Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Керамика и гончарное дело
Керамика и гончарное дело
С доисторических времен и до наших дней
12587
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
21.04.2017

Изготовление керамики — это старинный промысел, который благодаря простоте работы с материалом и удобством использования в разных сферах жизни, со временем стал одной из наиболее представительных областей кипрского декоративно-прикладного искусства. На Кипре появилось в IX – VIII тыс. до н.э. (подробнее читайте в нашем обзоре). Изделия из глины мастеров-киприотов, в том числе и «пифария» (гигантские глиняные кувшины, которые использовались издавна для хранения и перевозки вина, уксуса, масла или воды), получили известность в Европе еще в XIV веке. Некоторые формы гончарных изделий (горшки, крынки и кувшины) и их способы изготовления все еще используются сегодня и очень популярны.

Если вы решили побывать на Кипре и привезти домой что-то особенное и к тому же полезное и практичное, местные изделия из керамики — прекрасный вариант.

Гончарное ремесло на Кипре берет свое начало в эпоху неолита. Находки археологов, а именно керамические предметы подтверждают: уже в то время люди использовали изделия из глины в быту и даже украшали ими свои жилища. Интересен тот факт, что мастера в то время уже имели представление о глазури и приемах лощения. Нередко керамика украшалась различными росписями, а маски из нее служили в отправлении языческих культов. Можно сказать, что впечатляющие формы и декор возникали уже в эпоху раннего и среднего неолита; в это же время появляются множественные ранние терракотовые, по преимуществу, женские статуэтки. Глиняные фигурки были важными атрибутами в святилищах: особенной известностью пользуются скульптуры и фигурки из святилища Айи Ирини (750 – 600 гг. до н.э.).

Зарождение керамики на Кипре

Через века и эпохи кипрская керамика демонстрирует множественные взаимосвязи со всеми культурами региона Средиземноморья и не только. Уникальная культура, согласно принятой исследователями точки зрения, начала складываться уже в конце IX тысячелетия до н.э., когда на остров прибыли первые постоянные переселенцы из Южной Анатолии и с Сирийско-палестинского (Левантийского) побережья, принося с собой довольно развитую культуру. Однако имеются данные о том, что на Кипре и в более глубокой древности высаживались так называемые сезонные охотники на карликовых слонов и гиппопотамов. Вскоре здесь появились ранненеолитические поселенцы, чье сообщество было организовано на основе ведения сельского хозяйства и животноводства. В течение позднего неолита (длился до 3900 г. до н.э.), островитяне начали обработку глины, изготавливая сосуды, которые затем обжигали и часто украшали простыми узорами.

Их поселения обнаруживались по всему острову, в том числе известные нам сегодня Хирокития и Калавасос, что недалеко от южного побережья острова (подробнее читайте в нашем обзоре).

Культура последующего периода, энеолита (ок. 3900 – 2500 до н.э.) возникла, вероятно, благодаря новой волне переселенцев. Их искусство и религиозные практики, разумеется, были уже более развитыми. В это время преобладают характерные керамические и каменные женские фигуры, часто с гипертрофированными половыми признаками, символизирующие плодородие и фертильность, как у людей и животных; так и возделанных земель — отражение основных потребностей аграрного сообщества. Во второй половине энеолита население Кипра научилось производить мелкие инструменты и украшения из самородной меди (с греч. «халкос») — ознаменовавшие переход от каменного века к бронзовому.

Уникальное географическое положение Кипра на перекрестке многих морских путей в восточной части Средиземного моря, помимо обогащения его культуры адаптацией множества влияний, позволило стать в древности важным центром торговли. Уже в начале (2500 – 1900 гг. до н.э.) и в середине бронзового века (1900 – 1600 гг. до н.э.) островом были установлены контакты с минойским Критом (2700 – 1400 гг. до н.э.) и с микенской (или Ахейской) Грецией (XVI – XI вв. до н.э.), а также с древними цивилизациями Ближнего Востока (Сирии и Палестины), Египта и Южной Анатолии (части Малой Азии).

Ближневосточные тексты первой половины II тыс. до н.э., упоминая царство «Аласия», название которого является синонимом либо всего Кипра, либо его части; свидетельствуют о развитых связях острова с Сирийско-палестинским побережьем. Переписка между фараоном Египта и царем Аласии, датируемая первой половиной XIV века до н.э., — источник ценной информации для исследователей по данному вопросу. А вот благодаря хеттским текстам, современным историкам стало известно, что в конце XIII в. до н.э. Аласия была захвачена этим народом и платила ему дань: в основном, золотом и медью.

Наряду с богатыми ресурсами меди, которыми обладал Кипр и которые высоко ценились во всем древнем мире; киприоты экспортируют кувшины и другие изделия из керамики в обмен на предметы роскоши: украшения из драгоценных металлов, изделия из слоновой кости, колесницы и лошадей, дорогую мебель и др.

Керамика доисторического Кипра, особенно относящаяся к началу и середине бронзового века, разнообразна по форме и декору. Например, терракотовые статуэтки, которые были изготовлены в довольно больших количествах, помещали в усыпальницы женщин из знати на протяжении всей «бронзы». Известно, что чаще всего они изображали женские фигуры, символизировавшие возрождение.

Во время поздней бронзы (1600 – 1050 гг. до н.э.) медь добывалась и экспортировалась в огромных масштабах, способствуя расширению кипрской торговли с Египтом, на Ближнем Востоке и в Эгейском регионе.

Керамические печи, находящиеся в том или ином районе, свидетельствуют о том, что гончарное искусство процветает здесь на протяжении веков. Доказательство тому: обнаруженные в большом количестве сосуды периода энеолита (3000 – 2500 гг. до н.э.), бронзового века (2300 – 1050 гг. до н.э.) и геометрического периода (1050 – 950 гг. до н.э.).

Интересно: по преданию, искусство изготовления сосудов из глины было изобретено в Лапитосе Кинирасом, древнейшим царем Пафоса и «учредителем» культа почитания Афродиты.

А что же местные мастера и мастерицы? Вдохновленные окружающим миром и природой Кипра, в соответствии с бытовавшим в ту или иную эпоху мировоззрением, местные умельцы вбирали и использовали в своем ремесле разнообразные формы, мотивы, узоры, — создавая изделия и накапливая опыт, который в дальнейшем сформировал своеобразный локальный характер народных ремесел, в том числе и гончарного дела. Все это — культурная «кладовая» Кипра, часть его богатого художественного наследия.

Каждая эпоха имела на острове свои центры производства с различными характеристиками.

Изделия из красной глины

Кирения в прошлом была известна своей керамикой, которая выполнялась наиболее искусно: известно, что здесь да в Фамагусте (Вароша) были лучшие керамисты на острове.

Мастерские в районе Кирении производили, в основном, поливную керамику и кухонную утварь для ежедневного использования, а также отличавшиеся высоким качеством декоративные изделия. Производство шло в небольших мастерских, как правило, силами всех членов семей. Большинство керамических изделий, которые они создавали, были декорированы вручную, покрыты глазурью и проходили обжиг при низких температурах (920 – 980 ºC). Кроме того, там производили великолепные терракотовые вазоны и кувшины различных видов.

Вароша — один из наиболее известных и процветавших до 1974 г. кварталов Фамагусты; славилась своими керамическими сосудами для воды. Местная керамика («варошотикис») также производилась на экспорт в близлежащие страны. Основным материалом служила гладкая желтоватая глина (с высоким содержанием железа и калия). В Вароше глиняная посуда делалась, в основном, мужчинами, которые занимались этим ремеслом целыми династиями. Нередко керамические сосуды из этой местности имеют антропоморфный декор, с рельефными украшениями-налепами в виде змеек и животных. Причем, происхождение всех приемов этого декоративного стиля в керамике аналогично античному. «Куккумарой» называли традиционную и очень популярную до сих пор антропоморфной формы вазу (выполненную в виде фигуры женщины), украшенную рельефным декором.

Сегодня традиции изготовления керамики преобладают в деревнях Корнос (ларнакская область) и Фини (район Лимассола) — там это чисто женское занятие.

Корнос и Фини — обе деревни тоже заслуженно и издавна славятся своими керамическими изделиями из красной глины (с оксидом железа и диоксидом кремния).

Корнос

Эта местность известна своей традиционной керамикой и гончарным ремеслом, которое когда-то было основным занятием жителей деревни и которое до сих пор активно практикуется. Качество местных изделий давно получило мировое признание. Например, на ежегодной Всегреческой выставке керамики изделия из Корноса часто получали награды и первые призы. Для изготовления глиняной утвари (в мастерской Корносского кооператива гончаров), сырье доставляется, в основном, от подножия горы Ставровуни и из района горы Ксилия. В мастерских изготавливают различных форм большие кувшины для хранения вина, а также крынки для молока, цветочные горшки, курильницы и «кивертия» (глиняные, цилиндрической формы ульи, которые с древности использовались в пчеловодстве). Здесь же сегодня можно заказать садовые печи и различные другие декоративные элементы. Все эти изделия часто украшают различные гравированные и рельефные изображения.

Гончарное дело на Кипре

Мастерицы-гончары («масториссес») работают как в мастерских кооператива, так и у себя дома, на небольших гончарных кругах (высотой 30 см), вручную приводя его в движение и создавая традиционные изделия простой формы. Во время работы мастерица слегка обравнивает деревянным ножом поверхность по стенкам снаружи снизу вверх (немного сглаживая глину и придавая четкость форме) и в тоже время из излишков формируя верх своего будущего изделия. Когда основная форма тела сосуда готова, мастерица берет еще глины и тщательно мнет ее в руках, раскатывая в «колбаски»: их долепливают по верхнему краю изнутри, создавая красивый и выпуклый край по горлышку.

Фини

Деревня Фини расположена к югу от горного хребта Троодоса, в 3 км от монастыря Троодитисса и в 6 км от горнолыжного курорта Платрес. В деревне возникла уникальная традиция в гончарном деле, история которой уходит вглубь столетий. Состав почвы в регионе способствовал тому, что многие жители сделали гончарное ремесло второй профессией для увеличения дохода своих семей.

В течение нескольких последних веков она была одним из четырех важнейших центров гончарного искусства на Кипре. Горшки, изготовляемые здесь, — из красной глины, черепок их довольно пористый (подобный корносскому). Однако местные изделия небольших форм отличает подчеркнутый и изобильный скульптурный декор с использованием растительных и антропоморфных мотивов и элементом.

Основной вид керамики, который был типичным для Фини в прошлом, это большой, ручной работы кувшин для вина. Они создавались, что называется «на месте» в течение 15 дней. Это всегда было мужским занятием, которое можно отследить от раннего бронзового века (2300 – 2000 гг. до н.э.).

Как мы уже сказали, гончарное ремесло было выгодным занятием для большого количества жителей. Мужчины, в основном, производили фляги и огромные кувшины, а женщины — небольшие изделия для хранения и переноски сельскохозяйственных продуктов и воды. Ручной работы горшки в Фини до сих пор делают так же, как их производили тысячи лет назад без каких-либо серьезных изменений (изделия из этой деревни, датируемые V в. до н.э. находятся, например, в экспозиции Британского музея).

В настоящее время это ремесло стало всецело женским занятием. Самые интересные изделия как в Корносе, так и в Фини: с изображением человеческих фигур, животных, птиц, змей и с цветочным дизайном.

Лапитос

Керамика и традиции ее производства в этой деревни хорошо описаны в книге доктора Элени Пападимитриу «Modern Glazed Pottery of Cyprus, Lapithos Ware» (En TipisPublication 2005).

Она имеет иной характер, по сравнению с вышеописанными. Здесь традиции позднего Средневековья, характерные для поливных сосудов с росписью, практиковались вплоть до вторжения турецких войск в 1974 году.

Вообще, в эпоху Византийской империи глазурованные сосуды были широко распространены на Кипре, особенно сосуды с гравированным декором. Местные керамические изделия имели разнообразный и произвольный дизайн, как правило, выполненный при помощи зеленой краски. Еще один вид цветного декора выполнялся путем погружения части горшка в светлый сметанообразный раствор из чистой белой глины.

Многие средневековые печи, датируемые XVI веком, которые и сегодня можно найти в Лапитосе (деревня до сих пор находится в оккупации), — являются еще одним доказательством того, что этот район был важным центром гончарства с давних времен (около 500 лет).

Сохранились свидетельства современников. Так, например, еще в 1769 году итальянский священник Джованни Марити описывал Лапитос как центр традиционной керамики. В 1862 году Альберт Годри, французский палеонтолог и геолог, упоминает о глазурованной керамике из этой области; а в 1893 г. некая г-жа Льюис посетила гончарные мастерские Лапитоса, так описывая свое путешествие: «...спускалась в деревню по потокам бесконечных узких и многолюдных улочек, пока не добралась до печи, вероятно, стоящей там с незапамятных времен, ... [до сих пор производящей – Е. К-Т.] горшки и вазы, по-прежнему грубо сделанные в античных формах...».

Знаменитые мастера-гончары Лапитоса, чьи имена хорошо знают на Кипре: Димитрис Тцимурис, Костас Христодулакис, Аристофанис Хаджихаралампус и др.

После турецкого вторжения в июле 1974 года все греческие мастера-горшечники из Лапитоса, Кирении и Вароши стали беженцами и вынуждены были переехать на свободные территории острова, где некоторые из них сумели восстановить свой бизнес и создать новые цеха. Теперь «наследие Лапитоса» практикуют по всему острову: современные гончары используют полировку поверхностей, глазурь и зеленый краситель при изготовлении чаш, тарелок, ваз, сосудов для воды и для другого бытового использования.

Керамика разных периодов на Кипре

Многие молодые люди в те годы уехали за границу для изучения керамического искусства и гончарного производства; по возвращении на Кипр они открывали свои собственные мастерские. Они привнесли свежие идеи и зарубежные техники, развивая новый взгляд на ремесло с чисто художественной и с практической точек зрения.

Все работы с гончарными и керамическими изделиями и в наше время производятся в мастерских Кипра индивидуально и вручную. Высокое качество будущих изделий обеспечивается обжигом керамической глины в газовой печи при высоких температурах. Все это в сочетании с так называемой «несбалансированной» глазурью создает произведения с очень характерной текстурой поверхности. Вы сможете найти и приобрести в мастерских и в сувенирных салонах оригинальные кружки, кувшины и крынки, контейнеры для хранения, тарелки и многие другие, очень красивые и практичные изделия; а также более декоративные элементы интерьера: вазы, большие чаши и тому подобное.

Остановимся чуть подробнее на процессе технологии изготовления кипрской керамики, включающей в себя сырье и его подготовку, инструменты и гончарные круги с ножным приводом, белую затирку — «батанас», сглаживавшую поверхности, секрет производства глазури и украшения.

Технология изготовления гончарных изделий

Подготовка сырья

Добыча и перенос глины были исключительно мужским занятием, которым занимались «хоматаридэс» (от «хома» — почва, земля). Два вида сырья используются для подготовки керамической глины — белой и красной — в зависимости от состава почв в районах, прилегающих к деревне гончаров. После выемки глину как следует просушивают: ее рассыпают и простукивают с помощью деревянной палки из твердой древесины (так называемой «купани»), чтобы расщепить комки. Затем глину просеивают, чтобы удалить камни и другие посторонние включения. Работы проходят в специально оборудованном бассейне: подготовленную глину сбрызгивают водой, а затем тщательно перемешивают специальной деревянной лопатой и переносят к рабочей зоне.

Гончарный круг

Изготовление горшков

Формирование (формование) горшков и других гончарных изделий осуществляется на традиционном «гиристари» (гончарном круге).

Итак, мастерица сидит перед кругом и набрасывает на него небольшое количество глины (в зависимости от желаемого размера будущего изделия, для него брали кусок глины весом, в среднем, от 1 до 3 кг) и затем, центруя, смачивает обильно водой глиняный «шар» и свои руки. Во время работы глину приподнимают с боков и опускают, слегка придавливая сверху сложенными ладонями для того, чтобы промять получше и избавиться от пузырьков воздуха в материале. Затем в глиняном комке находят середину, которую аккуратно проминают пальцами — так во время вращения образуется заготовка будущего сосуда: при вытягивании основного объема сосуда правая рука мастера оказывается снаружи и формует внешние стенки, а левая — внутри и работает со стенками и донышком сосуда. Постепенно руки начинают скользить выше, а с ними вместе «растет» и изделие. Необходимо все время смачивать глину: время от времени мастерицы увлажняют свои изделия небольшим, влажным куском ткани, чтобы обеспечить лучшее скольжение глины вверх.

При помощи лески современные гончары выравнивают верхний край: когда мастер работает с важными деталями, то скорость вращения гончарного круга замедляется.

Нюанс: еще до начала работы на поверхности гончарного круга на Кипре принято прикреплять сосновую кору с тремя маленькими кусочками глины для облегчения работы мастерицы, так как кору удобно использовать для переноски горшка — сразу после того, как он вылеплен и пока еще сохраняет мягкость.

По окончании формования горшка гончар протирает его стенки влажной тканью и полирует с помощью соломы. Теперь изделие можно установить на естественную сушку в тени, вдали от воздушных потоков, до следующего дня. Назавтра излишки глины срезают по основанию горшка деревянным ножом, выравнивая дно.

В зависимости от типа изделия, к нему приделывают еще ручки и украшают декором: ромашки, шишки, птички или небольшие человеческие фигурки и т. д. Его вновь ставят сушиться в тенистом месте. Когда изделие полностью высохло, оно готово для обжига в печи.

Изделия больших (и даже гигантских) размеров изготавливали по месту их будущего использования. Этим занимались мужчины, «питарадэс» (от слова «питари» — кувшин). Сырье для их изготовления добывали в окрестностях селения. Когда заказчикам из других деревень требовался в хозяйстве большой кувшин, они сами закупали и привозили глину для его изготовления до своего дома. Во время весенних и летних месяцев гончар отправлялся в деревню покупателя для того, чтобы успеть изготовить тому кувшины и горшки.

гончарное дело и керамика на Кипре

Производство большого кувшина длилось 20-45 дней, в зависимости от его размера. Мастеру для начала работы необходимо взять кусок глины весом 3-4 кг, — для создания «базы» кувшина. Она должна быть достаточно массивной, чтобы выдержать остальной вес кувшина. В тот же день он делает заготовки (20-25) для последующей работы над кувшином. Каждый день гончар присоединяет по одному кольцу к предыдущему, создавая форму будущего изделия (так называемые кольцевые налепы). Необходимо следить, чтобы новое «кольцо» оставалось влажным до следующего дня, так что мастер-гончар покрывал свои незаконченные горшки и кувшины виноградными листьями или листьями орехового дерева. Когда кувшин был готов, его подвергали долгой сушке (около 10-15 дней).

Обжиг

Итак, после сушки все изделия необходимо было подвергнуть обжигу в дровяной печи. Большие кувшины помещали в специальную печь, рассчитанную на 3-9 изделий (в зависимости от их размера) с помощью подложки и мешка, по которому их аккуратно катили. Горшки и кувшины размещали в печи с осторожностью: сначала большие, а затем маленькие. Требовалось 3 дня, чтобы завершить обжиг. На многие гончарные изделия наносили имя производителя и дату производства; иногда на них присутствовало и имя покупателя.

Керамика и гончарное дело на Кипре

После завершения обжига кувшины обязательно вычищали с дегтем и уксусом. Ведь когда кувшины еще горячие, поры их черепка открыты: самое время обработать их для внутренней гидроизоляции.

Современный образ жизни изменил сферы и случаи использование гончарных изделий и утвари, сделанной из керамики, и, как следствие, даже женщин, которые занимаются сегодня их производством, осталось очень немного. Их занятия гончарным ремеслом сегодня ограничивается, в основном, изготовлением декоративных горшков и крынок.

Современное гончарное искусство и керамика Кипра

Кипрским Центром ремесел (под эгидой Министерства торговли, промышленности и туризма) в сотрудничестве с сообществом и Ассоциацией эмигрантов Фини, а также с другими организациями были проведены работы по исследованию, сохранению и популяризации гончарного искусства Кипра: различные фестивали, мастер-классы, семинары и конференции. Одновременно с этим молодежь активно побуждается к изучению гончарного ремесла (больше информации вы найдете здесь: www.cyprusceramicassociation.com).

Керамика — один из лучших вариантов сувенира с душой Кипра...

В настоящее время на острове открыты около 40 мастерских, которые не только сохраняют секреты мастерства, но и стремятся сочетать их с современными тенденциями в дизайне формы сосудов и их декора. Назовем некоторые из них. Например, Savvas Pottery, одна из старейших и самых известных гончарных мастерских на Кипре (расположена на старой трассе Лимассол – Пафос, недалеко от Героскипу). Основатель бренда, Саввас Георгиадис в течение 15 лет проработал на керамическом производстве в KERAMEYS (западная часть Кирении), а один из его сыновей, Паникос Георгиадис продолжает эту традицию: будучи технологом керамического производства по образованию, он разработал собственную палитру используемых цветов и рецепт глазури. За последние 40 лет мастера-гончары Savvas Pottery разрабатывают новые материалы, устойчивые к применению в современных условиях, и актуальный дизайн, при этом всегда оставаясь верными местной традиции. Мастерская дает уроки желающим, а также имеет собственный онлайн магазин на сайте: www.savvas-pottery.net.

Lemba Pottery — мастерская в деревне Лемба (известной так же, как «деревня художников»), также недалеко от Пафоса. Ее владелец, Джордж Георгиадис — мастер-гончар, отец которого тоже был гончаром в Лапитосе до оккупации турками. Джордж изучал как традиционные, так и современные приемы и технологии работы и способы моделирования изделий. В его произведениях нашли свое отражение архаичные формы с их простой элегантностью.

Мастер и его жена Сотирулла создают сегодня настоящие произведения искусства. В их мастерской всегда можно найти и подобрать для себя или в подарок красочные глазурованные горшки, декорированные по краю изумительные блюда, а так же минималистичные тарелки современного дизайна и многое другое: www.lembapottery.com.

Нынешние мастерские экспортируют свою продукцию, в основном, в Европу, — в небольших количествах, правда. Ведь в большинстве своем они невелики и на керамическом производстве, как правило, заняты один или два человека; хотя есть и более крупные объединения.

Из современных мастеров Кипра, которые работают в реалистической манере и часто принимают участие в местных и международных выставках стоит назвать Марию Василиу или Христину Константину, — обе художницы вдохновляются в своем творчестве природными мотивами острова и его культурой. Абстрактную и фантазийную керамику создают, например, Кулла Калвари, Андреас Каттос и некоторые другие керамисты: в их работах присутствуют оригинальные идеи и техника высокого уровня. На Кипре можно встретить также работы современных мастеров-иностранцев, среди работ которых встречаются и целые панно из керамики: Пол Хатер с его «Untitled» или Сью Мифсад — «Behind the sun».

Керамика и гончарное дело на Кипре

Адреса центров ремесел и арт-салонов, в которых вы так же сможете приобрести керамику или получить больше информации, находятся здесь:

Центр ремесел Кипра (Никосия) — мастерские и салоны по продаже традиционных ремесленных изделий народного искусства.

Адрес: Аталассас-авеню 186
Телефон: +357 22305024

Сувенирная лавка при Муниципальном музее Левентис

Музей предлагает организованные образовательные программы, экскурсии и другие мероприятия. В сувенирной лавке можно приобрести произведения современных художников и ремесленников, а также тематическую литературу.

Адрес: ул. Иппократус 15-17, Никосия
Телефон: +357 22661475, факс +357 22662285
Сайт: www.leventismuseum.org.cy

Сувенирный салон при Музее народного искусства Кипра

Сотрудники Музея не только проведут экскурсию по постоянной экспозиции и временным выставкам, но и квалифицированно ответят на вопросы относительно народных ремесел и их бытования. В салоне можно недорого приобрести произведения художников-прикладников.

Адрес: Пл. Архиепископа Киприану 2, Никосия
Телефон: +357 22432578, факс +357 22343439
Сайт: www.cypriotstudies.org

Центр Ремесел «Хрисалиниотисса» (Никосия)

Комплекс из восьми мастерских, что вблизи церкви Панагии Хрисалиниотиссы — старейшего византийского храма в Старом городе. Данный центр является частью проекта реставрации и возрождения столицы.

Адрес: Димонактос, 2 (пересечение улиц Иппонактос и Димонактос)
Телефон: +357 22348050, +357 99629611

The Place (Старый Пафос)

Местные умельцы используют данное арт-пространство под мастерские, изготавливая и демонстрируя всем желающим свои ремесла и таланты. Среди иных есть и гончарное дело.

Адрес: ул. Константину Канари 56
Телефон: +357 26101955
Email: theplace@theplacecyprus.com
Сайт: www.theplacecyprus.com

Сувенирная лавка при Музее «Фермерский дом»

Находится на центральной площади Айя-Напы (рядом с монастырем).

Сайт: www.ayianapa.org.cy

The Place, керамика на продажу

Оставайтесь с нами и до новых встреч!

Текст: Евгения Кондакова-Теодору.