Монастырь Богородицы Троодитиссы, название которого в переводе с греческого означает «живущая в горах Троодоса», расположен в кедровой долине на высоте 1500 метров над уровнем моря. Путешественники и паломники, посещавшие монастырь со времён его основания, нередко сравнивали эту местность с живописными пейзажами горной Швейцарии.

С основанием монастыря связана красивая легенда. Считается, что в середине VIII века, в разгар иконоборческих настроений, один юноша покинул Константинополь, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы, созданную самим апостолом Лукой. Найдя убежище и новый дом на Кипре, будущий основатель обители 25 лет прожил в монастыре Святого Николая, пока однажды ночью Богородица не явилась ему во сне с повелением разместить спасённую из Константинополя икону в расселине дикой скалы, откуда в течение нескольких месяцев струился загадочный свет. Утром владелец иконы отыскал пещеру и поселился в ней, а спустя небольшое время к нему присоединились и другие отшельники. Уединённую пещерную обитель и сейчас можно посетить, она расположена совсем рядом с монастырём. В узкой каменной келье и по сей день горит свеча, напоминающая о подвиге отшельника.

Церковь, освящённая именем Пресвятой Богородицы, была построена в кедровой долине гор Троодоса предположительно в начале XI века. Первые документальные свидетельства существования монастыря относятся к концу XVI столетия. Из этих и более поздних источников наши современники узнали, что обитель дважды отстраивали заново после разрушительных лесных пожаров, и что к началу XVIII века жизнь в ней почти полностью остановилась. Например, Василий Григорович-Барский писал в своих заметках, что ему удалось застать единственного монаха, который едва ли справлялся со всеми трудностями, сопряжёнными с поддержанием монастырского быта.

Однако уже в начале XIX столетия в монастыре проживало десять насельников, а в начале XX века начались масштабные работы по обустройству монастырского комплекса: в обители появились новые гостевые домики и другие постройки, а просторные помещения оборудовали каминами.

В наши дни на территории комплекса монастыря расположены такие церкви как предвратный храм Святого Неофита, церковь в честь Святого Афанасия, Патриарха Александрийского, и Святого Кирилла, а также небольшой храм, посвящённый празднику «Внесения Христа во храм».

Главный монастырский храм Богоматери Троодитиссы в последний раз перестраивался в 1731 году. Трёхнефное здание увенчано высокой черепичной кровлей, которая опирается на хорошо заметное изнутри деревянное покрытие. В храме сохраняется главная святыня монастыря — чудотворный образ Пресвятой Богородицы Троодитиссы, созданный, как гласит предание, апостолом Лукой после Успения Богоматери и обретённый по Божественному знамению. Образ можно увидеть слева от Царских Врат иконостаса. Между прочим, долгое время икона была закрыта от глаз паломников драгоценным окладом, а возможность рассмотреть её появилась сравнительно недавно.

Сам иконостас был создан в 1844 году резчиком Хаджидимитриу Талиадору. Он украшен ангелами, херувимами, драконами и крылатыми львами, а также птицами, клюющими виноград.

Рядом с иконой Богородицы Троодитиссы лежит кожаный пояс с застёжками, инкрустированными драгоценными камнями. Этот пояс подарила монастырю в XIX веке неизвестная женщина, которая чудесным образом исцелилась от бесплодия. Сегодня многие верят, что  пояс способен излечить от различных заболеваний.

Ещё одно напоминание о чудесах — серый камень, видимый с оборотной стороны иконы. История этого камня описана в путевых заметках Василия Григоровича-Барского. Давным-давно родители тяжело больного ребёнка молили Богородицу о его исцелении, обещая оставить мальчика в обители служить Богу в том случае, если он выздоровеет. Когда чудо случилось, и мальчик стал совершенно здоровым, родители задумались о том, чтобы тайком забрать сына домой. И как только эти мысли пришли им в голову, со стены сорвался камень и полетел на ребёнка, а икона самопроизвольно наклонилась вперёд, защитив его от удара. С тех пор камень стал ещё одной храмовой реликвией.

Шестигранный амвон храма украшен резьбой и позолотой. На его гранях можно увидеть святые образы Христа во Славе и евангелистов. В деревянном ларчике, расположенном за амвоном, хранится надгробное покрывало работы русских мастеров, которое было подарено игумену монастыря в начале XX века.

Справа от амвона находится икона «Госпожа ангелов», изображающая Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом на коленях, за троном которых склонились смиренные ангелы. Создатель иконы, монах Афанасий, стал настоятелем монастыря в середине XX века.

К наиболее древним из представленных в храме икон относятся образы Христа Пантократора, Богородицы Одигитрии, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила. Всё это — иконы местного ряда.

Ну а в праздничном ряду иконостаса можно увидеть иконы, в которых прослеживается влияние итальянского искусства, характерное для периода венецианского правления.

Справа от иконостаса расположен образ Пресвятой Богородицы, созданный критским художником Иоанном Корнаро в XVIII веке. Росписи, украшающие храмовые стены, были написаны киприотом Фивосом Ираклеосом.

Монахи, живущие в монастыре в наши дни, занимаются иконописью, выпекают хлеб, обустраивают обитель, возделывают землю и готовят розовую воду из цветов, ставших гордостью местных монастырских садов.