Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Древние небожители на Кипре
Древние небожители на Кипре
или островные приключения Олимпийцев
5720
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
13.05.2020

Не только многочисленные народы приходили и осваивали земли острова в разные эпохи. Всегда вместе с ними здесь появлялись и те, кого всегда именовали существами иного порядка, вершителями судеб и повелителями неведомых сил... Они приходили вместе с теми, кто в очередной раз заселял Кипр либо бывал там «с частными визитами», а то и «по делам торговли и бизнеса», чтобы остаться здесь надолго.

«Остров Афродиты» известен не только преданиями о рождении здесь богини Любви и Красоты, но и тем, что его не обходили своим вниманием некоторые другие обитатели Олимпа. Здесь они любили и погружались в страсти и приключения.

Сведения о богах сохранялись, в первую очередь, в устной традиции (фольклоре), в произведениях искусства и культуры (театре), а затем — нашли отражение в изобразительном и прикладном искусствах, в том числе, в изготовлении керамики. Позднее — в науках: географии, астрономии, биологии [1] и т.д.

Миф создавался «коллективным способом» в течение нескольких поколений. Так что он не имел конкретного автора, а обрастал деталями, которые аккумулируют мировоззрение и мировосприятие целого сообщества. Для большинства из нас, современного человечества, мифология — это невероятно увлекательно и интересно в любом возрасте.

А для людей прошлого все эти мифические истории служили сводом морально-этических правил, которые использовали в воспитательных целях для подрастающих поколений. К тому же, связь мифологии с установленным кодексом обрядов и ритуалов определяла годичный календарь древних...

Так мифология не только поясняет природу сущего, но и конструирует самим своим бытованием культурную сферу, становясь архетипической основой культуры народа.

Источниками по «жизнеописанию и деяниям» древнегреческих богов, основанными на мифах и легендах, в наше время являются:

  • «Илиада» и «Одиссея», героические поэмы сказителя Гомера (VIII в. до н.э.).
  • «Теогония» Гесиода («Происхождение богов») — генеалогическое исследование, где систематизированы до 300 имен божеств, высших и низших (нас интересуют стихи 154-210, 930-962, 969-1018) [2].
  • «Библиотека» [3] Аполлодора (на самом деле: Псевдо-Аполлодор, неизвестный древнегреческий автор крупного собрания греческих мифов и легенд в 3-х томах, впервые было издано в Ватикане в середине XVI века).
  • Сочинения Еврипида («Вакханки» и др.).
  • «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского — поэма древнегреческого автора (между 450 и 470 гг.), где восхваление бога и обобщенное осмысление всей, связанной с ним мифологии изложены в 21000 стихов.
  • «Гомеровы гимны», анонимные сочинения древнегреческих поэтов, созданные в VII – VI вв. до н.э. (всего 33). В них использован размер стихосложения (гекзаметр), которым написаны «Одиссея» и «Иллиада» Гомера. Создание гимнов не обошлось без обращения к Гесиоду... и заимствований все у того же Гомера.
  • «Мифы» Гая Юлия Гигина (64 г. до н.э. – 17 г.), римского писателя. Часть II. Мифы о богах. В стихе 129. «Ойней» описано то, как была дана лоза царю, который отдавал свою жену Дионису (Либеру), от которого впоследствии та родила дочь Деяниру; в 148. «Вулкан» (Гефест) — историю ловушки, созданной обманутым мужем Венере (Афродите) и Марсу (Аресу).
  • «Метаморфозы» Овидия [4].

Со временем пришедшая из тьмы тысячелетий довлеющая и непознаваемая Сила персонифицируется в сознании людей в богов и богинь. Так у Силы впервые появляется Судьба...

Пантеоны богов древних народов на Кипре

Олимпийцами принято называть т.н. «богов третьего и четвертого поколений» (они идут после изначальных богов и титанов), верховных правителей, живших на Олимпе. Пантеон богов древних греков на самом деле исчислялся несколькими десятками персон и был очень четко структурирован, имея такую же четкую иерархию. Однако самых «знаковых и влиятельных», то есть оказавших значительное влияние на будущую культуру европейцев, как известно, всего несколько.

Пантеон, как место или «дом» богов, принадлежащих одной системе верований, существовал не только в греческой культуре.

Когда-то давно остров в течение 200 лет находился под властью Ассирии. «Китионская» базальтовая стела (2,09м Х 0,68м), обнаруженная в одном из ларнакских садов, в куче мусора в 1845 году, — это был первый известный нам письменный источник по тому периоду. Стелла (Государственные музеи Берлина) была создана в честь победы царя Саргона II (721-705 гг. до н.э.) в 709 году до н.э. над 7-ю кипрскими полисами на островах Иа.

Религия ассирийцев и весь их эпос были почти такими же, что и в Вавилоне: верховным богом почитался Ашшур, мир возникает из противостояния Мардука (верховного божества пантеона) с Тиамат (хаосом). С ним правили 12 «великих богов», среди них — супруга Ашшура, богиня Нинлиль, она же Иштар (в двух ипостасях).

С приходом финикийцев, их религия [5] — часть семитских культов из-за тесных связей с Грецией и Египтом в области торговли, культуры и политики ассимилировала влияния и имеет иноземные аналоги.

Например, в середине VI в. до н.э. в культуру и повседневную жизнь финикийцев проникают греческие элементы. Так, Деметра и Персефона стали в Финикии иногда отождествляться с великой Астартой и Тиннит; Афродита становится одним из образов Астарты. Культ пополнился и другими «греками». В пантеон вошел Дионис, а еще Адонис (бог-покровитель Библа) — новое поколение богов, Крон и различные другие греческие, египетские и затем римские боги.

Вообще-то, историкам до сих пор точно не известно время пришествия финикийцев на земли Восточного Средиземноморья... так же, как и само происхождение финикийских племен. Известно, что еще в III-I тысячелетиях до н.э. эти племена уже занимали прибрежные земли на востоке Средиземноморья.

Согласно мировоззрению финикийцев, как и многих древних, их боги все были членами одной, либо нескольких семей небожителей, связанных родственными узами. Отсюда и представление о государстве и человеческом сообществе — как большой семье. Назовем некоторых из них, кто был хорошо знаком жителям Кипра, и чей культ имел здесь распространение в древности.

Эл — верховный бог и Творец сущего, он же — сын — бога Небо, которого и сверг.

Астарта — сестра и супруга Эла и самая почитаемая богиня Финикии и вообще семитоязычного мира. Самыми известными из ее «аспектов» считались любовь, рождения детей, плодородие в целом, удачная охота и война. Одна из исторических гипотез утверждает: культ Афродиты пришел с Востока на Кипр, а затем распространился с культурой эллинизма на юг Греции.

Анат — одна из дочерей Эла: ее культ долгое время сохранялся на Кипре, где почиталась именно ее воинственная ипостась. По этой причине греческие переселенцы на Кипре почитали финикийскую Анат как «родную» Афину.

Баал Самин («Владыка небес») почитался и на Кипре. Согласно Иосифу Флавию, иудейскому историку и священнику, культ его существовал во времена царя Соломона. В эллинские времена он соотносился и воспринимался греками как Зевс, а римлянами позже — как Целус (Небо).

Mикал (Mikal) — финикийские бог и богиня, чей культ был также распространен и на Кипре. Некоторые исследователи считают, так звали бога войны, стрелы которого могли победить любую напасть.

Во время периода архаики и особенно в его ранних фазах имеются бесспорные доказательства влияния египетской иконографии и символизма на кипрское искусство. Статуи, изваянные в камне, демонстрируют смесь египетского и греческого влияния. Интенсивный приток египетской символики, по большей части был связан с определенными слоями древнего кипрского общества, то есть с правителями и искусством, связанным и обслуживавшим их каждодневную жизнь или погребальный обряд.

Таким образом, можно утверждать, что цари Кипра, финикийцы и греки приняли фараоновую иконографию и символику. Известно, что мужчины той эпохи часто носили египетские парики и ассирийские бороды; а их доспехи и одеяния также демонстрируют элементы культуры западной Азии [6].

Такая история касалась не только территорий Восточного Средиземноморья... Не стоит забывать исторический факт: практически все древние верования народов нашей планеты (культы друидов, американских индейцев, славян и др.), от которых до наших дней дошли только старинные обряды и празднества (там, где они сохранились либо успешно возрождаются сегодня), — все они, скорее всего, имеют единое происхождение, что подтверждается многочисленными исследованиями... хотя официальная наука, похоже, не спешит с выводами.

Микенские переселенцы основались на Кипре в XIV-XII вв. до н.э. (хотя не исключено, что впервые они пришли сюда в качестве торговцев), а к XI в. до н.э. относится появление ахейских поселений. Они поселились здесь и привнесли с собой греческий язык, религию и свои обычаи. Ими были выстроены полисы (Пафос, Саламин, Китион и Курион), — с тех пор остров постепенно эллинизировался.

Только в IV в. до н.э. кипрские боги стали известны под греческими именами. Анат, у которой был храм в Вуни, стала называться Афиной, Астарта — Афродитой, главный бог — Зевсом. При этом, оба, Решеф и Хилат почитались как Аполлон, Эшмун получил имя Асклепия.

После победы над персами Александра Македонского Кипр входит в его империю. При Птолемеях главным полисом становится Пафос и новый период приносит острову вновь процветание и обогащение. В течение 58 г. до н.э. – 330 г. н.э. Кипр входит в состав Римской империи.

Во время миссионерских путешествий святого Павла и Варнавы, проконсула Сергия Павла обращают в христианство, и таким образом Кипр становится первой страной, которой управляет христианин [7].

Боги, как отмечается исследователями в ряде источников, нередко вводят людей в заблуждение, вселяют обманчивые надежды, нередко принимая различный вид... как бы «очаровывая» разум. Они очень жизненны и глубоко включены в мировоззрение, являясь частью жизни грека времен античности.

Кипр с самых давних времен фигурирует в историях о богах, как больших, так и малых...

Помимо широко растиражированного и так полюбившегося многим образа Афродиты-Астарты-Иштар вы вполне могли знать или видеть в каком-либо из археологических собраний острова статуэтки рогатого бога или даже богов. Встречали? Здесь также прослеживается «финикийский след»... и снова — преемственность греческого пантеона.

Рогатый бог и Бес

Интересно, что в древности у многих народов боги изображались рогатыми, а вот рога как символ «зла» стали восприниматься намного позже, только под влиянием церковной монотеистической традиции. Изначально рога — это символ принадлежности к существам высшего порядка (изображения «рогатых» божеств мы встретим у друидов и скандинавов, египтян и американских индейцев, римлян и древних славян). Есть даже версия: именно от желания подчеркнуть возвышенное, над другими смертными, положение правителей и пошла традиция увенчивать голову августейших особ коронами.

К сожалению, основной проблемой по данному вопросу, особенно в том, что касается идентичности древних верований и божеств, становится недостаток информации: ведь столетия гонений на все, что напоминало о древних силах с приходом монотеизма, усиленно и настойчиво изгонялось новыми «пастырями» из памяти людской. Прежние знания и представления стирались.

Греческий пантеон, в отличие от иных, сильным гонениям не подвергался, а был просто «отменен» указами позднеримских и византийских императоров, которые сопровождались разрушением древних святилищ и перестраиванием языческих храмов и святилищ в базилики.

Одним из таких божеств, увенчанных рогами, стал Зевс Аммон, со временем ассимилировавшийся в кипрском Пантеоне. Это произошло примерно в VI веке до н. э.: кипрская ритуальная скульптура обогатилась новым образом. Появляется новое божество, обычно называемое Зевсом Аммоном или Бааль-Хаммоном.

Несмотря на то, что они были широко распространены на Кипре, статуэтки, подобные этим и выполненные в «кипрском» стиле, встречаются в других местах Восточного Средиземноморья (например, на греческих островах Линдос, Самос и Книдос). По мнению специалистов, североафриканское происхождение такого типа является наиболее вероятным.

Кроме того, на кипрских монетах начала V века до н.э. были найдены изображения все того же рогатого антропоморфного божества.

В целом, иконография Зевса Аммона на Кипре легко ассимилировалась с другими божественными образами в кипрском пантеоне (тот же Пан).

Скорее, восточно-греческие художники конца VI в. до н.э. обрели щедрый источник вдохновения в искусстве фараонов, которое они, вероятно, знали к тому времени лучше других [8].

Однако не только великие и могучие силы проявляли себя как боги и богини. Мировоззрение тогдашнего населения включало в свою картину мира и, возможно, менее крупных, но столь же важных в жизни человека домашних божков-хранителей. На Кипре встречались и чрезвычайно распространенные фигурки небольшого домашнего божества Бэса, с привнесенными чертами, характерными для египетской, финикийско-пунической культуры.

Египетское божество Бес впервые появилось на Кипре в эпоху поздней бронзы. За ним последовали и другие: так в железном веке (примерно с 1050 г. до н.э.) различные божества были также «введены» в картину мира, верования и обиход местного населения.

Египетское божество Бес

Киприоты, как отмечают исследователи, вообще были склонны часто смешивать и обобщать различные типы, так что местный «Бес», в отличие от изначального египетского, часто заимствовал черты, характерные для других персонифицированных сил.

Известно, что фигурки кипрского Бэса служили оберегом дома и хозяйства от зла.

Поклонение ему было распространено вместе с другими оригинальными египетскими культами финикийцами в начале архаического периода (850-475 гг. до н.э.). Это случилось еще до того, как остров попал под египетское правление около 570-526/5 гг. до н.э. [9].

Люди ярко ощущали вмешательство сил в их жизнь, чаще через воздействие на сознание. Боги, взаимодействуя с человеком, вызывают к себе поклонение как неподвластная осмыслению сила. Роль богов в жизни человека по представлению древних была велика: ими были даны в качестве даров предкам многие знания и умения (земледелие, ремесла и т.д.), они привнесли в жизнь социума определенные социальные институты: та же полисная система имела «божественное» происхождение.

Между тем, боги также подвластны темному року судьбы и это их сближает с человеком, приводя ему же на помощь... Так все непросто у небожителей, как выясняется (согласно мифологичности сознания тогдашнего населения), в плане их «частной жизни».

В этом усматривается и связь с понятием человек-«гражданин» — уже не полиса, но Космоса или «космополитис».

А в древних городах жили не только люди, но и боги.... полисы были известны своими святилищами, посвященными Олимпийцам.

Назовем наиболее известные:

Например, Палеопафос: место древнейшего святилища Афродиты в деревне Куклия. Датируется XII в. до н.э. Это был когда-то центр поклонения этой богини... практически до первых веков христианства. Святилище было воздвигнуто не то Агапинорасом — героем Трои, не то царем Кинирасом.

Саламина (самый крупный из эллинистических городов Кипра) — в полисе особенно почиталась Афина в ипостаси Аглавры.

Также считается, что в Аматусе, помимо храма Афродиты, было два других храма: один посвящен Адонису, а другой — герою Гераклу.

Курион имел святилище Аполлона Хилатского (Гилата) [10]: храм «Бога лесов» и покровителя полиса вне городских стен, воздвигнутое в конце VIII в. до н.э. изначально в честь другого, и скорее всего, более древнего божества.

В Китионе поклонялись Афродите-Астарте — покровительнице мореплавателей.

Полис Марион – Арсинои [11]: имел центральный храм, посвященный Зевсу и Афродите (святилище было разрушено в III-II вв., вероятно, вскоре после смерти Македонского).

Идалион — Афродита-Истар + Афина: восточный акрополь имел храмы Афродиты, Аполлона, Адониса и других богов. Этот полис имел священную рощу (изыскания проводил археолог и известный торговец древностями Макс Онефальш-Рихтер [12] в 1883 г. и затем в период 1885-1895 гг.), в которой находился храм-святилище Афродиты, помещения для жрецов и двор, куда приносили вотивные дары (подношения богине, форма жертвоприношения).

На возвышенностях у моря в Айя-Напе и на оконечности Карпасия в честь Афродиты-Акреас («окраинной») также были сооружены величественные храмы. «Гомеровы гимны» называют богиню любви и красоты покровительницей города Саламина.

С развитием полисов и благодаря насаждению Александром Македонским культуры эллинизма, на Олимп «взошли» и новые божества... восточного «происхождения».

Эпохи сменяют одна другую и вот на Кипре появляются римляне

Принято считать, что римский пантеон «сменил» собой греческий. На самом же деле римляне только внесли свои «коррективы» в сложившуюся систему [13], дав другие имена великим богам, да и «расширив» первоначальный численный состав из двенадцати основных персонажей.

Вообще, римляне были народом практичным и открытым к общению и заимствованиям: решив, что богов «много не бывает», и чем больше у тебя высших покровителей, тем лучше, легко, по словам историков, принимали к себе в пантеон божеств других народов. Такие они были, эти римляне... принимая богов и выказывая им причитающееся почтение они предсказуемо получали все больше союзников, на земле и на небесах.

Так к Двенадцати (Зевс-Юпитер, Посейдон-Нептун, Афродита-Венера и т.д.) добавились: Янус — когда-то демиург (творец), а позднее покровитель начинаний, Сатурн — один из древнейших; Кибела (Рея-титанида); Сол — бог Солнца и Луны, а также один из «младших» богов — Гений-покровитель и хранитель как людей, так и мест.

Причем, в зависимости, от местных культов, численность обитателей Олимпа могла меняться... до 14. Так, иногда на Олимпе «поселялись» Аид — мрачный владыка загробного царства и брат Зевса вместе с супругой Персефоной (дочь Деметры) — богиней весны и пробуждения природы.

Боги на Кипре

Зевс

Несколько статуй Зевса Аммона [14], обнаруженных в сравнительно недавно раскрытом святилище поселения Маллура, что вблизи деревни Афиену, иллюстрируют типологическое разнообразие в целом.

Многочисленные похождения и приключения Зевса, как с богинями, так и с земными женщинами, лучше всего описаны Овидием (Метаморфозы, Кн. 2, Стих 420):

Только Юпитер узрел отдыхавшую, вовсе без стража,
«Эту проделку жена не узнает, наверно, — промолвил,
Если ж узнает, о пусть! Это ль ругани женской не стоит?»

 

Афродита

Она не только явилась в мир в своем новом облике у берегов Пафоса. Однажды ей приходилось даже прятаться на горе Касион от гнева других богов. По преданию, когда одна старуха раскрыла другим небожителям ее укрытие, разгневанная богиня превратила ту в скалу (Ликофон, Александра 826 и комм.).

Подробнее о приключениях этой богини мы расскажем ниже.

 

Адонис

Адонис и Афродита — один из древнейших мифов: происходит из Древнего Вавилона (Иштар и Таммуз), а затем, через финикийцев он попадает к грекам... Известный красотой юноша: по одной из версий — сын кипрского правителя Кинираса, а по другой — пастух и охотник, один из возлюбленных богини. Она любила вместе с ним проводить много времени и охотиться на зайцев и ланей, моля его только об осторожности. Источники сообщают о водившихся в лесах Кипра в ту пору львах и могучих вепрях.

Его гибель (от удара вепря) связывается с местью Ареса — бога войны, который также был возлюбленным этой богини.

И это не все, ведь согласно разным версиям: погубить прекрасного Адониса могли и другие. Так на него вполне «могли иметь зуб» две богини: отвергнутая им Персефона либо разгневанная Артемида.

Однако Адонис не покинул свою возлюбленную Афродиту. Каждый год он возвращается к ней с приходом весны и проводит на земле полгода прежде, чем вновь уйти на время в мрачное царство Аида.

Анемон связан с именем Адониса и историей его гибели: и тут версии разнятся. То ли его самого Афродита превратила после смерти в этот распространенный на Кипре цветок, то ли из слез Афродиты, оплакивавшей его, появился анемон.

Культ Адониса был распространен у финикийцев: культ бога весны, а в Древней Греции отмечали два праздника, связанных с его именем (сочетание с Афродитой — символ весеннего пробуждения и воскрешения, а также в «день плача по Адонису» — увядание, связанное с приходом зимы).

 

Адонис и царевна

Однако Адониса романтические отношения связывали не только с богиней Любви и Красоты, но и с кипрской царевной Эриномой, согласно римскому автору Мавру Сервию Гонорату (конец IV века), писавшему в частности комментарии к «Эклогам» Вергилия (Х, 18). Бедняжка стала жертвой нечеловеческого (буквально) женского коварства и хитросплетений...

Итак, юная Эринома была любимицей сразу двух богинь Афины и Артемиды, из-за ее целомудрия. При этом две другие, так же могущественные, всячески старались усложнить ее жизнь: так, Афродита, которую, возможно, возмущала неуступчивость девы и пренебрежение силой любви, старалась использовать все свои чары, чтобы внушить Зевсу страсть к Эриноме (кто же устоит против воли царя богов?).

Супруга громовержца Гера, и так утомленная его постоянными любовными приключениями и глубоко возмущенная интригой, которую закрутила вокруг ее мужа Афродита, пошла, что называется, ва-банк и, сумев привлечь к юной царевне внимание Адониса — возлюбленного самой Киприды, позволила тому насильно ею овладеть...

Царевну, которая от этой связи, понесла плод, ее покровительница Артемида превратила в павлина, а вот Зевс со своей стороны принялся преследовать соблазнителя девы, яростно меча в него молниями.

По некоторым версиям, именно этот проступок Адониса и явился причиной его гибели, после которого он впоследствии по просьбе безутешной Афродиты стал возвращаться на полгода из царства мертвых, чтобы вторую половину проводить там, среди мрачных теней...

История на этом не окончилась: Эриноме все-таки вернули человеческий облик, и она стала матерью сына от Адониса, Талоса (Талея).

 

Арес

Богу войны тоже доставались муки ревности из-за ветрености Афродиты. Из-за чего он обращался на Кипре в лесного зверя, чтобы извести счастливого противника. Пришлось познать ему и горечь насмешки от Олимпийцев, когда Гефесту, в то время еще законному супругу его пассии удалось поймать любовников в ловушку (см. далее: Афродита и Арес).

 

Аполлон

Предания в большей степени связывают с Кипром даже не его самого, а его сына — царя Кинираса, правителя и жреца храма Афродиты в Пафосе (См. далее: Кинирас).
Как указывают надписи, обнаруженные в святилище древнего поселения Голги, именно Аполлон, великий греческий пастырский бог, получал там основную дань от поклоняющихся.

 

Пан

В VI-V вв. до н.э. наиболее часто изображаемой мифологической фигурой в святилище того же Голги является Геракл. Причем, «не сам по себе», но в контексте распространившихся там в то же время представлений о Пане, боге дикой природы, а также пастухов и скотоводства.

Почитание в Голги всех этих персонажей: Геракла, Аполлона, Пана и даже Зевса Аммона вписывается в раннюю кипрскую традицию бога или героя-воина как победителей всяческих монстров и гаранта защитных сил Природы и Мироздания, в целом.

Продолжим... исторически острова Лемнос и Кипр оказались связанными между собой богами и богинями. В первую, очередь, Дионисом и Гефестом. Так известно, что Гефест, сброшенный еще во младенчестве с Олимпа на Лемнос и будучи спасенным местными жителями — синтийцами, был его покровителем и некоторое время даже «проживал» там... Он дал знания людям о металлах и обучал их этому искусству в своей кузне, где трудился вместе с местными божествами-кабирами.

Затем он женился на прекрасной и увлекающейся богине Афродите.

 

Дионис

Бог виноделия, сын Зевса и Семелы (дочери Кадма и Гармонии, которая в свою очередь была дочерью Афродиты от Ареса) по преданию, первых этому искусству, как считается, он обучил киприотов. Согласно одной из легенд: бог виноделия вручил виноградную лозу царю Энею [15], внуку Ареса.

Судьба Диониса очень напоминает перипетии египетского бога Осириса. При этом считается, что именно Дионис оказал большое влияние на некоторые из развивавшейся в последующие эпохи аспектов европейской культуры. Образ «дважды рожденного», например, нашел отражение в известном в психологии эффекте т.н. «дионисийского воскрешения» [16] — результат очищения через страдания. Он часто обыгрывался сначала в ритуальной практике поклонения, а затем и в канве театральных постановок, став таким образом на многие века важной категорией европейской драматургии.

«Эней, царствуя в Калидоне, первым получил от Диониса в дар виноградную лозу.»
(стих VIII, Аполлодор «Мифологическая библиотека», Кн. 1.)

Здесь Диониса постигла — как многих небожителей и бесчисленных смертных — роковая любовь к Афродите. Их связь оказалась недолгой, а плодом ее стало рождение Приапа — в будущем одного из божеств плодородия в Греции.

На Кипре же Дионис, согласно одной из версий, нашел «любовь своей жизни», критскую царевну Ариадну. Она там горевала коварно покинутая Тесеем, победителем Минотавра (мало кто помнит, что этот монстр был еще и братом царевны... по матери).

Дионис и Ариадна поженились, и Афродита поднесла новобрачной венец в качестве свадебного подарка. Причем, «достоверно известно», что счастливые молодожены получили и другие дары с Олимпа.

 

Гефест

Кроме того, видимо к тому времени уже окончательно оставленный непостоянной Афродитой ее супруг, суровый и работящий бог-кузнец Гефест успешно «устраивает свою жизнь» с новой избранницей.

Ею становится одна из трех богинь радости и веселья — харита Аглая. Античные источники нам оставляют и внешние описания героев.

В стихе 945 поэт Гесиод говорит:

«Сделал Аглаю Гефест, знаменитый хромец обеногий,
Младшую между Харит, своею супругой цветущей.
А Дионис златовласый Миносову дочь Ариадну
Русоволосую сделал своею супругой цветущей.
Зевс для него даровал ей бессмертье и вечную юность.»

Если кого-то волнует, как же сложилась в дальнейшем семейная жизнь многострадального Гефеста, то вот вам хорошая новость: если Олимп по-прежнему обитаем (хотя бы в нетленных мифах и преданиях [17]), то, скорее всего, они и сегодня живут там с прекрасной и приветливой харитой в одном из тамошних дворцов (построенных из золота, серебра и бронзы), работы ее трудолюбивого мужа.

 

Остров богини Афродиты, — да, разумеется, в первую очередь, Кипр ассоциируется у многих с образом именно этой богини.

Исида – Иштар – Астарта – Афродита

Именно на Кипре происходят одни из самых драматичных событий в жизни самой богини Любви. Здесь же она становится «режиссером» одной из величайших в мировой мифологии историй любви.

Так она всюду оставила свой след, настолько сильный, что даже в первые века прихода новой религии в здешние края, одна из ключевых фигур, Богородица-Панагия в местечке Палеопафос/Куклия, где поклонение Афродите было наиболее развитым, получает и надолго сохраняет эпитет «Афродитисса».

Но все по порядку...

Гесиод [18] (VII-VI вв. до н.э.) — первый, известный историкам древнегреческий поэт и автор знаменитого сочинения «Теогония» (О происхождении богов), которое помимо того, что было выдающимся литературным произведением, является примером первой систематизации «генеалогии» 300 божеств.

В стихах 154-210 автор повествует о том, что Кронос — верховное божество, правление которого по преданиям, принесло с собой Золотой век; один из сыновей (титан) первого бога Урана по просьбе своей измученной матери оскопил жестокого и могущественного отца, заточавшего своих детей в недрах Земли-Геи из страха быть ими свергнутым. Кронос совершив это, отбросил серп в море. Волны того покрыла пена, из которой вышла прекрасная юная богиня (Пеннорожденная, от греческого: «афрос» — пена).

Причем, поэт так описал явление богини миру:

«И дева в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою —
Травы под стройной ногой вырастают [19]... »

Итак, она однажды ступила здесь на берег: богиня в таком высокопоэтичном образе, воспетом сотни раз, до сих пор чарующем разум и воображение многих впечатлительных людей.

А ведь культ древнего могущественного женского божества Астарта-Иштар-Исида был известен давно...

На Кипр поклонение богине пришло из Финикии, куда культ Исиды-Астарты попал в первой половине XIV в. до н.э. из Древнего Египта и был широко распространен и в более поздние эпохи, уже во времена римской империи, при Плутархе (руб. I-II вв.). Отсюда греки-микенцы, как предполагается, перенесли его в свою культуру. Это подтверждается тем, что в финикийском Библе (нынешний Джубейль) была найдена надпись, где говорилось о финикийце Кинире — основателе святилища Афродиты на Кипре [20].

Главным божеством на острове была великая богиня финикийская Астарта, позже известная под греческим именем Афродита, которую с легкой руки Гомера называют «Кипридой». Культ Афродиты был распространен по всему острову в течение более чем 1600 лет. Хотя ученые называют эпоху халколита (3900-2500 гг. до н.э.), с которой началось широкое и долгое распространение почитания женского божества, как изначальное обожествление материнства, плодородия. Самый расцвет поклонения приходился на XII в. до н.э. и еще до прибытия на остров ахейцев, Пафос-полис уже имел великолепный алтарь, посвященный этой богине.

У нее со временем появилось много имен, но самое популярное — Киприс, а затем Урания, Голгия, Пафия, Морфо, Акрэа, Анаса и другие. Неизменным спутником богини в местных легендах был прекрасный Адонис, культ которого кроме Кипра существовал на острове Лесбос, а также в Финикии, Сирии и в том же Египте.

Натуар Шарль-Жозеф, Афродита и Адонис

Пафские надписи величают ее Царицей. Изображения Афродиты также появляются на монетах Саламины, демонстрируя, что ее культ имел не только местное значение.

Став, таким образом, новой ипостасью грозной, воинственной властительницы и, вместе с тем, защитницы материнства и детей, Прекраснейшая (таков, как помните, был выбор Париса) стала ближе к людям, в обоих — прямом и переносном смыслах.

Ее «качества» немного смягчились. Хотя, согласитесь, как известно из мифов, Афродите подвластно не только великодушно и щедро награждать божеств, героев и достойных простых смертных за их истинную и самоотверженную любовь, за благодарность Ее дарам. Вместе с тем, богиня бывает мстительной и очень коварной, если дело касается пренебрежения ее дарами и предательства любящих или великого чувства.

Киприда облекает свои поступки и действия в понятные человеку эмоции, чувства и страсти. По этой причине она так часто принимает участие в людских судьбах, не забывая и о себе...

На протяжении веков все слои общества поклонялись на острове богине Афродите.

Во времена правления Птолемеев множество паломников из Греции, Ассирии, Египта каждую весну приезжали в Пафос для участия в жертвоприношениях Афродите. Они посвящались в ее таинства и принимали участие в праздничных шествиях.

Со ссылкой на Гомера, исследователи уверены: в Палеопафосе не воздвигали традиционного храма (согласно известной реконструкции Дж. Фишера фон Эрлаха, от 1721 года). Там находился алтарь под открытым небом, окруженный стенами [21], а в центре святилища располагалась не статуя, но был установлен белый камень [22] конической формы.

В эпоху Римской империи все ее правители проявляли большой интерес к святилищу богини. Император Август заново отстраивает храм-святилище Афродиты в Пафосе, пострадавший во время землетрясения в 15 году до н.э.

Кстати, именно этот ритуальный камень изображался на монетах римских императоров. Сейчас этот камень (черного цвета, в отличие от того, как его описывали в древних рукописях посещавшие алтарь чужеземцы) находится в музее в деревне Куклия.

Жрецы культа Афродиты, первым из которых во множестве источников, опирающихся на предания, был царь Кинир(ас), как считается, вели целые династии. Пышные церемонии почитания запечатлены на керамических и металлических (бронзовых) сосудах.

Какие же подношения были благосклонно принимаемы Афродитой? Древние авторы говорят о цветах (мирт, роза, анемон), табаке, хлебе, различных возлияниях на основе меда.

Усопших священников хоронили в стенах того же алтаря. Интересно, что начиная с того времени и даже в более поздние эпохи цари Пафоса носили и «духовный» сан, будучи жрецами.

 

Кинир

Согласно мифам, первый царь Кипра (бывший правитель Библа в Финикии) в XII веке до н. э., сын Аполлона, отец Адониса и жрец культа Афродиты финикийского периода на острове. Его супруга — дочь царя Пигмалиона. Считается, что он основал Пафос (по одной из версий), где вскоре появилось ставшим главным для населения Кипра в течение нескольких веков святилище Киприды.

Он же обучил киприотов многим ремеслам, а также музыке и танцам.

Одной из его дочерей была печально известная Мирра (по легенде, она же мать Адониса).

Жрецами в храме Афродиты становились и его потомки — Кинирады. Каждую весну здесь проводились празднества в честь богини Афродиты.

Любопытный факт: эта фигура считается мифическим персонажем, однако были обнаружены фактические «следы» и косвенные подтверждения одному из связанных с этим правителем преданий.

Согласно ему, Кинир, к которому обратились за помощью во время Троянской войны Одиссей и Менелай, был вынужден пообещать своим высоким гостям прислать на подмогу несколько десятков кораблей. В результате, не желая «ввязываться», он отправил только один, а чтобы формально избежать ответственности за принесенную клятву, пустил в море несколько слепленных из глины суденышек.

Как бы там ни было, но в Амафунте (Аматусе), одном из древнейших полисов, что вблизи Лимассола, археологами действительно были обнаружены в большом количестве «макеты» сделанных из керамики кораблей.

 

Афродита в Пафосе

В знаменитых Гомеровых гимнах [23], а именно, в гимне IV «К Афродите» прославляются «дела многозлатной Киприды».

Там мы узнаем, что Пеннорожденная, оказывается, нередко посещала собственный храм на Кипре в Пафосе, предаваясь отдыху и неге:

«Быстро примчавшись на Кипр, низошла она в храм свой душистый
В Пафосе: есть у нее там алтарь благовонный и роща.
В храм Афродита вошла и закрыла блестящие двери.
Там искупали богиню Хариты и тело натерли
Маслом бессмертным, какое обычно для вечно живущих...
Чудной облекшись одеждой и все превосходно оправив,
Золотом тело украсив, покинула Кипр благовонный...» [24]

Еврипид в своей трагедии «Вакханки» тоже называет Кипр островом Афродиты. Там есть такие слова:

«Зовет
Сердце Киприйский берег:
Там царит Афродита;
Там Эроты летают под сенью рощ,
Разум у смертных чаруют.
В Пафос,
Где без дождей полны
Воды реки стоустой,
Я за тобой бы умчалась, о, Вакх...»
(Хор, Строфа II) [25]

Oh! To make my way to Cyprus,
Isle of Aphrodite,
Where dwell the love-gods strong
To soothe man's soul,
Or to Paphos,
Which that foreign river,
Never fed by rain,
Enriches with its hundred mouths! [26]

 

Афродита и Арес

Несмотря на то, что Афродита любила различные приключения, особенно любовные, ее суровый супруг оказался не так-то доверчив и прост, как ей казалось ранее... Когда он узнал от Солнца, что Афродита увлеклась Аресом, то он решил устроить ловушку, чтобы поймать и проучить обоих.

Жак Луи Давид, Арес

Гефест сковал крепкую и невидимую сеть из меди, положил ее на ложе, и таким образом поймал их. Как только они попались, он бросил клич, и туда явились другие жители Олимпа...

Дух у Вулкана [Гефеста] упал, из правой руки и работа
Выпала. Тотчас же он незаметные медные цепи,
Сети и петли, — чтоб их обманутый взор не увидел, —
Выковал. С делом его не сравнятся тончайшие нити,
Даже и ткань паука, что с балок под кровлей свисает.
Делает так, чтоб они при ничтожнейшем прикосновеньи
Пасть могли, и вокруг размещает их ловко над ложем.
Только в единый альков проникли жена и любовник,
Тотчас искусством его и невиданным петель устройством
Пойманы в сетку они, средь самых объятий попались!
***
Олимпийцы смеялись, и долго
Был этот случай потом любимым на небе рассказом.
За указанье четы Киферея [Афродита] ответила местью
И уязвила того, кто их тайную страсть обнаружил,
Страстью такой же. (Овидий. Метаморфозы. Кн.4, Стихи 175-190) [27]

Боги очень развеселились, только Посейдон призвал Гефеста отпустить их, сказав ему, что Арес заплатит за прелюбодеяние. Гефест сначала отказывался, но Посейдон внес выкуп за незадачливого любовника Афродиты и Гефест в конце концов отпустил их.

Пристыженная Афродита улизнула в Пафос. Опечаленная произошедшим, она сразу же направилась к своим купальням, где три грации-хариты прислуживали ей. Успокоившись и прихорошившись, она вновь начала поражать всех и вся своими великолепием и красотой.

А при этом никто пока и не догадывался, что Афродита зачала дочь Гармонию (в дальнейшем, как известно, ставшую богиней согласия и счастливого брака).

 

Пигмалион и Галатея

Облагодетельствовала на Кипре богиня Любви и Пигмалиона — местного великого художника, жившего уединенно.

Влюбившись в собственное творение и не в силах переносить мук безответного чувства, приносит он Афродите в дни празднеств в ее честь жертву — белую телку и возносит ей молитву: прося превратить это совершенное произведение рук его в живую женщину. Других Олимпийцев мастер не осмелился тревожить своей просьбой, опасаясь их гнева.

Мольба была услышана и его скульптура превратилась в прекрасную, ставшую ему любящей супругой Галатею.

У пары вскоре родился сын, Пафос, которому суждено было стать основателем города. Пафосу приписывают также создание первого храма в честь Афродиты.

 

Афродита и Адонис: родители Голгуса и Берои

Распространенная легенда говорит о том, что этот союз дал жизнь их сыну, Голгусу. От его имени происходит и древнее поселение Голги (ныне это археологические остатки рядом с деревней Афиену, в буферной зоне). А его сестра Верия/Бероя стала основательницей древнефракийской Берои (ныне город в Македонии).

-

Культ Афродиты на Кипре, как считается, просуществовал до IV века включительно, и лишь после был запрещен официальной Церковью.

Однако стоит говорить о том, что еще в XII веке культ продолжал неофициально существовать, во всяком случае, в пафосском регионе. Тогда же и была построена церковь-часовня Панагии Афродитиссы (она носила это название до ХХ века).

Даже в наше время молодые матери из Пафоса и близлежащих деревень, как в свою очередь делали их бабушки и прабабушки, которые следовали «заветам» своих прародительниц, посещая небольшую часовенку вблизи древнего святилища в Куклии, ставят свечи на большой камень в качестве подношения.

Сегодня церковка носит другое имя: Панагия Католики (Τhe Holy Church of Panagia Katholikis) или Хрисополитисса (Panagis Chrysopolitissa), но в народе до сих пор бытует старинное название...

По-своему символичным является и тот факт, то будучи выстроена на территории бывшего святилища, эта часовня была выложена из того же камня, из которого в древности здесь возводились стены.

Мы встретили сегодня многих небожителей, почтивших Кипр своими вниманием и присутствием. А все-таки наше путешествие еще не окончено.
Похоже, что Олимпийцы и сегодня напоминают о себе не только поэтическими названиями на вашей карте или полуразрушенными остатками древних святилищ...

Современное язычество на Кипре

Не слыхали о таком? А оно здесь вполне неплохо существует, наряду с официальным монотеизмом православия и другими конфессиями [28], с каждым годом все увереннее завоевывая поклонников и расширяя аудиторию интересующихся этим вопросом.

В окрестностях деревни Лимпия (созвучно Олимпу, не правда ли?) собираются новоязычники-киприоты для поклонений всем Двенадцати, главным богам пантеона.

В этой небольшой деревне, расположенной в 30 минутах езды от Никосии, находится недавно отстроенный храм, посвященный древним богам древних греков.

Основателем храма и главным идейным вдохновителем этого движения, как сообщается в СМИ, является местный житель Джордж Константину, по профессии парикмахер. Он отдал под святилище свой участок земли, откуда открываются величественные виды.

В центре — алтарь, который служит своего рода святилищем.

На алтаре высечены слова «ΕΛΘΕ ΖΕΥ ΒΑΣΙΛΕΥ ΘΕΩΝ ΑΡΙΣΤΕ ΗΔΕΕ ΜΕΓΙΣΤΕ» (означающие «Приди, Зевс, величайший из царей, совершеннейший и нежнейший»). Здесь же можно видеть мозаику, изображающую Диониса. Как говорят, 12 каменных стел, образующие храмовую колоннаду — это символически обозначенные те самые шесть богинь и шесть богов греческого Пантеона.

На Кипре, так же, как и в Греции, примерно тысяча человек сегодня увлечены ностальгическим возрождением духовной культуры далекого прошлого. Этот культ призван поддерживать связь верующих с предками и древним родом, у них есть свои ритуалы.

Основа их верования — это т.н. Дельфийские максимы или 147 афоризмов (самым известным из них являлся «Познай самое себя» [29]), вырезанных в Храме Аполлона в Дельфах — место «обитания» бога и девяти муз, где находился и знаменитый оракул.

Стоит сказать, что эти люди, несмотря на распространившиеся слухи, очень далеки от политики: по их словам, они просто хотят быть ближе к своим «корням» [30].

При этом, как сообщается, данный вопрос «самоопределения» в греческом мире негласно все еще остается табу, и те люди из молодежной и профессиональной сред, что принимают участие в движении, а также другие последователи неоязычества не афишируют широко свои интересы и взгляды.

Однако с 1997 г. действует официальная организация под названием «Высший совет этнических эллинов» (the Supreme Council of Ethnic Hellenes, по-гречески: Ύπατο Συμβούλιο των Ελλήνων Εθνικών (YSEE [31])), созданная в Афинах с целью добиться официального признания права на существование новых/старых верований.

Интересно отношение новых язычников к древним ныне музеефицированным археологическим культовым памятникам. Многие из них не считают приемлемым факт, что за посещение их древних святилищ государством взимается плата. Ведь для верующих в богов своих предков все это — места силы и духовного убежища, доступ к которым должен быть свободным.

Вернемся на Кипр...

Новый храм Двенадцати богов, по задумке его основателя, вскоре должен получить свой официальный статус. Соответствующим госорганам был направлен запрос о признании нового пантеистического храма культурным сооружением.

Как бы там ни было, члены этой группы под названием «Μόρφω» проводят свои собрания 12 раз в год: реставрации древних церемоний и соблюдение знаменательных дат, обрядов и празднований, которые когда-то были неотъемлемой частью жизни древних греков.

Так, с каждым божеством связан определенный месяц. Все двенадцать небожителей «отвечают» за те качества, которыми должна обладать человеческая личность. Помимо этого, каждое божество имеет свой гимн.

Например, июль посвящен Зевсу, и поэтому в этом месяце, согласно убеждениям неоязычников, необходимо практиковать такие добродетели, как справедливость и стремление к достижению разумного общественного порядка.

Как все проходит? Участники действ облачаются в белые одежды, напоминающие хитоны и туники, которые когда-то носили в эпоху античности. Они ставят на жертвенник молоко, мед, вино и кладут цветочные венки в качестве подношения, затем, поднимая руки к небу, возносят молитвы богам.

Думается, что в сердцах тех, кто бывает в этом новом «храме», действительно ожили древние легенды и верования. А вот «посещают» ли эти края кто-то из почитаемых местными неоязычниками древних Олимпийцев, пока доподлинно неизвестно,... время покажет.

-

В конце хотелось бы назвать имена тех современных нам кипрских и иностранных авторов, в произведениях которых тоже оживает язычество античной эпохи.

Итак, это:

  • поэты Адамантиос Дьямантис и Джордж Сеферис;
  • поэт и писатель Костас Монтис;
  • романист и драматург Панос Иоаннидис;
  • поэт, философ-теолог Филип Шеррар;
  • писатель-фантаст и сценарист Стел (Стелиос) Павлу;
  • поэт, переводчик, ученый-этнограф и документалист Стефанос Стефанидис;
  • писатели Нил Гейман и Рик Риордан;
  • фантаст Симмонс Дэн;
  • и многие другие.

 

Оставайтесь с нами!


[1] Любопытное исследование было сделано учителем В.И. Мелешко. Опубликовано онлайн в статье «Древнегреческие мифы глазами биолога» (2003).

[2] Подробнее.

[3] Изд.: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 197.

[4] Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., «Художественная литература», 1977.

[5] Подробнее рекомендуем ознакомиться с этой темой в издании: Циркин Ю.Б. Мифы и легенды народов мира, Т. 12 (Передняя Азия), М. 2004.

[6] По материалам: www.windowoncyprus.com.

[7] Источник.

[8] Цитируется по публикации: Τhe Cesnola collection of Cypriot art. Stone sculpture. By A. Hermary and J.R. Mertens. Print-On-Demand Edition Distributed by Yale University Press, New Haven and London. Доступно здесь онлайн.

[9] Подробнее.

[10] Подробнее.

[11] Читайте здесь.

[12] Вообще М. Рихтер (1850-1917 гг.) методично перекопал, можно сказать, практически весь Кипр. Особое внимание ученого привлекали древние полисы и остатки других древнейших поселений, где он добывал не только будущие экспонаты для Британского музея и некоторых частных собраний любителей древностей, но и массу важных сведений, которые в дальнейшем способствовали значительному развитию археологии в регионе.
Его карьера была приостановлена в 1910 году после того, как историка «поймали» на попытке контрабандного вывоза древностей с острова, что, между тем, не было редким для изыскателей той поры.
Тем не менее, его главный труд «Kypros, the Bible and Homer. Oriental civilization, art and religion in ancient times» (был издан одновременно в Германии и в Великобритании в 1893 г.) является уникальным сборником археологических материалов и плодом серьезного иконографического анализа.
См. здесь.

[13] Соответствие греческих и римских богов наглядно демонстрируется на одной из таблиц, опубликованных в Википедии.

[14] Более подробно см. здесь.

[15] «Мифы» Гая Юлия Гигина (Часть II. Мифы о богах). В стихе 129. «Эней» описано, что лоза была вручена царю, за то, что тот проявил чудеса гостеприимства и отдавал Дионису (Либеру) свою жену, впоследствии родившую от него дочь Деяниру.

[16] Впервые был обозначен Аристотелем в «Поэтике», трактате по теории драмы (335 г. до н.э.).

[17] Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1954.

[18] Эллинские поэты VII-III вв. до н.э... М.: Ладомир, 1999.

[19] Текст онлайн доступен здесь.

[20] Л. Папаконстантину. Богиня любви и красоты // Вестник Кипра, №489 (11/02/2005).

[21] Подробнее.

[22] Интересная подробность: сегодня в Археологическом музее Куклии (Палеопафоса), который находится в замке La Covocle бывшего имения Лузиньянов, а именно в первом зале можно видеть «тот самый» камень, правда, он в противовес упоминаниям древних, не белого, а черного цвета.

[23] Эллинские поэты. — Пер.: Вересаев В.В. Москва, 1963.

[24] Там же: Стихи 60-65. Текст целиком.

[25] Источник цитирования.

[26] Цитируется по источнику.

[27] Цитируется по источнику.

[28] Вероисповедания, встречающиеся на современном Кипре: христианство (православные, католики, марониты и протестанты), ислам, иудаизм и некоторые другие (бахаизм, индуизм).

[29] Остальные можно прочитать здесь.

[30] По материалам статьи.

[31] Главная цель Совета, согласно статье, опубликованной в Википедии, это — восстановление эллинской этнической религии в современном греческом обществе; кроме того организация преследует цель добиться юридического признания т.н. «эллинской этнической религии». С момента своего основания YSEE распространила уже более 300 писем протеста и пресс-релизов, направленных на расширение религиозной свободы для последователей неоязычества.
Известно, что членами организации, — а это 2 тысячи человек — к настоящему времени проведены более 800 ритуалов-реставраций и различных образовательных мероприятий. Сайт организации.
Более 100 тысяч человек, не являясь официальными участниками движения, проявляют сегодня, согласно официальным данным, большой интерес к этой теме.