрически выплетенную конструкцию, искусно украшенную  включениями крашеного камыша или вплетением разноцветных полосок ткани, — один из видов основного настенного украшения в интерьере сельских домов Месаории; другие же, те, что имеют плетение попроще и меньше размерами — все они и всегда находят применение в хозяйстве: сегодня и всегда.

-

Для изготовления корзин мастерицам требуется всего несколько простых инструментов.

В Акротири в наше время плетельщицы работают прямо у своих домов: женщины плетут различные виды изделий, особенно здесь популярны и пользуются спросом маленькие цветные корзиночки и изящные талария.

Имейте в виду: изделия из лозы и камыша в Акротири стоят дешевле, чем в других местах... Однако, если вы проживаете в другом регионе, стоимость местного бензина (временами очень недешевого) уравнивает их в стоимости с теми, что можно найти поблизости от дома в сувенирных и ремесленных салонах.

Больше узнать о плетении корзин, а также где и у кого в Акротири можно приобрести изделия мастериц, можно, посетив местный образовательный и информационный Центр.

Адрес: ул. Квин Элизабет, Акротири
Контакты: +357 25826562, +357 99371359 

Плетение из трав и соломы

Другим видом сырья, помимо тростника, используемым и по сей день, — является камыш и его разновидности: ситник острый, шерстоцвет и т.д. Изделия из него особенно хороши для переноски деликатных продуктов.

Большие корзины «фарти» использовались в основном для перевозки нетяжелых товаров; а их вариант — «зембилия» для транспортировки оливок и продукции из них.

Двойные (переметные) корзины «сиризэс» размещались на спинах ослов. В них перевозили добытую соль с озер.

Рабочие несли свой незамысловатый обед (хлеб, оливки и сыр) в небольших корзинах с крышкой — «короколиос».

Пальмовые листья, веревки из соломы (жгут) также используются на Кипре для изготовления разнообразных плетеных предметов. А вот, например, в мягкой веревочной корзинке-тапатция со шнуром хранился хлеб: ее размещали, подвесив к потолочному крюку на кухне.

«Тцести» всегда были в домах, и предназначались для высушивания на солнце местных бакалейных продуктов: лапши «фидэс» и траханы (крупа пшеницы, ранее вымоченная в простокваше из козьего молока, — основа сытного супа); хлеба всех видов, в том числе и пасхальных флаунес (сырные открытые пироги), и самое главное — служить хранилищем для хлеба кулури, многофункционального кушанья: угощения на Пасху, приглашения на свадьбу и украшения в доме во время демонстрации гостям приданого невесты на свадьбе (о месте и роли хлеба в культуре Кипра читайте здесь).

Плетение циновок из соломы — мастерство, которое очень мало изменилось с течением времени и до сих пор практикуется сегодня. Различные типы корзины могут быть сделаны, такие как большие «кофина», так и другие плетеные корзины, используемые для сбора и транспортировки сельхозпродукции, корзины для белья и корзины, используемые рыбаками во время рыбной ловли.

Кроме того, население Кипра занималось изготовлением так называемых «каламотэс» и «псатаркэс», которые являются не чем иным, как соломенными матами грубого плетения.

Их применяли в отделке интерьера, для теплоизоляции и реставрации кровель традиционных домов или же использовались для затенения террас и ограждения садов и огородов.

Тростниковые циновки из Капути

Эти циновки плели женщины родом из оккупированного ныне села Капути, расположенного в 7 км к северо-востоку от Морфу и насчитывавшего на 1974 год около тысячи жителей. К северу от деревни протекает река Алупос, а на юге от Капути находится Овгос, поэтому промысловый тростник «флуди» произрастает вокруг естественных водоемов, которые формируются водами этих двух рек.

Циновка-мат требует специальных знаний о свойствах растения (например, во «флуди» — это камыш), а также опыт и навыки в изготовлении ткацкого станка и различных местных артефактов.

Мастерство ткачества-плетения циновок (это ремесло теперь называют иногда фитоткачество) передавалось из поколения в поколение, так же, как и особый станок.

Производство циновок и ковриков начиналось очень рано утром. Вся семья принимала участие в работе: в то время, как мужчины уходили на добычу подходящего камыша (резали, вязали и приносили к дому на просушку), женщины плели циновки из уже подготовленного сырья, а дети помогали и обучались навыкам.

Сначала необходимо собрать станок и наладить его. Затем приступают к созданию основы будущего изделия.

В прошлом мастерицы работали, сидя на полу на ковриках или на подушечке, поместив ноги под станок.

-

Интересно, что выходцы из Капути не забывают этого народного искусства своих предков и сохраняют его секреты, создавая в условиях современного мира прекрасные и прочные изделия. Тростниковые циновки имеют различное применение, традиционно они могли использоваться как напольные коврики, подстилки и простые матрасы на кровать. На них также могли сушить чечевицу или использовать по другому назначению: небольшие — как подносы или как циновки для просушки и вяления на солнце различных видов сельхозпродукции (например, в процессе высушивания пшеницы для супа-траханы; а также для оливок, различных зерновых и др.) [3].

Они также использовались как потолочные циновки, прокладываемые между перекрытиями и черепицей для теплоизоляции в жилых домах или других строениях.

Итак, если плетение вызывает у вас интерес, и вы давно собирались заняться чем-то подобным, мы расскажем и попробуем сделать несколько простых изделий своими руками.

Как это делается:

Камыш, который при желании можно подготовить самостоятельно, как и лоза, является дешевым и доступным материалом не только на Кипре. Из него делают всевозможные декоративные изделия в фольклорном стиле и предметы обихода: корзины, тарелки для хлеба и подносы, вазы для сладостей, шляпы, панно и т.д. Кстати, как говорят люди бывалые: подготовка камыша таит определенные сложности: необходимо правильно подготовить материал, чтобы он не крошился и не резал рук. И еще: если вы собираетесь изготавливать изделие больших размеров, вам следует выбирать рогоз.
Более подробно об этом вы сможете узнать из видео-роликов или посетив занятия.

 

Ткем циновку...

Нужно: шпагат, камыш (или трава тимофеевка в сезон цветения), колышки (12) и три рейки. Кстати, те основы ткачества, которые вы освоите, плетя циновки, будут очень полезны и в дальнейшем, если вдохновитесь, скажем, на изготовление гобелена.

Сначала подготовим сырье: надо нарезать траву (камыш) и просушить в тени.

Две рейки необходимы, чтобы создать основу; а вот третьей вы будете подбивать траву для большей плотности.

Вбиваем в землю колышки на равном расстоянии и на каждый надо закрепить петлю шпагата. Теперь скрещиваем нити и привязываем их к рейкам: помните, что «четные» концы — к одной рейке, а «нечетные» — к другой. Итак, станок готов и основа — тоже.

Вообще начинать ткать лучше с небольших изделий, ведь внешний вид их зависит от плотности плетения...  дальше пойдет лучше (и красивее!). Начнем?

Итак, поднимайте одну рейку с четными нитями и убирайте ее за колышки. На нечетные нити положите небольшой пучок травы: ее надо плотно подбить третьей рейкой к колышкам. Опускаем рейку с четными нитями, а поднимаем вверх — с нечетными. Повторяете весь процесс: кладем траву, подбиваем, поднимаем «нечетную» планку, опускаем «четную» (кстати, обе планки было бы удобно в начале работы покрасить в разные цвета, — так вы не запутаетесь).

Когда же ваша циновка достигнет желаемой длины, вы должны будете связать нити парами: четные с нечетными. Теперь просто срежьте шпагат с колышков и свяжите его концы таким же образом.

Вуаля, циновка готова. Иногда требуется ее немного подсушить, но — не забываем — только в тени!

 

Жалюзи

Принцип их изготовления и материал (камыш) тот же; однако уплотнять плетение не требуется. В этом случае нити основы крепятся не к рейкам, а сматываются в клубки: после каждого перекидывания пары нитей они завязываются двойным узлом.

Нюанс: чтобы изделие не вышло кособоким, все узлы завязывайте с одинаковым натяжением (этот навык можно обрести со временем); так что приступать к изготовлению жалюзи лучше, когда рука уже немного «набьется».

На готовые жалюзи можно нанести рисунок или орнамент по трафарету.

 

Рождественский венок

Понадобится: свежесрезанная виноградная лоза (не более 10 веток длиной в 2 м (количество веток лозы зависит от желаемой толщины будущего венка); клеевой пистолет; элементы декора (шишки, веточки ели или сосны, желуди, сухоцветы, колосья злаковых или сушеные лестные ягоды); декоративные материалы (мешковина, елочные шарики, кружевная лента, бусины и т.д.).

Итак, подготовим лозу: если она не совсем свежа, ее стоит намочить для большей эластичности.

Сверните в кольцо одну лозу и закрепите: левой рукой необходимо зажать кольцо на желаемом диаметре, а правой — наматывать оставшуюся часть лозы-ветки на получившуюся основу будущего изделия.

Второй и последующими ветками оплести вокруг получившееся кольцо, не забывая закреплять концы рабочей лозы в начале плетения.

Далее продолжать обвивать кольцо лозой до желаемой толщины венка: все ветви в процессе плетения должны ложиться в одном направлении.

Теперь приступаем к декорированию: с помощью клеевого пистолета прикрепляем подготовленные элементы вашего декора в строгом согласии со своей безудержной фантазией.

 

Камышовые маты

Летнее занятие для настоящих мужчин: вещь полезная, удобная и экологичная, — на все случаи жизни.

Составляющие успеха: стол с большой столешницей, мягкая вязальная проволока, камыш (с бОльшим содержанием стеблей в вязанке, чем листьев), кусачки и топор.

Камыш раскладывается на две части на столе: одна половина вязанки переворачивается и перемешивается с первой для того, чтобы стебли и листья равномерно распределились по поверхности столешницы.

Далее вы охватываете ладонью небольшое количество камыша и скрепляете (скручиваете) его проволокой; затем повторяете это с другими пучками, постепенно продвигаясь далее. То же повторить с другого конца вашего мата.

После каждых 5 пучков необходимо подбивать их для плотности, после этого ряды проволоки плотно соединяются между собой.

Завершающий эффектный штрих: подравнивание кромки мата топориком «для красоты» и удобства дальнейшего использования.

Придумав вам занятие, мы поняли, что на сегодня миссия выполнена и завершаем рассказ.


[1] Практически в любом городском или сельском краеведческом музее можно увидеть образцы не только плетения из лозы, но и вариантов использования в строительстве и быту таких материалов, как камыш, лоза и солома.
Например, в экспозиции музея деревни Стени.

[2] Все мы знаем, что кратковременное воздействие солнечных лучей на вино не окажет сильного воздействия, но вот хранить бутыли требуется в темноте: при длительном взаимодействии с ярким светом и теплом происходит быстрое старение вина и портится вкус напитка.

[3] Наконец, в мусульманской традиции, в том числе у турок-киприотов, они часто применялись в погребальном обряде (в них заворачивали усопших).


До новых встреч!