Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Кружевоплетение, вышивка и кроше
Кружевоплетение, вышивка и кроше
7555
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
01.03.2017

Кипр — одна из тех стран, где искусство вышивки и кружевоплетения были распространены повсеместно и достигли высочайшего уровня. Считается, что именно на этом острове выгодное коммерческое предложение стало настоящей статьей импорта, востребованной до сих пор. Обогащаясь под греческим, византийским и итальянским влиянием, кипрская вышивка с ее традиционным геометрическим орнаментом сохранила свою самобытность.

Среди кружева ручного изготовления наиболее ценилось и представляет, по мнению знатоков, особый интерес, — белое кружево, которое претерпело значительное иностранное влияние в эпоху правления Венецианцев. Рукоделие кроше с недавнего времени также получило широкое распространение во многом благодаря своей «объединяющей» миссии: сближения женщин обеих общин острова на основе сотворчества и дружбы, отразившихся в ряде совместных проектов.

Кружевницы и вышивальщицы острова с древних времен умело создают различные виды узоров и декоративные изделия всевозможных форм и видов.

Например, кипрская «пипилла» — тонкое игольное кружево ручной работы, изготовление которого требует от кружевницы самого искусного мастерства, — подобно итальянскому «reticello» (XV – 1-я четв. XVII вв.) также имеет многолетнюю историю бытования. Популярным мотивом рукоделий служил цветочный мотив с дополнительным включением различных форм: от четких прямоугольных до округлых и волнообразных. На смену используемой поначалу шелковой нити домашнего прядения пришла со временем более качественная и тонкая хлопковая.

Ее производят только с помощью простой иглы и нити, гладкой и с очень хорошо и равномерно скрученными волокнами, белого или бежевого цветов. Так создаются особые стежки — сочетания плотных или легких узелков, известных еще как «велонокомбос»; также практикуется использование двойного узелкового стежка или «дипловелонокомбос». По традиции, принято считать, что пипилла имеет византийское происхождение. Ее техника производства и узоры демонстрируют значительное сходство с методикой кружевоплетения, возникшей и распространившейся в Константинополе, на Родосе и Крите, на Северо-восточных островах Эгейского моря (Хиос, Псара, Самос и других). Похожие виды кружев производились также в Турции (например, в прибрежных районах Малой Азии, Смирне). В прошлом знаменитыми центрами кружевоплетения были также Никосия, Ларнака, Пафос и Фамагуста. При создании пипиллы, как и во многих видах кружевоплетения, работа над будущим изделием всегда начинается с центра узора, за исключением изделий с дизайном «в полоску».

Любопытно: если это не рельефная (трехмерная) работа, то обе стороны завершенного кружева будут выглядеть абсолютно одинаково.

В наше время технология сохраняется и воспроизводится жительницами деревень Килани, Омодоса и уроженками Лапитоса (селение находится на оккупированном с 1974 года севере острова). Поддержкой традиций рукоделия и обучением мастерству юного поколения занимается муниципалитет деревни, расположенный на территории Республики Кипр.

Стоит отметить, что если в прошлом это кружево чаще всего можно было встретить на покрывалах, а также — на предметах постельного белья, то современные кружевницы часто используют пипиллу в виде декоративного кромочного элемента для отделки края штор, скатертей, наволочек; или создавая самостоятельные украшения и аксессуары: колье, кулоны, серьги и другую бижутерию; платки и шарфы, и даже настенные украшения.

И сегодня, как и много лет назад, киприоты украшают свои дома разнообразными кружевными изделиями...

Вышивание, как вид народного творчества совершенствовалось на острове в течение многих веков. Благодаря влиянию греческому, византийскому и итальянскому, кипрская вышивка обогащалась, сохраняя при этом свою самобытность. И сегодняшние вышивальщицы следуют древним традициям, привнося некоторые новые элементы, что обусловлено естественным процессом развития ремесла.

Вышивка белыми нитями («левко кентима») зародилась на Кипре в глубокой древности. На основе ромба («диаманта») узор выстраивался зигзагообразными линиями. Если же мастерица использовала ряд «полу-диамантов», то он уже назывался «река» и выполнялся разнообразными стежками. В случае, когда в вышивке присутствовали только «полу-диаманты», такой образец был известен как «арка».

«Белым вышиванием» — «лефкаритикой» занимались по всему острову издавна. Однако самые сложные приемы и наиболее замысловатые узоры, как вы догадываетесь, рождались именно в Лефкаре. Эта деревня, как и многие селения в округе, расположенные к югу от Никосии (Като Дрис, Вавла и др.), и которые славились вышивкой гладью с прорезями. Лефкаритика — вид рукоделия, обычно называемый «кружевом», хотя оно сочетает приемы характерные как для кружевоплетения, так и для вышивания.

Широко распространено представление, что лефкаритика (или «тагиадес», также ассимилированное название, от итальянского «punto tagliato») имеет венецианское происхождение. Доказательством этому якобы служит наличие многих ажурных сплетений, имеющих иной характер, чем более ранние местные изделия, и удивительно похожих на средневековые итальянские вышивки (можно видеть на образцах лефкаритики XIX века). (Подробнее об этом можно прочитать здесь).

Хотя, по словам местных краеведов, это не так: она появилась на Кипре еще в XII в. В дальнейшем лефкаритика претерпела значительные изменения под влиянием Венецианцев, когда в середине XVI века, в годы их правления островом, знатные донны, проводя жаркие летние месяцы в кипрских деревнях, начали обучать местных жительниц искусству своей родины. Таким образом, узоры и приемы их вышивки были восприняты и нередко копировались кипрскими вышивальщицами. Можно сказать, что основой настоящей лефкаритики, какой мы знаем ее сегодня, является сочетание традиционных народных мотивов островитян (вероятно, в свою очередь имевших средневосточное происхождение) с привнесенной венецианской аристократией техникой вышивания, давших знаменитую комбинацию из геометрических узоров.

Наиболее часто в этом рукоделии воспроизводится мотив, называемый «потамос» — «река». Симметрия и четкость линий — основное правило, которое прослеживается также на других узорах лефкарийских вышивок: «не забывай меня», «пальмовая роща», «Маргарита» и, конечно, «Леонардо да Винчи» («Леонардо» — основной узор: его еще называют «зигзаг»), а также разнообразные «кресты» (прежде чем их вышивать, мастерицы сначала вырезают на месте будущего узора крестик «кофти» — от греч. «разрез»).

Любому посетителю Лефкары обязательно поведают, как сам великий Леонардо да Винчи посетил Лефкару в 1481 году и приобрел там кружевной алтарный покров, который был им пожертвован в собор в Милане. И не только... считается, что прообразом скатерти, покрывающей стол в «Тайной Вечере», была та самая, лефкарийская...

Нюанс: если в прошлом цвет нитей был либо белый, либо темно-оливковый, то сравнительно недавно к ним добавился и «беж»: небеленый лен от стирки, как известно, постепенно выбеливается, а цвет вышивки не меняется, — все это добавляет изделию со временем новый, интересный эффект.

Так что, даже сегодня, несмотря на появление новых мотивов (бабочек, стилизованных цветов и прочего) лефкаритика, — это мир четких геометрических линий. Поначалу лефкарийская вышивка выполнялась на хлопковых или шелковых тканях. Затем стал использоваться лен местного производства. Современная вышивка производится по льну, но уже импортному, — французскому или ирландскому. Нити для своих «тагиадес» мастерицы закупают во Франции и Ирландии (наиболее популярна «французская нить» или «pearl cotton»).

Знаете ли вы: мастерство лефкаритики в 2009 было признано ЮНЕСКО нематериальной ценностью и включено в Список Культурного Наследия.

Известно, с середины XIX-го века и вплоть до наших дней «лефкаритика» начинает экспортироваться сначала в Египет и Малую Азию, а затем в Европу, Америку и Австралию. Лефкарийцы были первыми, а за ними потянулись жители Като Дрис, Кофину, Вавлы и других деревень округи.

Что ж, во все времена трудно быть «первопроходцами» и начинать свое дело: особенно, когда необходимо всегда хорошо выглядеть, да и найти будущего клиента — человека состоятельного по определению, ведь кружево и вышивка ручной работы не могут стоить дешево.

Многие коммивояжеры и торговцы в те годы впервые отправлялись в путь в возрасте 15-16 лет и, имея образования всего 4-5 классов школы, хотя это и противоречило закону. Предприимчивую молодежь выручали мэр или приходской священник, приписывая в метрику недостающие годы, — и такое не было редкостью, по словам старожилов...

Бизнес достаточно быстро начал процветать, что и позволило коммерсантам со временем не только строить прекрасные дома для своих семей, но и спонсировать, вместе с другими «коллегами по цеху» (в те годы под наблюдением и при поддержке британцев) строительство школ в деревнях по округе: чаще — для мальчиков, реже — для девочек. Жертвовали и на строительство храмов (церковь Айос Йоргос в Като Дрис, 1947 год), лечебниц и прочего.

Жители Като Дрис до сих пор вспоминают интересный случай, который произошел с одним из их односельчан, (впоследствии, сэром Рео) Аргиросом Стакисом (1913 – 2001 гг.). Прибыв в юности в Лондон и мало, что зная о стране, юный предприниматель направился однажды прямиком в королевскую резиденцию, решив, что это дом очень богатых людей. Его там неожиданно легко приняли и попросили показать привезенные кружева одной знатной даме, что он и сделал. Для Ее Величества были приобретены лефкаритика, а удачливый киприот получил чек... по которому он и понял, с кем только что имел дело. Однако чек на весьма крупную сумму так и не был никогда обналичен: Стакис хранил его как память и реликвию... и все же, спустя какое-то время, по словам сельских жителей, он просто потерялся. (Подробнее об этом можно прочитать здесь).

В дни свадеб и других праздников вышивки на Кипре широко использовались для украшения дома. Особенно же ценились работы искусниц Никосии, Ларнаки и деревень Лапитоса и Килани.

Так на свадьбу невеста и ее семья готовили ей приданое: столько изделий, сколько это было возможно. Невеста получала так же приданое по наследству от своей матери и еще подарки от своих подруг. Все составляющие приданого девушки использовались для украшения комнаты и оставлялись там в течение 8-10 дней, чтобы соседи, пришедшие на торжество, могли бы его рассмотреть и оценить работу мастериц. Все выставленные изделия традиционно были декорированы вышивкой и нередко располагались по стенам комнаты, поэтому часто их называют «настенными тканями» и еще «ткань-на-колене» (вышитые салфетки из приданого клали на колени жениха и невесты во время торжества). Это так же могли быть скатерти, наволочки и простыни, вышитые по всему периметру.

Тканая вышивка на Кипре также имеет давние традиции. Происхождение некоторых образцов (схем) для узоров исследователи связывают с декоративными элементами, которые обнаруживаются на вазах геометрического периода на острове (X – IX века до нашей эры). К слову, ближайшие прототипы этих вышивок изображены также украшающими головные покрывала жен-дароносиц на фресковой росписи одного из храмов XV века.

Как мы уже говорили, наиболее изысканными всегда считались произведения, выполненные в технике так называемой «белой вышивки» («левко кентима»).

Что же касается различных видов ручной вышивки и тканого узора, то наряду с «диамантом» широко распространены на протяжении многих лет были, например, сочетания и группы различных геометрических узоров, традиционно располагаемые в нижней части или по краю полотенец, скатертей и простыней. Так, довольно типичным узором являются схематичные вертикальные геометрически стилизованные «антропоморфные» мотивы, использовавшиеся для декорирования верхней части текстильного изделия, — так называемые «мужчины» и «девушки».

Вообще, геометрический орнамент, присущий всем традиционным кипрским вышивкам, выполняется особого рода стежками.

Однако наряду с этим существовали и другие виды этих изумительных рукоделий. Например, цветная вышивка: самые ранние образцы ее выполнены обычно в красном (нити окрашивались соком корня марены) и синем (индиго, пигмент получали из соименного растения индигофера, произрастающего в Индии) цветах.

На более поздних рукоделиях уже встречаются зеленый, желтый и оранжевые цвета.

Очень популярной, как и во многих странах мира, были и остаются на Кипре вышивки «крестом» (чаще всего на полотенцах, скатертях, по периметру простыней), — происходящие из горных деревень пафосского региона.

В ранних образцах вышивки крестиком в качестве материала использовался грубый хлопок, применялись различные цветовые сочетания, а также расположение рисунка, схожее со старинными ткаными вышивками (шпалерами) из того же региона.

Не меньше востребован и шов «назад иголка» — также как и вышивание гладью на различных образцах, выполненных «ступенчатыми» рядами.

Центр «диаманта», как правило, заполняется прорезным узором или вышивкой одним из швов, применяемых в глади. Иногда в работах современных мастериц появляются мотивы, заимствованные из модных журналов: корзины цветов или бабочки... просто потому, что они нравятся многим заказчикам.

В полихромной ручной вышивке (в прошлом они имели название «тцевредес»), где стали появляться стилизованные цветочные орнаменты, наиболее искусные образцы встречаются в декорировании полотенец и женских поясов, самые ранние их которых производились из хлопка, льна, смесовых тканей (на основе сочетания хлопковых и шелковых нитей); а вышивались также хлопковыми нитками или шелком.

Вышивкой бисером до конца XIX века в особенности славилась Карпасия. Бисерное шитье часто встречается на изделиях из плотной хлопчатобумажной ткани (например, на простынях, скатертях, салфетках и на женской верхней одежде, чаще — на подолах платьев, реже — по краям предметов нижнего белья). Белые вышивки с включением стеклянного бисера — интересный образец тканого вышивания, которым славился этот район, вплоть до конца XIX века. Сложный узор с геометрическими мотивами создавался различными переплетениями множества нитей бисера зеленого, красного, черного и цвета «берлинской глазури»; придавая изделиям не только нарядный вид, но и изысканность.

Кроше (в переводе с французского, «crochet» — крючок). Часто так называют ирландское кружево, известное с XVI века, которое плели монахини. Его особенность: узоры с изображением листьев, цветов и различных насекомых сначала вывязывались крючком по отдельности, а затем из них составляли единое произведение благодаря использованию сетчатых соединений.

На Кипре кроше, как вид вязания кружева, издавна получило широкое распространение, которое сохраняется и в наши дни. Здесь можно найти многочисленные и великолепные образчики этого прикладного искусства. Ведь различные изделия кипрских рукодельниц, созданные из льняных тканей, нередко были декорированы именно в технике кроше.

Сегодня это искусство не только продолжает процветать, но получило новое, социально значимое «звучание». Недавно созданный двуобщинный проект «Peace2Peace» — детище трех женщин-киприоток: двух гречанок Кристианы Музури, Элени Даниэль и турчанки Нильгюн Акын (их страничку на Фейсбуке можно посмотреть здесь).

Как правило, участницы из греческой и турецкой общин острова вяжут сотни отдельных фрагментов, которые затем соединяют в одной из инсталляций на открытом воздухе: первым объектом активисток-рукодельниц стал большой якорь, что на набережной Старого Пафоса (акция состоялась 29 июля 2016 года); позднее — знаменитое дерево у муниципальной галереи и другие.

Сейчас в проекте принимают участие около 30 мастериц и с каждым разом их число увеличивается.

Таким образом, на Кипре создаются и проходят по выходным дням различные мероприятия (они же арт-инсталляции), нацеленные на укрепление дружбы и взаимопонимания через взаимное сотрудничество, творчество и общение.

Где же можно приобрести кружева, традиционную вышивку и иные произведения прикладного народного искусства, вероятно, спросите вы? Изделия народных промыслов представлены на продажу во многих сувенирных салонах по всему острову.

Однако предлагаю вам обратить особое внимание на некоторые из них — те, где вам смогут рассказать подробнее о происхождении выбранного изделия, посоветовать как за ним ухаживать или, возможно, подскажут где найти хорошего современного мастера, работающего на заказ либо дающего уроки:

 

Центр ремесел Кипра (Никосия)

Здесь расположены мастерские и салоны по продаже традиционных ремесленных изделий народного искусства, а именно: керамической посуды и гончарных изделий, корзин, изделий из металлов и дерева, кукол, вышивки и кружева, мозаик, народных костюмов и др.

Адрес: Аталассас-авеню 186, Никосия
Телефон: +357 22305024

 

Сувенирная лавка при Муниципальном музее Левентис

Музей предлагает организованные образовательные программы, экскурсии и другие мероприятия. Вход бесплатный. Приветствуются пожертвования. В сувенирной лавке можно приобрести произведения современных художников и ремесленников, а также тематическую литературу.

Адрес: ул. Иппократус 15-17, Никосия
Телефон: +357 22661475, факс +357 22662285
Сайт: www.leventismuseum.org.cy

 

Сувенирный салон при Музее народного искусства Кипра

Музей расположен в здании старого архиепископского Дворца. В нем собрана и представлена коллекция этнографических артефактов: образцов кипрской керамики, изделий вышивки и кружева, наивной живописи, сельскохозяйственных, ткацких и металлических конструкций и многое другое. При музее работает публичная библиотека (книги по истории Кипра, рукописи и научные журналы); а его сотрудники не только проведут экскурсию по постоянной экспозиции и временным выставкам, но и квалифицированно ответят на вопросы относительно народных ремесел и их бытования.

Адрес: Пл. Архиепископа Киприану 2, Никосия
Телефон: +357 22432578, факс +357 22343439
Сайт: www.cypriotstudies.org

 

Центр Ремесел «Хрисалиниотисса» (Никосия)

Центр традиционных ремесел — это комплекс из восьми мастерских, вблизи от церкви Панагии Хрисалиниотиссы — старейшего византийского храма в Старом городе. Данный центр является частью проекта реставрации и возрождения центра столицы.

Адрес: Димонактос, 2 (пересечение улиц Иппонактос и Димонактос)
Телефон: +357 22348050, +357 99629611

 

Арт-пространство The Place (Старый Пафос)

Здесь местные умельцы приглашены использовать пространство под мастерские, изготавливая и демонстрируя всем желающим свои ремесла и таланты. А именно: гончарное дело, ткачество, кружевоплетение, иконопись, мозаику, плетение корзин, резьбу и выжигание по дереву, энкаустику.

Адрес: ул. Константину Канари 56, Пафос
Телефон: +357 26101955
Email: theplace@theplacecyprus.com
Сайт: www.theplacecyprus.com

 

Центр ремесел в Лефкаре (на углу улиц Афинон и Кости Палама, Пано Лефкара)

Два традиционных деревенских дома объединены внутренним двором: во всех помещениях трудятся мастерицы-кружевницы и вышивальщицы, а также серебряных дела мастера. Есть небольшой музей и здесь же дают уроки желающим попробовать себя в местных ремеслах.

Ежегодно в Лефкаре проводятся выставки работ мастериц (в конце лета) — для привлечения молодежи и туристов и продвижения народного искусства «в массы».

 

Сувенирная лавка при Музее «Фермерский дом», что на центральной площади Айя-Напы (рядом с монастырем).

Сайт: www.ayianapa.org.cy

Оставайтесь с нами и до новых встреч!