Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Афиену: Месаорийский самоцвет
Афиену: Месаорийский самоцвет
Одна из самых старинных деревень на Кипре
430
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
08.12.2018

Наша очередная прогулка по кипрской деревне и ее окрестностям, знакомство с историей того или иного края и его людьми, как всегда, раскрывают особенности местного уклада: в чем-то очень узнаваемого, схожего с другими селениями, и все же невероятно самобытного. Эта интересная черта свойственна многим здешним деревням, несмотря на небольшие размеры острова.

Сегодня мы побываем в одной из самых старинных: ее история уходит истоками к III веку до н.э., а вокруг разбросаны остатки еще более древних поселений и вообще следы ушедших цивилизаций.

При этом, как нередко можно видеть на Кипре, современная Афиену, по сути, небольшой городок: здесь с 1926 года действует собственный муниципалитет; она постоянно и динамично растет и развивается, стремясь пронести и сохранить свое культурное наследие.

Название этой деревни — момент до сих спорный. Существуют несколько интересных версий.

Самая распространенная из них гласит: произошло «Афиену» от слова «άττα» или «άθθα», что означает «большой камень», ведь вблизи от деревни действительно можно видеть много валунов, да и почвы здесь достаточно каменистые.

Согласно другой, название было дано «в честь» нескольких пришлых афинян, которые первыми поселились в здешнем регионе.

И, наконец, третья версия предлагает нам уловить связь между названием деревни и именем предположительно одного из феодалов времен правления династии Лузиньянов по имени Этьен. Считается, что направляясь в его усадьбу в те годы, киприоты использовали расхожее: «идем к Этьену» (что по-гречески звучит как: «πάμε στου Ετιένου»). Со временем эта фраза видоизменилась и стала обозначать все поселение феода целиком — «...в Ат(ф)иену» (или по-гречески: «στην Αθηένου»). Похоже, верно?

-

Деревня расположена на равнине Месаория, в ларнакском округе, а точнее почти на полпути между Никосией и Ларнакой.

С 1974 года 65% процентов ее территорий (около 50 гектар) незаконно находятся под контролем турецкой армии.

Из-за того, что здешние окрестности до сих пор находятся в буферной зоне (о чем постоянно напоминают дорожные знаки, да и вышки с патрулем) вы как бы выпадаете из привычной атмосферы безмятежности и летнего отпуска, сопровождающие вас на Кипре. Однако, места вокруг Афиену так же, по-своему красивы и путь в саму деревню как часть небольшого и увлекательного приключения вас явно заинтересует.

Не забываем: обращайте внимание на предупреждающие знаки и не нарушайте правил!

В остальном, здесь так же спокойно как и в любой другой деревне Республики Кипр.

 

И вот мы здесь...

Афиену — сегодня это густонаселенное место, знаменитое когда-то своими продуктами питания: наиболее популярен долгие годы был местный хлеб сорта «Athientiko», до сих пор славятся своими вкусовыми качествами и верностью традициям местный йогурт, сыр халлуми; налажено производство любимого киприотами снека — жареного арахиса и т.д.

Искусными мастерицами эти края тоже богаты: особенно широко известны местного производства «венецианские» кружева — «плумия» и «олоплума».

Считается так же, что Афиену — край необычной архитектуры, заповедник «настоящего» месаорийского стиля: что ж, улицы здесь действительно довольно самобытны. К тому же несколько удивительных домов с историей мы тоже обнаружили (расскажем о них чуть позднее).

Святым покровителем деревни считается Айос Фокас и только здесь можно увидеть единственную церковь на Кипре, ему посвященную. Для того, чтобы ее обнаружить надо справа обойти храм Св. Георгия (напротив Старого рынка). Мы к ним еще вернемся.

Численность населения составляет около 6 тысяч человек (как местных уроженцев, так и иностранцев).

Традиционно местное население занято в сельском хозяйстве (выращивание пшеницы, животноводство, молочная промышленность).

В деревне 6 церквей, начальная и средняя школы, множество памятников старины и архитектуры, в том числе и старинный постоялый двор Местанас (Mestanas-Inn). Члены общины принимают участие в культурной жизни: в творческих мастерских, в том числе и той, что расположена в Муниципальном музее, группах и т.д.

Среди известных достопримечательностей окрестностей Афиену стоит во-первых назвать древний полис Маллура, а также не забудем и оказавшийся сегодня «за кордоном» Голги, расположенный к северо-западу от деревни.

-

Как вы уже знаете, наше знакомство с Афиену мы начали с экспозиции музея «Каллиникьо», — о нем прочитать можно здесь. После этого, обзаведясь хорошими знакомствами и благодаря любезности наших новых друзей, мы получили прекрасную возможность вместе с ними пройтись по деревне, осмотреть ее достопримечательности, посетить пару интересных музейчиков и даже сделать небольшие открытия. Однако, как говорится, все по порядку...

Как известно, главную ценность любой местности представляют люди, ее населяющие. Эти края не только родят прекрасную пшеницу и выдающиеся ремесла, — здесь родятся иногда и особые люди.

По пронизанным полуденным солнечным зноем улицам мы идем к дому отца Каллиникоса.

Музей Каллиникоса Ставровуниотиса

Здесь необходимо чуть подробнее рассказать о замечательной личности, широко известной на Кипре и за рубежом, уроженце Афиену, монахе Каллиникосе.

При рождении в ноябре 1920 года ему было дано имя Костас. Мальчик стал третьим ребенком в семье сыродела и торговца молочными продуктами Петроса Маммуса и его жены Флорентии Лионтари.

В их доме, куда мы направляемся сегодня, можно видеть в интерьере одной из комнат (где именно, расскажу по секрету чуть позже) фотографию семейства с маленьким будущим иконописцем на руках своих родителей.

Итак, вопреки чаяниям своего отца, молодой Костас поступает в 1941 году в монастырь Ставровуни в качестве послушника и берет имя Каллиникос (по-гречески: Καλλίνικος). Здесь он сразу же проявил большой интерес и талант к писанию икон, и вскоре получает основные навыки и знания в иконописи, обучаясь у монахов Мелетиоса, Дионисоса и Стефаноса.

В 1946 году он продолжает обучение у мастера из афонского монастыря Иоанникиоса Мавропулоса, а после кончины того возвращается на Кипр, хотя регулярно продолжал приезжать на Афон в течение всей своей жизни.

В годы борьбы ЭОКА (1955-1959 годы) за независимость Кипра от колониального правления, Каллиникос становится активным членом этой организации и принимая участие в ее деятельности, оказался в заключении в английской тюрьме. Там он провел три года, продолжая заниматься иконописью.

Поворотным моментом в его судьбе стало ученичество у выдающегося греческого иконописца Фотиса Контоглу, который оказал значительное влияние на обращение молодого монаха именно к византийской иконописи (техника и иконография) при благословении Архиепископа Макариоса III.

Надо сказать, что Каллиникос позднее обучался в мастерских Свято-троицкой Сергиевой Лавры в России и также в Архиепископской школе византийской иконографии на Кипре. Многие его работы принимали участие в выставках, как на родине, так и за рубежом. А к 1996 году относится публикация его книги «Техника иконографии».

Известно, что до самого конца своей жизни 23 января 2011 года иеромонах постоянно трудился (подвизался в монастыре Ставровуни, где им было создано немало икон и есть иконописная мастерская, которую, как исключение, разрешено посещать и женщинам) и впоследствии стал одним из крупнейших дарителей для родной Афиену.

И вот мы заходим в отчий дом отца Каллиникоса: небольшие и прохладные комнаты первого этажа посвящены его работам и духовному подвижничеству: справа от входа обустроена мемориальная мастерская иконописца (в окружении как завершенных, так и никогда не оконченных икон и эскизов фрагментов церковных росписей, вы увидите облачение отца Каллиникоса, его рабочие кисти и краски, коллекцию фотоаппаратов и так далее).

Напротив мастерской — другой «зал» [1]: здесь экспонированы переносные иконы с изображениями святых, апостолов и архангелов на золотых фонах, а также раскрыт за окрашенной поверхностью стены прежний слой с изображением Креста и надписью: IC.XC.NIKA, что означает «Иисус Христос побеждает».

Тех, кто уже бывал в сельских домах Кипра, либо наших постоянных читателей не удивит непривычная для других гостей планировка, — на острове долгое время существовали свои архитектурные требования и правила строительства и обустройства жилища, подробнее о них в нашей статье: Традиционное каменное строительство на Кипре

К чему я это: сразу напротив входа в дом-усадьбу находится проход в ее довольно просторный внутренний двор, где традиционно находятся фруктовый сад, небольшой огородик, печь и та самая, домашняя сыроварня, причем действующая и в наше время.

Здесь можно изучать процесс сыроварения, — таким, каким он был многие годы тому назад и остается с небольшими изменениями и сегодня! Так что в сыроварне регулярно проводятся занятия, на которых молодежи рассказывают и показывают процесс сыроварения халлуми по традиционной технологии. Их ведут среди и с использованием как современных приспособлений, так и многочисленных старинных вещей, утвари и инструментов, принадлежавших когда-то отцу иконописца. Мы сюда тоже заглянули и с интересом осмотрелись.

В нескольких расположенных в просторном «цеху» чанах как раз и происходит сам процесс варения сыров. При этом интересно, что печи, при помощи которых сыроделы подогревают большие ёмкости с молоком и сырной культурой, находятся не внутри, но снаружи здания. А воздуховод, соединенный с ними и подающий горячий воздух, проложен внизу, под плитами пола сыроварни.

Наблюдать и принимать участие в процессе желающим предлагается в единый для исторического Афиену «час Х» — а он, как мы уже говорили, настает каждый четверг (не забудьте навести справки в муниципалитете относительно мероприятий следующего раза!).

Закончив с осмотром первого этаже и надворной постройки мы в сопровождении музейной сотрудницы поднимаемся на второй этаж, где как правило, в сельских да и городских домах располагались спальни членов семьи. И да, здесь мы оказались в небольшом «ильякосе» (солнечная комната, небольшой холл), где находятся декоративные вышивки гладью, семейные фотографии (в том числе и самого Каллиникоса в детстве: здесь вы увидите ту самую!), и куда выходят двери спальни его родителей.

Входя сюда понимаешь, что семейство было зажиточное: высокая кованая металлическая кровать под балдахином, который богато и вместе с тем изысканно украшен игольным кружевом, резная добротная деревянная мебель и даже портативный, привезенный очевидно сыном в подарок, телевизор «Юность» времен СССР.

За дверью напротив родительской, располагается, теперь уже ставшая мемориальной, его собственная комната, более и вполне ожидаемо напоминающая монастырскую келью своей простотой и скромной утилитарностью.

Кроме простой небольшой кровати и шкафчика здесь можно видеть старый простой стул с плетеным сидением, три сложенные один на другой массивные чемоданы, да ярким пятном выделяющийся на подоконнике вблизи от вешалки с одеянием расписной умывальный кувшин, — вот и все убранство.

Стоит сказать, что находясь в этом когда-то населенном большой и, очевидно, очень дружной семьей доме, а ныне тихом деревенском музее, присутствует что-то такое, что заставляет относится ко всему увиденному с трепетом. Видимо, не зря говорят, что дом еще долго сохраняет отпечаток личности своих жильцов и сегодня мы можем ощущать значимость духовного подвижничества отца Каллиникоса, человека глубокой внутренней культуры и света.

На территории этого дома есть еще одно интересное место, связанное с традиционным производством сыра, — это магазинчик, который также когда-то принадлежал его семье. Однако во время нашего визита он оказался закрыт.

Сыр — сыром, но в России, как во многих других странах мира, говорится: «Хлеб — всему голова!». И выходя из сыроварни Мемориального дома-музея, мы обратили внимание на большую домашнюю печь для выпечки хлеба (и не только: во многих деревнях Кипра в таких печах нередко готовят замечательный тавас).

Теперь мы идем к Старой деревенской мельнице, у которой, как оказалась была своя, не менее интересная история.

Мельница

Еще один интересный музей и ремесленно-образовательный центр Афиену. Долгое время эта мельница принадлежала семье Хаджитеохарус.

Изначально была построена в 1910 году селянином Харитосом. Мукомольное производство здесь работало на основе парового двигателя на дровяном топливе. В 1920-х годах новым владельцем становится Михалис Хаджитеохарус, спустя несколько лет движок был заменен на дизельный (в 16 «лошадей», а в 1934 г. его сын Адреас приобрел новый двигатель [2] уже в 46 лошадиных сил), появление которого ознаменовало новую «эпоху» в местном мукомольном деле. Так, например, владелец не только увеличил производство муки, но по вечерам мельница не закрывалась допоздна, становясь кофешопом и местом для общения односельчан. Здесь люди не только приятно проводили время за беседой и чашечкой кофе, сюда приходили, чтобы разрешить давние споры и даже тяжбы. Хозяин-мельник славился своей мудростью и умением найти правильное решение.

Постепенно к 1960-м годам мельница под руководством теперь уже Андреаса обслуживала всю Афиену и соседние с ней деревни: Мелусия, Треметусия, Айя, Петрофани, Трулли, Тимбу, Пири, Йери и Авделлеро (как вспоминала местная жительница и потомок семейства мельников, Панайота Хаджитеохарус–Кулуриду в 2013 году).

Из трех мельничных установок одна обслуживала перемол солода, вторая — пшеницы, а третья — была задействована в изготовлении пшеничной крупы — булгур. Теперь сюда съезжались многочисленные клиенты, и так было вплоть до 1974 г., а потом работа мельницы почти остановилась: здесь занимались помолом только кормов для скота и лишь совсем немного, как и раньше, — пшеничного зерна для муки.

Только в 2000 г. ее приобрел один из братьев-художников Кеполас, Алкис. В 2004 году муниципалитет Афиену выкупил у него ставшую уже почти легендарной мельницу в целях развития туризма и сохранения местных традиций.

Как нам подсказали еще в Муниципальном музее, в настоящее время слава центра хлебопечения — это скорее дань прошлому. Всего традиционных пекарен, как мы поняли, на сегодня две — одна рядом с другой — как часто принято на Кипре: хлебопекарня Казазиса или Kazazis Bros Bakeries на переулке Х. Казазис; а вторая — Sergiou Bakeries, что на ул. Морфу.

А так местные хозяйки, как и в старину, нет-нет да и пекут знаменитый хлеб в своих домашних (надворных) печках и только для своих семей, как правило.

В остальном — как и повсюду на Кипре, в булочных скорее можно приобрести продукт «масс-продакшн».

 

А что сегодня происходит на Мельнице, вероятно, спросите вы?

Как мы уже говорили, главный секрет хлеба Афиену кроется в качестве той пшеницы, что выращивается в округе с давних времен... да и вся Месаория когда-то была известна своими хлеборобами, благодаря уникальному географическому положению и очень благоприятным климатическим условиям.

Итак, каждый четверг (лакомки, увлеченные кулинары и просто люди интересующиеся, — эта информация для вас!) в здании Старой мельницы проводятся занятия местным специалистом в изготовлении выпечки, на которых она показывает группам школьников (и не только) этапы превращения пшеничного зерна в душистый хлеб.

Желающие присутствовать могут бесплатно так же принять участие (группы набираются в Ларнаке, подробности можно узнать в муниципалитете Афиену, детали – см. ниже).

Старинный фонтан — водный резервуар

Вблизи от гостиницы, располагавшейся в старинном деревенском особняке, т.н. Archontiko tis Anastasias: на небольшой площади стоит выложенный из камня т.н. «фонтан» — тумба, внутри которой — резервуар. Для забора питьевой воды имеется кран с вентилем. Видна дата его сооружения: 1909 год.

Данная конструкция оказалась самой крупной из всех старинных, что я видела до сих пор. Хотя, конечно, признанный рекордсмен всех водопроводных конструкций после более ранних акведуков, это фонтан в Пейе, воспетый поэтами.  

Храмы

Айос Фокас, Айос Георгиос, Панагия Хриселеуса — оба, cтарый и новый храм с реликвией: «башмачки Св. Спиридона Тримифунтского».

Старый храм Панагии (1711 год) соседствует с новым, большим (здесь хранится святыня — «башмачки» Св. Спиридона Тримифунтского). Совсем неподалеку от них можно увидеть и Айос Георгиос (1880 г.), а в продолжении центральной улицы — единственная на Кипре церковь Св. Фоки.

Эти храмы очень удобно обойти пешком: найдя стихийный паркинг на свободной территории вблизи от ул. 1 Апреля (либо оставив машину на центральной парковке у муниципалитета и двигаясь от него сначала по главной улице Архиепископа Макариу III, в ее продолжении — по ул. Эвагору, где мы уже побывали в двух Музеях: Доме-музее отца Каллиникоса, где помимо коллекции икон и личных вещей, иконописной мастерской, а также сыроварни можно узнать больше о деревенском быте и укладе в Афиену; затем — традиционная мельница с великолепной и исчерпывающей экспозицией, посвященной хлебу). Затем необходимо свернуть вправо на ул. 9 Июля; от нее начинается, уходя влево улица 1 Апреля.

Первой достопримечательностью на вашем пути станет как раз Айос Георгиос, а затем — храм Св. Фоки (надо просто повернуть на переулок Айос Фокас; праздник в честь этого Великомученика [3] отмечается в Афиену ежегодно 21 или 22 сентября).

Возвращаясь от него выйдите на ул. Тумазу, которая лучами соединяясь с двумя другими улочками выведет вас как раз к «обеим» храмам Панагии Хрисeлеусы: старому (1711 г.), а чуть дальше — новому, в котором и хранится ценная очень интересная реликвия, относящаяся к Спиридону Тримифунтскому.

 

Расскажу об этом святом и о связанных с ним преданиях:

Чудотворец и святитель Спиридон (270-348 годы), был уроженцем Кипра и епископом города Тримифунта (и Саламина). Его память отмечается Православной церковью 12 (25 декабря), а Католической — 14 декабря.

С детства, пася коз и овец, а в юности убирая урожаи пшеницы на нивах, он стремился во всем походить на ветхозаветных праведников. За доброту и кротость нрава ему был дар свыше: исцелять, пророчествовать, а также изгонять злых духов из одержимых. В молодые годы Спиридон женился и у него была дочь. После смерти супруги он нашел в себе силы продолжать служение Богу.

Так его избрали епископом, и, по церковному преданию, случались многие чудеса им творимые: внезапно шли дожди и прекращалась долгая засуха, справедливую кары получали алчные и жестокие, а больные — излечивались (в том числе и страдавший от серьезного недуга император Констанций).

Именно по этой причине Св. Спиридона часто изображают на одной иконе с Николаем Чудотворцем.

Он же стал участником Первого Вселенского собора, созванного по указу императора в 325 году в Никее.

До конца VII века мощи Святого находились на Кипре, в Тримифунте, однако из-за угрозы постоянных арабских набегов их перенесли в Константинополь. В XV веке после захвата города турками христиане были вынуждены вновь прятать святые мощи: теперь они оказались в Эпире, на Балканах. В 1589 году в Керкире был выстроен храм в честь Спиридона. В нем поместили и до сих пор хранят его мощи: их часть оказалась на какое-то время в Риме и сравнительно недавно, в 1984 году она была передана на Корфу.

Мощи, как отмечают очевидцы, вот уже многие столетия остаются не только нетленны, но и обладают температурой живого человеческого тела.

Теперь поговорим о знаменитых «башмачках Спиридона Тримифунтского» (вы могли слышать о них не только на Кипре, но бывая в Греции или в России, например). Известно, что легенда гласит: башмачки каким-то образом «стаптываются», будучи надеты на мощи Святого. Их священнослужители вынуждены менять ежегодно. Впечатлительные верующие, прибывавшие поклониться мощам, передают друг другу рассказ и о том, что на «башмачках» иногда обнаруживается и морской песок... От моряков, людей суровой профессии, побывавших в опасных для жизни ситуациях во время штормов можно услышать о чудесных явлениях им Святого. Подобные истории знают и делятся ими в том же интернете и сами священники (на тех же русских православных сайтах).

Так поддерживается старинное убеждение: святые подвижники не покидают нас своими заботами и молитвами. Некоторые, а Св. Спиридон из их числа, являются и ходят среди людей, по-прежнему творя добро именем Господа, как и при своей земной жизни.

Вот такие же башмачки (из винно-красного бархата и вышитые золотыми нитями), чудесно «сношенные» и подаренные в храм, как отмечают в нескольких блогах наши соотечественники-туристы, можно увидеть и в новом храме Панагии в Афиену.  

Подскажу: считается так же, чтобы получить помощь (в том числе и в области материального достатка) или долгожданное исцеление иногда достаточно приложиться даже к этим башмачкам и от всей души попросить Святого.

Даже если вас в большей мере интересует история и культурный аспект, то все равно имеет смысл побывать в этих храмах. Стоит иметь в виду, что все эти церкви имеют уникальные фресковые росписи и достойны внимания.

Постаратесь обойти их (все они имеют свою «специализацию» по определенным требам селян), осмотреть и, если прибудете в Афиену утром в воскресенье, то попросив здешнего батюшку в новой церкви Панагия Хриселеуса, можно получить возможность лицезреть и известную святыню.

Как добраться до Афиену:

На машине: Из Никосии — около 43 км (40 минут в пути) по хайвею Никосия – Ларнака (А1 – А2).

Из Ларнаки — 25-30 км (27 минут) по ул. Акрополеос через Арадиппу и затем, после кругового перекрестка — на хайвей Ларнака – Никосия (А2) до съезда по указателю на Афиену.

Машину удобно оставить на просторной муниципальной парковке в центре, у Краеведческого музея — муниципалитета.

Выезжая из Афиену по Е201, мы направились в сторону археологического сайта, где вот уже на протяжении нескольких лет продолжаются совместные кипрско-американские (Дэвидсон колледж) исследования.

По дороге нас ожидали целых два сюрприза, поскольку свернуть с основной трассы сегодня мы решили впервые.

Сюрприз первый — храм Шивы [4]. Да-да, самый настоящий, индуистский мандир: в небольшом, окруженном бескрайними полями и рощицами, одноэтажном сельском доме, под красно-серебряными полосатыми флагами, трепещущими на ветру и ярко сверкающими на солнце.

В то время, как мы продвигались вперед к нашей цели, у входа его священнослужитель (пуджари) радостно нам улыбнулся и поприветствовал, стоя вместе с двумя, одетыми в нарядные сари женщинами.

Приятно удивленные встречей мы поехали дальше, и вскоре нам открылся впечатляющий вид на высокий холм, на вершине которого стояло опустошенное селение, все постройки которого были выложены из белого камня, а у подножия кружило воронье, — величественное и очень печальное зрелище!

Расскажу немного подробнее об этом месте.

Заброшенная деревня Петрофани и сайты вблизи нее: Маллура и Голги

Петрофани (по-турецки, Esendağ) — давно покинутая населением деревня, что в 2,5 км от Афиену. До турецкой оккупации северных территорий в 1974 году здесь проживали только турки-киприоты, затем перебравшиеся на «север».

Мы бы хотели дать всем дружеский совет: не пытаться туда забираться, чтобы исследовать довольно живописно смотрящиеся постройки или просто в поисках острых впечатлений.

Многие здания руинированы, к тому же, как известно, на Кипре в запустелых поселениях очень быстро появляются змеи.

Особенно не стоит играть в первооткрывателей в жаркие летние месяцы: вполне реальной на пустырях может оказаться встреча не только со змеями, но и скорпионами.

Более того, фермеры из окружающих холм животноводческих хозяйств (коровники), видимо, свозят сюда все ненужное, о чем говорит стойкий специфический запах и те же самые стаи ворон.

Даже не съезжая с проселочной (асфальтированной) дороги можно полюбоваться все еще удивительно красивым силуэтом поселения и представить себе, как оно выглядело лет 40 назад.

-

Для того чтобы наконец-то добраться до одного из раскопов Маллуры (хотя нас предупредили новые друзья в Афиену, что к этому времени территория будет закрыта для посещения), необходимо было объехать этот холм по грунтовой дороге справа. Однако дорогу к тому времени неплохо размыло после недавних обильных ливней и скакать по колдобинам, если ты не на джипе, смысла не виделось.

Подсказка: если вы не поедете из Афиену, как двигались мы по Е201, то и «напрямки» по велению указателя по грунтовой разбитой колее ехать не придется. Выбрав дорогу Е322, ведущую от деревни в поля, вы-таки прибудете к археологическому сайту «по асфальту», о чем свидетельствуют записи и фото других путешественников, там побывавших.

В «рабочие» часы есть возможность осмотра фрагмента территории и объектов «под открытым небом». Время и другие нюансы уточняйте в муниципалитете.

Так что здесь мы расскажем об этом месте, а посмотреть как ведутся раскопки [5] можно открыв видеоролик c рассказом что называется «вживую», выложенный одним из участников американской экспедиции:

 

Маллура

Территория долины селения Маллуры, как и современной деревни Афиену, очень богата археологическим материалом (а это площадь в 26 гектар). Ученые, до сих пор занимающиеся там изысканиями [6], изучают на основе находок то, как люди здесь жили, начиная со времен кипрской архаики и вплоть до эпохи эллинизма. Более того, самые поздние захоронения, обнаруженные на ее территории, как выяснилось, относятся вообще к временам правления венецианцев и османов. Причем стало известно: Маллура при венецианцах (1489-1571 гг.) переживала расцвет и экономический подъем. А вот при турецком владычестве поселение стало довольно быстро уменьшаться и в конечном итоге было оставлено своими жителями в XIX веке.

Данный объект включает в свой «ансамбль» помимо остатков поселения (жилые и складские строения, а еще, вероятно, льнообрабатывающие и ткацкие мастерские) и большого промышленного сооружения, так же сельские святилища, камерные гробницы и другие захоронения разных эпох и народов, здесь побывавших и оседавших.

-

Всем серьезно интересующимся кипрской археологией советуем ознакомиться с результатами экспедиций в Маллуре за 20 лет, подведенными и выложенными на то время итогами вот здесь (авторы: Майкл Тумазу и Дерек Каунтс)

Ранее (до турецкой оккупации) проводились так же раскопки в пределах Голги, на месте храма Айос Фотиос и в местечке Памбулари-тис-Кукунньяс.

Про эти места, их истории и описание проводившихся работ подробно рассказано в экспозиции здешнего супер-Музея (все еще не могу сдержать своих восторгов, уж извините!). Всю основную и наглядную информацию вы почерпнете именно там.

Так что кроме Маллуры мы вкратце расскажем только еще об одной достопримечательности окрест Афиену — о Голги — оно сегодня находится на оккупированной территории и уровень сохранности археологического сайта доподлинно не известен.

 

Поселение Голги (вероятно, когда-то полис)

Координаты этого поселения (а люди здесь жили издавна, еще со времен неолита), до сих пор достаточно загадочного и расположенного на пологом холме: в 1,6 км к северо-востоку от Афиену и в 17 км к северу, северо-западу от Китиона.

Традиционно считается, что основателем города был некий Голгос из Сикиона, что на Пелопоннесе (он упоминается в древних источниках как сын Афродиты и Адониса). Надписи так же говорят об Афродите Голгии, поклонение которой присутствовало в местных культах, по словам того же Павсания, древне-греческого географа и писателя II века, раньше, чем культ Афродиты возник в Пафосе.

И хотя историкам практически ничего не известно о событиях и деталях существования реально существовавшего царства с таким названием, тем не менее, происхождение некоторых из монет, обнаруженных в древних кладах, были приписаны именно ему. В соответствии с результатами раскопок, проведенных в прошлом (в 1969 году, еще до турецкой оккупации) на территории Голги стало ясно, что город процветал до конца IV века до н.э., как это выяснили исследователи на месте поселения Памбулари-тис-Кукунньяс к северу от Атиену. При том, что другая часть города продолжала быть заселенной вплоть до ранне-христианского периода.

Эта связь далее иллюстрируется каменным блоком из известняка (эпоха архаики), найденным здесь наряду с каменным резным саркофагом, — теперь оба артефакта находятся в Музее Метрополитен, Нью-Йорк. Так вот, если на блоке рельефно высечена химера, как символ Сикиона, который так же изображен на монетах; то на саркофаге — изображение Персея с головой Медузы, а среди других высеченных фигур находится и выделяется на фоне «молодежи» пожилой мужчина (его исследователи склонны считать за «хозяина» этого объекта).

Находящиеся здесь — в черте современного Афиену и в ареале здешней равнины многочисленные захоронения появились в результате войн, которые, по преданию [7], Голги вел со своим соседом — полисом Идалионом.

«Черные» раскопки в этих краях (на Йоркус и в районе Айос Фотиос) в 1867 и 1870 годах проводил все тот же неугомонный и печально известный консул США на Кипре Луиджи Пальма ди Чеснола. При его содействии были разграблены многие древние некрополи, из гробниц которых вывезли несколько тысяч произведений погребальной скульптуры, а также стелы, рельефы, саркофаги, и многое-многое другое...

Напомню, в результате кораблекрушения один из кораблей, груженый сокровищами, извлеченными практически с территорий всех полисов, ушел на дно Средиземного моря (как говорят, он со всем грузом так там и лежит). Тем не менее, 6000 «благополучно доставленных» предметов из Маллуры вошло в собрание Метрополитан музея и с 1873 года являются частью богатейшей и самой обширной кипрской «коллекции» [8] в мире.

Первым, кто идентифицировал Афиену с местоположением античного и легендарного Голги в 1851 году, стал греческий ученый Афанасиос А. Сакеллариос.

В 1969-1972 годах состоялась археологическая миссия, организованная Аристотелевским университетом из Салоники под руководством Йоргоса Бакалакиса на возвышенности Йоркус.

В те же годы Институтом археологии при Еврейском университете в Иерусалиме проводились раскопки в Bamboulari tis Koukounninas. Отсюда происходят многочисленные керамические сосуды, датированные поздней бронзой (1600-1050 гг. до н.э.) и обнаруженные как в нишах, так и во внутренних дворах остатков зданий. Здесь же были развиты производство и торговля медью: большое количество медных изделий было обнаружено на сайте наряду с платформами по их производству.

А начиная с 1990 года уже упоминавшийся ранее Дэвидсоновский колледж Северной Каролины (Davidson College of North Carolina) начал ведение изысканий в Маллуре под руководством Майкла Тумазиса. Так что вплоть до сих пор были раскрыты несколько поселений, святилище и погребения разных эпох: кипрской геометрии, архаики и римского периода (1050 до н.э. – 330 г.), венецианского (1489-1571 годы), а также турецкого правлений (до 1878 года).

И в завершении немного из довольно свежих новостей:

Так, издание Cyprus Mail (от 8 февраля 2018 года) сообщает радостную для жителей Афиену информацию: хлеб сорта «Афиенитико», а также местный праздник чествования Святого покровителя Афиену, Св. Фоки решено внести в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (the Unesco National Intangible Cultural Heritage List), объектам которой предполагается обеспечить повсеместную защиту.

А что касается традиционного рукоделия — кружевоплетения «олоплума», то оно уже входит в тот же самый Список.

Подробнее здесь.

В День защиты детей, 1 июня 2018 года в Афиену прошел массовый Праздник детей и семьи. Подробности на сайте муниципалитета.

На сайте мэрии есть так же информация о запланированных ренновациях:

Знаменитая «месаорийская» застройка, прекрасным образцом которой как раз является архитектура Афиену, позволяя нам и сегодня наблюдать все характерные для нее особенности, и ее сохранение, — вот один самых приоритетных вопросов для местной администрации.

Актуальной тенденцией сегодня является необходимость поддержания традиционных принципов и силуэта при строительстве новых объектов, их интегрированности в существующую среду.

Старый рынок (Δημοτικη αγορα, 1950 г.) вплоть до 1974 года был главным в округе торговым центром. Сюда люди приезжали делать покупки из соседних с Афиену деревень. Однако уже долгое время он закрыт и сегодня планируется провести его модернизацию в духе времени и сделать на его основе многофункциональный культурный центр. Помещения здесь предполагается отвести под репетиции местного хора, занятия танцевальной студии и постановки любительского театра.

Другим насущным вопросом для жителей Афиену все еще является возведение спортивного центра, строительство которого было запланировано еще в 2009 году.

 

Литература:

1. A. А. Sakellarios, “Τὰ Κυπριακά” (издания 1855 и 1890 гг.);

2. I.K. Peristianes, “Γενικὴ Ἰστορια τῆς νήσου Κύπρον” (1910 г.);

3. Olivier Masson, Les Inscriptions Chypriotes Syllabiques (1961 г.) и его же “Kypriaka IX: Antiquités de Golgoi,” (1971 г.);

4. K. Nicolaou, “Archaeological News from Cyprus, 1969,” (первое изд. 1970 г.);

5. V. Karageorghis, “Chronique des Fouilles à Chypre en 1969,” (первое изд. 1970 г.);

6. The Princeton encyclopedia of classical sites. Princeton, N.J. Princeton University Press. 1976 г.

 

До новых встреч и открытий!


[1] В Доме-музее по четвергам можно побывать на экскурсии, и гид вам подробно расcкажет об этом месте и об отце Каллиникосе. Мы же побывали в Афиену «дикарями», тем не менее получив уникальную возможность при содействии сотрудников Муниципального музея побывать во многих местах и увидеть многое.
Полезные контакты: +357 24524002, 357 24811370; museum@athienou.org.cy, а вот и сайт: www.athienoumuseum.org.cy.

[2] Усиление мощностей позволило внедрить инновации, а именно начать обслуживать по три мельничных конструкции одновременно.

[3] Фока Синопский (ХII век) — епископ Синопа и раннехристианский святой, почитаемый издавна Восточной и Западной христианскими церквями. Был подвергнут гонениям и казнен по приказу Траяна, императора Римской империи.
До сих пор неизвестно место, где в настоящее время находятся его мощи, однако источники упоминают тот факт, что в 404 году состоялось их перенесение из Понта (находился в северо-восточной области Малой Азии) в Константинополь.

[4] Сюжет на Youtube можно посмотреть здесь.

[5] В настоящее время изыскания в Маллуре продолжаются: под руководством д-ра Майкла Тумазу и при участии студентов нескольких американских колледжей и университетов. Большое содействие в проведении исследований, продолжающихся с 1990 года оказывает Департамент древностей Республики Кипр.

[6] Первые серьезные раскопки на территории Маллуры, а именно на остатках античного святилища проводились французской миссией еще в 1862 году.

[7] Историческое подтверждение (докуменальное либо на основе археологических находок) данного утверждения до сих пор отсутствует.
Одно известно ученым точно: взаимоотношения между древними полисами не всегда были мирными и даже более того: в виду непрекращавшихся нашествий на остров в течение многих веков, от которых местное население пыталось защищаться, войны были неотъемлемой частью жизни «древних».
Об этом говорит и характер застройки поселений: тот же Йоркус имел фортификационные сооружения.

[8] Схожие истории можно услышать по всему Кипру. Например, связанные с соседней с Афиену и ее древними поселениями территорией, где в ту же эпоху находилось царство Идалион. Как мы уже знаем, из летописей этого знаменитого полиса: «соседи» иногда вели войны между собой.
Другим, одним из знаменитейших и обширных собраний древностей, среди которых находки из Афиену занимают важное место, является Лувр.
А появились они там в результате проведения миссии, организованной на Кипре правительством Франции при участии Эдмона Дютуа и Вильяма-Генри Уаддингтона в ареале тех же Маллуры и Айос Фотиос.
Стоит так же упомянуть, что как во время османского правления (1571-1878 гг.), так и из-за продолжающейся турецкой оккупации северных территорий страны (с 1974 года) время от времени кипрские древности появлялись как в частных коллекциях по всему миру, так и нередко (вплоть до недавнего времени) оказывались среди лотов на арт-аукционах.