Монастырь Ставровуни, который также называют Монастырём Святого Креста, расположен неподалёку от города Ларнака (добираться до него удобнее всего по скоростному шоссе из Лимассола в Никосию). Монастырь был основан в 327 самой царицей Еленой, матерью Константина Великого, и с историей его возникновения связана красивая легенда.

Предание гласит, что в 326 году царица Елена отправилась в Иерусалим в надежде отыскать там Крест Господень. Долго она расспрашивала иудеев, пытаясь выяснить, где может находиться крест, но никто не давал ей ответа. В конце концов, Елена познакомилась со старцем по имени Иуда, который на третий день расспросов поведал ей о своём озарении. Он рассказал, что во время молитвы на Голгофе ему удалось почувствовать, где находится крест, на котором был распят Христос. В результате поисков на том месте, которое он указал, были обнаружены три креста, один из которых был Истинным, а на двух других приняли смерть разбойники, казнённые вместе с Христом.

Истинный крест нашли, возложив все найденные кресты по очереди на умершую женщину, которая чудесным образом воскресла от прикосновения Животворящего Креста Христова.

Перед тем, как покинуть Иерусалим и отправиться в Константинополь, царица Елена распилила Крест Господень, оставив одну часть в городе, где он был найден. В обратном пути отважную женщину застал шторм, и, чтобы спастись от стихии, было решено остановить корабль у берегов Кипра.

И тогда случилось удивительное: посреди ночи часть креста, привезённая Еленой из Иерусалима, воспарила над высокой горой Кипра, называемой в древности Олимпом. По легенде, взмывший в небо крест озарил своим сиянием то место, на котором впоследствии была построена обитель монастыря Ставровуни («ставрос» в переводе с греческого означает «крест», «вуни» — «гора»).

Упоминания событий, описанных в легенде, можно встретить в воспоминаниях русского монаха Даниила, который путешествовал по острову в 1106 году, а также в путевых заметках Вильбранда фон Ольденбургского (1211 год) и в «Хронике», изданной кипрском летописцем Леонтием Махером в XIV веке.

К сожалению, иных документальных свидетельств ранней истории монастыря не сохранилось.

В 1197 году, когда Кипр был захвачен крестоносцами, обитель перешла во владение монахов-бенедиктинцев из сирийского монастыря Святого Павла Антиохийского. Однако уже спустя несколько столетий бенедиктинцы были вынуждены бежать с острова, и в 1613 году православные монахи смогли вернуться в обитель. Греческое восстание 1821 года не пощадило монастырскую братию: укрывшихся в тайном склепе монахов обнаружили и жестоко убили.

Сам Святой Крест — главная святыня монастыря — становился добычей мамлюков (XV век), вандалов (XVI век), а с конца XVI столетия упоминания о реликвии и вовсе прекращаются. Тем не менее, бережно хранимая в ларце частица Животворящего Креста пережила все невзгоды, даже страшный пожар 1888 года, в котором сгорели и храм с иконостасом, и кельи монахов. Считается, что именно благодаря этому чуду Животворящего Креста святую обитель удалось восстановить.

Монахи, живущие в монастыре сегодня, следуют жёсткому распорядку дня и правилам монастырской жизни, установленным первым настоятелем — Дионисием. В 1988 году обитель приняла статус закрытого монастыря, отказывающего в посещении женщинам.

Интерьер и внутреннее устройство монастыря

Небольшая трёхнефная церковь с шатровыми куполами считается главным сокровищем обители. Внутреннее пространство церкви разделяется на три придела аркадами, которые, в свою очередь, опираются на колонны. Считается, что церковь приобрела свой современный вид, в который не внесли существенных изменений последующие реставрационные работы, в X веке.

Купола церкви изнутри украшены образами, созданными согласно византийским канонам: на них изображены Христос Пантократор и Вознесение Господне. На вызолоченной и украшенной фигурной резьбой деревянной алтарной преграде сочетаются красный, зелёный, синий и золотой цвета, означающие присутствие Бога в святом изображении.

Уцелевшая в пожаре 1888 года частица Животворящего Креста инкрустирована в большой Кипарисовый Крест с серебряным окладом. Крест расположен в специальной нише правее иконы Иоанна Крестителя; рядом с ним можно наблюдать изображение равноапостольных Елены и Константина с Животворящим Крестом, которое напоминает нам о древнем предании и истории возникновения обители.

В конце XX века внутреннее пространство храма было украшено фресками, созданными отцом Каллинником по древним эскизам. На фресках изображена Елена в царственном одеянии, сцены поисков Истинного Креста, воздвижение Креста Господня в Иерусалиме. Также на сводах церкви изображены сюжеты из жизни Христа: Рождество, Внесение во Храм, Крещение, Преображение, Распятие, Снятие с Креста и Воскресение.

Образы святых в анфас и в полный рост можно увидеть на среднем ярусе монастырских стен; в росписях нартекста преобладают Богородничные сюжеты.

Небольшой храм укреплён контрфорсами и окружён крепостной стеной. Проход в него пролегает через второй этаж административного строения, которое находится прямо в крепостной стене. Между прочим, деревянный настил перед входом в монастырский дворик — это бывший подъёмный мост.

Внутри небольшого дворика умещаются старинный колодец и вход в храм, встроенный в нижний ярус новой (1965 год постройки) колокольни. В северной части крепостной стены находится небольшая тайная часовня имени Константина и Елены. Новый крестово-купольный храм был возведён напротив входа в обитель в конце XX века.