Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Всемирный день Музеев в Никосии
Всемирный день Музеев в Никосии
... С особой признательностью Эве Поливиу, Константиносу Теофанусу и Элени Христу
8088

18 мая — день особый по всему миру [1]... Ежегодно на Кипре тоже проводятся праздничные просветительно-развлекательные мероприятия, — как в городах, так и в некоторых деревнях, — направленные на привлечение широких масс в музеи и на продвижение культурного наследия в те же самые массы.

Здесь так же, как и в других странах, вход во все музеи свободный, часы их работы продлены, а программы обогащены. Можно сказать, что в это время проходит негласное, но вполне серьезное состязание между ними.

А если у вас неожиданно выдался свободным вечер, то побывать на экспериментальной театральной постановке или на зажигательном фольклорном выступлении, на камерном концерте либо джазовом сейшне, — великолепный способ провести время как в одиночку, так и в компании или с семьей!

Заранее изучив запланированные интеллектуальные развлечения, которые в 2019 году нам всем предлагали музейные собрания, некоторые из крупных галерей и ряд выставочных центров столицы острова, я наметила себе программу на «музейную» субботу, и в предвкушении ожидала наступления дня и часа «Х».

Утро субботы начиналось с «низкого» старта

Моя индивидуальная программа (ее начало было намечено на 09:30, и таким образом, она занимала весь день с несколькими перерывами на кофе и легкий ланч) получилась следующей:

Музей Фольклора (Народного искусства) — НиМАК (NiMAC, к нему в качестве бонуса прилагался осмотр археологического сайта на противоположной стороне улицы: так сказать «музея под открытым небом завтрашнего дня» — Этнологический музей «Мемориальный дом драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса»Муниципальный музей истории Никосии им. ЛевентисаКультурный фонд при Банке КипраГалерея MOCA Cyprus (филиал знаменитого SPEL — выставочная площадка и место проведения образовательных мероприятий под эгидой Государственной галереи Современного искусства Кипра).

Да, в этот раз я, похоже, уверенно шла на рекорд...

Скажу сразу, такая нагрузка не всем по плечу, да и не каждому нужна в полном объеме. Так что в следующий раз, решив присоединиться к другим музеелюбам, — что на Кипре, что в любой другой стране, где имеет место подобное движение, — просто выберите пару-тройку интересных для себя мест и постарайтесь оставить силы и время для наслаждения вечерними действами и впечатлениями. Поверьте, вам будет, что вспомнить!

Итак, выбравшись в Старую Никосию а все наши мероприятия в этот раз будут проходить именно здесь, я решила начать с самых «ранних пташек» — мастер-классов, которые предлагал своим посетителям один из старейших и интереснейших музеев страны...

Музей народного искусства: преемственность поколений

Вот уж поистине, Дом друзей: за эти годы у нас (меня лично и у редакции сайта) здесь появилось несколько хороших знакомых, благодаря которым удалось сделать визит еще более незабываемым, чем даже предполагалось.

Ну а кроме новых знаний и впечатлений, Музей порадовал меня сегодня обилием интересного общения как с народными умельцами, так и со специалистами музейного дела и научных исследований в области народной культуры и искусства.

День только начинался, ремесленники раскладывали свои готовые изделия и начинали работу над новыми в ожидании прибытия посетителей. И да, несмотря на ранний для многих час, во дворе уже можно было видеть несколько семей с детьми.

Сначала, следуя рекомендации сотрудников Музея, я углубилась в залы постоянной экспозиции: в некоторых из них уже находились мастерицы и привычно занимались рукоделиями вблизи от тематических витрин.

Они, почти не отвлекаясь от своей работы, с удовольствием рассказывали желающим о том, или ином виде прикладного искусства, который сегодня представляли.

 

Встреча с кружевницей

Так мы познакомились с г-жой Кирьяки Антониу: она искусно и, буквально порхая пальцами, плела традиционное игольное кружево. Рядом можно было видеть разложенные образцы этой тонкой работы.

В отличие от некоторых других мастеров и мастериц, участников мастер-классов, в тот день она не продавала свои изделия, но сообщила, что всегда принимает заказы [2] на изготовление.

Побеседовав и заодно осмотрев постоянную экспозицию, я вышла во двор [3], где все уже было готово, и мы с Эвой Поливиу, одной из членов Музейного совета решили пройтись и поговорить с ремесленниками.

Всемирный день Музеев в Никосии

Плетение из трав и соломы

Первым нашим собеседником оказался муж г-жи К. Антониу, г-н Костас Антониу. Oн начинал плести особым способом традиционной формы мётлы: для них использовались срезанные речные травы (типа осоки или, как говорят киприоты, «склириджи») сухие, либо только что срезанные. Их для большей эстетики и практичности, (что очень ценилось населением в прошлые эпохи) и сегодня скрепляют особым переплетом, типа спиральной «ракушки» — выходит очень красиво и самобытно.

Как нам сказали, этими метлами и веничками мели только внутри дома, а точнее — в его жилых и «парадных» помещениях (см.: Каменное строительство на Кипре). В других местах: в тех же хозяйственных постройках, загонах для животных, в мастерских и во дворе использовали метлы из более грубого материала (других видов травы и растений, которых называли одним словом «фруби»).

Всемирный день Музеев в Никосии

Эти предметы, а точнее плетение из тростника и травы — старинный народный промысел. Одной из разновидностей является плетение циновок-псафи — родиной которого считается деревня Капути. Сырье — та же «склириджи», что и для мягких метел. Классический размер больших циновок, выплетаемых на станках: 190 х 130см.

Они были невероятно широко используемы, особенно в домах со скромным достатком и там, где проживали большие семьи. Только представьте: циновки доставали не только во время приезда гостей (им стелили их на ночь прямо на пол, как матрас), — часто они применялись в многодетных семьях: при отсутствии достаточного места или иной раз даже необходимой мебели, ими застилали полы и ставили посреди большую общую миску с едой, из которой ела рассаживавшаяся вокруг ребятня.

Плетеные циновки также использовали в прошлом: их клали на кровати для невест перед свадьбами.

Малоизвестным способом применения травяных циновок было и такое: в них заворачивали тела усопших сельчан (турок-киприотов преимущественно) перед погребением.

Циновки широко использовали и в сельскохозяйственных работах: для просушки зерна и пшеницы перед помолом, а так же для сушки винограда, оливок.

До недавнего времени это было уже почти совсем забытое ремесло, ведь с 1974 года деревня Капути находится в зоне военной оккупации Турцией. Силами Совета беженцев деревни Капути изготовили ткацкий станок специально для плетения циновок, — так ремесло получило новую жизнь.

В возрожденном курсе лозоплетения «флуди» используют для изготовления многих других предметов. Наш собеседник, г-н Антониу, несмотря на хороший опыт, причисляет себя к любителям. У них мало этого сырья, так как реки маловодны, а для произрастания достаточного количества нужна... вода. Реки дают также особую осоку, с более длинными стеблями — великолепный материал для изготовления сидений «кареклес тоненес».

Рядом с нашим рассказчиком находилась еще одна мастерица — г-жа Лиза Яннаку и на ее стенде как раз можно было видеть (и приобрести) традиционные изделия в их современной трактовке-дизайне: например, меня очень вдохновили авторской работы плетеные дамские сумочки. Она занимается как ткачеством циновок, так и небольших изделий.

В основе — сырье «тонос» (для циновок и сидений на традиционные стулья) или «флуди» (аксессуары, и вообще более мелкие и деликатные изделия). Сейчас мастера плетения увлеченно создают новые «конструкции» и современные дизайны на основе традиционного ремесла Капути. Ведь прежнее практическое использование уже давно не актуально...

Лиза: «К счастью, с недавнего времени ремесло плетения переживает второе рождение».

И это действительно так:

2015 год — ремесло было официально зарегистрировано как культурное нематериальное достояние (наследие) Республики Кипр.

2016 г. — о мастерах плетения сняли документальный фильм (на его создание был получен грант от Министерства культуры и образования РК). Создателями был показан весь процесс изготовления «плетения по-капутиански» оно же «капутиотико псафи».

2017 г. — при финпомощи, полученной из того же источника, была издана удивительная книга — инструкция по самостоятельному изготовлению псафи на греческом и на английском языках (ее тоже можно было купить на той выставке ремесел, а еще — в любой другой день на стойке администратора в фойе Музея или на втором этаже, в одном из офисов [4] Кипрских исследований).

Задача, которую перед собой поставили авторы: зарегистрировать ремесло плетения «псафи» как нематериальное наследие, имеющее ценность на мировом уровне.

Подсказка: сегодня такие метелки и метлы ручной работы не используют по назначению, а ими украшают и дополняют интерьер в стиле фолк (см. наш рассказ о музее-сувенирном салоне «Дом фермера» в Айя-Напе). Их на Кипре можно встретить два вида и самый дорогой: метла, где концы прутьев выплетены в островерхую «раковину», а не в плоскую, спиральную. Почему? Так сложилось... К тому же, этот вариант изготовления — самый «современный».

Мы поднимаемся на второй этаж Музея со двора по каменной лестнице. Здесь тоже сидят несколько мастеров: гончар, мастерицы кроше — уроженки Караваса и мастер художественной резьбы по дереву. Заглядевшись на его работу, мы подходим ближе...

Всемирный день Музеев в Никосии

Искусство деревянной резьбы

Рассказывает мастер Йоргос Георгиу:

«То, что вы видите, это народная резьба по дереву. Я приехал из Центра ремесел, и сегодня мы участвуем в мероприятиях Всемирного Дня Музеев, знакомя людей с кипрскими народными традициями. Узоры, которые мы воспроизводим, — все традиционного дизайна и по старым технологиям, реплики которого производятся и сегодня.

Их можно видеть здесь, в Музее народного искусства. Основной материал для резьбы: сосна, а точнее, кипрская сосна и дерево грецкого ореха (орех).

Обычно в Центре мы изготавливаем предметы традиционной мебели (посудные и другие полки, сундуки, рамы для зеркал и прочее). Как раз сейчас я занимаюсь декором такой полки. Их вешали на стену и ставили тарелки, чашки и стаканы.

А знаете, что самые красивые узоры, которые мы можем найти, происходят из региона Кирении и деревни Лапитос? Их старинные изделия отличаются красотой и богатством мотивов.

Также мы организуем и проводим учебные программы для молодежи — показываем, как заниматься резьбой. Ребята всегда демонстрируют большой интерес.

Смотрите, как мы работаем: сначала необходимо выбрать, перерисовать и скопировать готовый эскиз на деревянную основу. Затем с долото и другими инструментами (все они лежат перед вами) начинаем аккуратно наносить резьбу. А для того, чтобы закончить, например, эту полку (с изображением Св. Георгия на коне), мне понадобится 12 часов.

Спрашиваете, как мастера овладевают этим ремеслом? Это умение не всегда передается из поколения в поколение... Хотя, страсть к дереву все-таки должна быть в крови: вот мой отец был плотник, он изготовлял лодки. А я занимаюсь этим ремеслом уже 38 лет!

Церкви, как вы знаете, тоже издавна украшались прекрасной резьбой. Для этого вида декора существуют и специальные мастера — «тальядорос». Это совсем другое искусство: скажем так, я работаю с поверхностью, а тальядорос делают настоящий, выражаясь современным языком 3D. Хотя да, конечно: мы знаем, как это делать и как работать с их инструментами... Вот только их работа несколько сложнее и требует еще больше времени. Церковная резьба всегда имеет высокую глубину. Кстати, для изготовления иконостасов традиционно используют орех: он более твердый и долговечный».

....Ну и как было не завернуть на выставку, и еще раз вновь не посетить мемориальную экспозицию, посвященную легендарному архиепископу Киприаносу, так много сделавшему для Кипра в эпоху османского владычества.

И вот при выходе в просторный коридор бывшего Архиепископского дворца, рядом с кабинетом Макариоса — первого президента Республики Кипр нас ждали открытия и вновь — интересная встреча...

Всемирный день Музеев в Никосии

Стекло расписное...

Если честно, то мы уже давно «охотились» за информацией относительно этого старинного вида прикладного искусства в рамках нашей рубрики «Энциклопедия ремесел», когда-то чрезвычайно широко распространенного в народной культуре Кипра.

Однако, несмотря на наличие этих произведений во многих краеведческих собраниях и в том числе в коллекции Центра ремесел, что в Никосии, нам все никак не удавалось поговорить со знатоками в этой области.

И вот сегодня наш пазл сложился...

В залах Музея, вблизи от двух мемориальных экспозиций, посвященных Архиепископам Киприану и Макариосу (оба в разные годы проживали в этом здании), к нам присоединился молодой исследователь и сотрудник Общества Кипрских исследований, Константинос Теофанус.

Итак, в одной небольшой, выходящей на деревянную террасу комнатке Старого дворца (в ней также находится собрание старинных резных сундуков и ларей) мы могли увидеть коллекцию произведений народных мастеров, выполненных в технике росписи по стеклу (в принципе, одна из вариаций витража).

Всего 14 экспонатов. Все они небольшого формата (что также объясняется требованием практичности, а также их высокой стоимостью в прежние годы) — от 19x15 и до 50x52 см (многие заботливо были помещены в рамы, об этом чуть дальше).

Сюжеты: несмотря на их разнообразие, здесь можно выделить четыре основных направления.

Первое: бытовое оно же «парадное» (ремесленнику могли, скажем, заказать подобие семейного портрета — визит в фотоателье либо приглашение фотографа к себе было делом дорогим и хлопотным по тем временам).

Здесь же можно видеть типажи — назовем их так условно — ныне нам незнакомых людей. Некоторые из них, тем не менее, успели врезаться в народную память. Например, «Молодой человек в праздничной одежде» (46,5x30,5, Контея) — этот экспонат, как мы вскоре узнали, имел жутковатую историю [5]).

Второе: «религиозное». Среди экспонатов и сегодня можно встретить сцены «Распятия» (49x52, Воколида), «Чудо Георгия о змие» (19x15,5; происхождение точно неизвестно), библейских «Адама и Еву» (39x30, Айос Георгиос) или изображения «Панагии с Младенцем» (41,5x41, Лиси).

Всемирный день Музеев в Никосии

Третье: «героико-мифологическое». Изображения, которые нередко являлись очень приблизительными «копиями» с известных картин, наивными портретами героев Греческой революции, те же «Адмирал Павлос Кунтурьотис» (46,5x35,5, Лиси) и «Герой Афанасиос Дьякос» (47,5x40, место происхождения точно неизвестно) и др. Также очень популярными в народной среде были символические сценки единения (по-гречески, η Ένωση) Кипра и Греции, или известные сюжеты и персонажи из древнегреческой мифологии.

И, наконец, четвертое — чисто «декоративное» (основное место здесь, конечно же, занимали изображения красивых темноволосых девушек в пышных нарядных платьях, с птичками в руках и розочками вокруг).

Нюанс: мастера росписей по стеклу могли для вдохновения либо по заказу использовать как готовые классические изображения в основе своих творений; либо — вдохновляться и изображать мотивы из окружающей их жизни.

Это было исключительно народное искусство: занятия им приносили неплохой дополнительный доход крестьянам (земледельцам и животноводам). Росписями занимались обычно зимой, в свободные от основных работ недели. Некоторые из этих умельцев, достигнув определенных высот мастерства, стали, таким образом, настоящими народными художниками.

Готовые стекла вставляли в рамочки и всегда размещали на самых видных местах, на стенах дома, чтобы все посещавшие могли убедиться: молодая невестка пришла в семью не бесприданницей. Так что неудивительно, что все эти яркие «картинки» по стеклу было принято давать своим дочерям в качестве приданого, якобы исключительно для украшения дома молодых.

Поговорим об этом ремесле подробнее. Своим расписным стеклом («галографией») славились несколько деревень, расположенных в долине Месаория: Воколида, Лиси, Аша, Ангастина, Перистеропиги и некоторые другие.

Наибольшего расцвета данное ремесло достигло здесь в первой трети ХХ века. Роспись выполнялась эмалью разных цветов, довольно прочной по своему составу, чтобы плотно удерживаться на поверхности куска обычного стекла.

Изображение наносилось таким образом (зеркально) с оборота, чтобы с лицевой (передней) стороны стекла композиция выглядела обычным образом. Как это делалось: в самом начале мастер наносил эскиз, делая разметки и прорисовывая черным цветом контур будущей композиции. Оставшиеся поля закрашивали локальными цветами, без смешивания. Когда художником было завершено нанесение основного рисунка, и красочная поверхность высыхала, то затем всю поверхность для впечатления глубины полностью покрывали каким-то одним пигментом — желтого либо зеленоватого цвета (морской волны).

Вы можете видеть, что на некоторых работах стоит дата создания, а также название композиции. А вот своих имен художники часто не оставляли (встречаются крайне редко).

Тем не менее, до нас дошли все-таки имена, вероятно, самых талантливых из них. Причем, кроме нескольких наиболее известных народных мастеров, работавших по стеклу в наивной манере, таких как: Мариос Георгиос, Анастасиос Антониу, Георгиос Кантони, Иоаннис Афанасиу и Хаджихристодулос Харалампос, — своими произведениями в данной технике прославились и двое из знаменитейших мэтров кипрского изобразительного искусства.

Такие как, Михалис Кашалос и Адамантиос Диамантис (он же был первый директор данного Музей; об их творчестве вы могли прочитать здесь и здесь.

Кстати, что касается произведений Кашалоса и Диамантиса, — то исследователи лишь намного позднее узнали, что и они оставили свой след в этом искусстве, все по причине отсутствия подписей.

Несмотря на то, что эта довольно плотная краска являлась эмалью, ее не подвергали температурному воздействию для фиксации, поэтому, как нетрудно заметить, на самых старинных работах начинает крошиться и отслаиваться старый сухой пигмент. Так что сегодня из-за хрупкости материала, да и по причине неустойчивости эмали, Музей, как нам сообщили, находится в плотном сотрудничестве с реставратором из Греции, который регулярно следит за состоянием этих предметов в коллекции.

Любопытный нюанс: некоторые из мотивов народных расписных стекол стали очень популярны и неоднократно копировались народными же мастерами на другие, скажем так, носители. Ту же девушку-брюнетку (этот мотив так и называли «Девушка из Анкастины»), изображаемую вполоборота с цветами и птичками, почти без изменений можно встретить в виде вышивок или в росписи, например, на бубнах в никосийском Центре ремесел, или на современной керамике — реплике старинных глиняных изделий, и т.д.

А если и вас заинтересовал этот вид прикладного народного искусства киприотов и хотелось бы приобрести что-то аутентичное, то вот совет: походите по антикварным лавочкам (их довольно много можно встретить в любом городе острова), и если вам повезет, то вполне можно найти кроме подобных этим музейным экспонатам, например, небольшой старинный поднос, основу которого как раз и представляет такое расписное стекло.

Живет ли это ремесло и в наше время? Оказалось, да!

Как нам сказали, и сегодня есть, правда, всего несколько мастеров, продолжающих создавать эти «кипрские витражи»... их действительно очень немного.

По словам знатоков, их работы по сравнению с ранними являются более техничными по исполнению, — отчего само искусство значительно изменилось. А еще они больше уже не самоучки... от этого меняется восприятие их работ, да и звучание в целом. Сегодня это в чистом виде профессиональные живописцы.

Видео со Дня Музеев и другую информацию о деятельности Музея народного искусства можно посмотреть на их страничке на ФБ, а так же на сайте Научного общества Society of Cypriot Studies: www.cypriotstudies.org.

Контакты: (+357) 22 432578, эл.почта: cypriotstudies@gmail.com.

Адрес: пл. Архиепископа Киприаноса (Старый Архиепископский дворец).

Открыт (Музей и офисы): понедельник: 10:00-14:00; вторник-пятница: 9:30-16:00; суббота: 9:00-13:00; по воскресеньям закрыт.

 

Так что, решив посетить Старую Никосию в очередной раз, не обойдите вниманием этот Музей: уникальное собрание которого пополнялось и продолжает пополняться предметами и произведениями прикладного искусства, когда-то созданных в ныне оккупированных селениях Кипра и потому, можно сказать, почти утраченных ремесел.

Поблагодарив друзей я, пройдя чуть дальше — в сторону к Музею Национальной борьбы — отправилась прямиком по довольно живописной улочке Апостолу Варнавас по направлению к Центру современного искусства НиМАК.

Обязательно обратите внимание: буквально напротив входа в это старинноe здание бывшей электростанции Никосии находится масштабный археологический раскоп.

Ограждение практически не скрывает обнажившихся фрагментов бывшего городского квартала, когда-то выстроенного на остатках поселения бронзового века. Особый интерес у ученых, раскрывших несколько культурных пластов, включающих следы византийской и османской эпох, вызывает так называемый «дворец крестоносцев».

Здесь и по сей день вот уже несколько лет ведутся кропотливые изыскания... Подробнее об этом месте читайте здесь.

Всемирный день Музеев в Никосии

Выставочный Центр NiMAC: всегда готов удивлять

Честно говоря, я очень люблю это место (Никосийский муниципальный арт-центр) — очень модное и хорошо известное знатокам искусства за пределами страны, — хотя и не совсем за это.

А вот именно здешние выставки и другие мероприятия (при участии Фонда Пьеридис), всегда становящиеся ярким культурным явлением, и проходящие внутри этих мощных каменных стен в самом сердце Старой Никосии, и при этом, доступность концепции в сочетании с умиротворяющей малолюдностью, — все эти факторы, безусловно, помогают не только проникаться задумками организаторов и художников, но и постоянно ощущать свою сопричастность веяниям, будоражащим и впечатляющим ныне арт-сообщество по всему миру... В общем, здесь постоянно что-то происходит и оно того стоит, чтобы быть в курсе.

Итак, в этот особый день я не могла не заглянуть и сюда... Немного удивило, что, несмотря на размах и значительный вес, который имеет Центр в художественной жизни Кипра, специальных событий, посвященных Музейному дню, здесь не планировали, кроме, пожалуй, двух.

Всемирный день Музеев в Никосии

Так в первой половине дня (10:30-12:30) здесь шли образовательные часы с детской группой, включавшие в себя ознакомительную экскурсию по залам и затем практическое творческое занятие. Мероприятие было рассчитано на ребятишек 4-8 лет, некоторые из которых уже увлеченно что-то мастерили на столах под наблюдением сотрудниц.

18:00-18:40 — состоялась тематическая экскурсия [6] на греческом языке по экспозиции «Things that go together» (подробнее о выставке читайте ниже).

А посмотреть в этих просторных залах, в самом деле, было на что.

В Центре шла выставка инсталляций и концептуального дизайна Майкла Анастассиадиса «Things that go together» (7 марта – 20 июля 2019 г.), о котором стоит хотя бы немного рассказать.

М. Анастассиадис основал свою студию в Лондоне в 1994 году. Он обучался на инженера-строителя в Лондонском Имперском колледже науки, технологии и медицины. Позднее он получил степень магистра в области промышленного дизайна в Королевском колледже искусств.

Его работы представлены в постоянных коллекциях таких собраний, как: Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Художественный институт Чикаго, Музей Виктории и Альберта (Лондон) и нескольких других. Примечательно, что ему были сделаны заказы для Художественной галереи им. А. Г. Левентиса в Никосии; несколько авторских инсталляций можно также видеть в Соборе Святой Софии в Лондоне.

M. Анастасcиадис является Royal Designer for Industry (RDI) в Королевском художественном обществе. Он участвует в образовательных программах таких международных учреждений, как Central Saint Martins, University of the Arts London и ECAL, Lausanne.

Вернемся к выставке. Различные предметы (мебель, посуда, аксессуары, личные коллекции артефактов) как и способ их расположения в пространстве, да и само наполненное предметами пространство, — стоило вам зайти в тот или иной зал, — все это сразу же становилось предметом искусства, требующего активного осмысления.

Привычные и не очень вещи (а так же их гипертрофированные имитации из нетрадиционного материала) уверенно обретали здесь новый, особый, и я бы даже сказала, временами непознаваемый смысл: гипнотично вращающиеся в виде мобилей лаконичные, сферической формы светильники, расположенные на разной высоте; светодиодные трубки, образующие почти ювелирную по своей декоративности и необычности дизайнерского решения «вязь»; гладкие отражающие поверхности и превращенные в «зеркала» отполированные пластины меди; а так же обширные горизонтальные поверхности с композициями камней и напоминающих их объектов, внезапно вызывающих из нашего подсознательного какие-то доисторические образы, — и вместе с тем, — превращающиеся здесь почти в «воспоминания», как элемент личностного опыта каждого зрителя и участника.

Надо сказать, что автор к этому как раз и стремился, говоря:

«Я всегда был очарован параллелью, которая существует между освещением и ювелирными украшениями... случайным выравниванием и тем, как предметы иногда выглядят идеально расположенными, чтобы обмануть зрителя, в том, что касается их размера и расстояния между ними.

Некоторые из этих сценариев кажутся сверхъестественными. Тем не менее, они создают воспринимаемый образ, который поэтичен и почти метафоричен.

Интересно, как иногда спонтанный жест создания объекта, который может показаться очевидным, случайно приводит к синхронизации стольких ассоциаций, что его первоначальная «предназначенная» функция становится неактуальной».

Если вы не поклонник современного искусства или просто не понимаете, но хотели бы узнать побольше, то эта выставка — определенно ваш случай. Ее можно считать «дружелюбной» к любому гостю: на входе вам выдадут «инструкцию к применению» со схемой размещения экспонатов и с небольшими подсказками к восприятию увиденного через авторские цитаты. Каждый поймет и увидит свое.

Адрес: ул. Пальяс Илектрикис 19, Никосия

Открыт: понедельник – пятница, с 10:00 до 21:00.

В комплексе имеются также библиотека, читальный зал и ресторан. Время работы, пожалуйста, уточняйте на сайте Центра.

Контакты: (+357) 22797400, эл.почта: info@nimac.org.cy.

Всемирный день Музеев в Никосии

Выйдя под сильным впечатлением и погрузившись в раздумья об увиденном, я не пугаясь ожидавших меня контрастов (собственно, в этом и был «глубокий» смысл моей субботней вылазки по столь разным местам) шла знакомыми переулками к очередному пункту в моем списке музейных собраний....

Этнографический дом-музей драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса

Подробно осматривать и рассказывать об этой экспозиции мы не станем, так как вы могли все это прочитать в одном из прошлых материалов, опубликованных на сайте. Зато сегодня, следуя составленному плану посещений и имея в распоряжении свободный часок по пути в очередной музей, я не могла не зайти в эту усадьбу, просто поинтересоваться: какие новости и что вообще происходит в ее неспешной «жизни».

Днем там было по-музейному тихо, гулко и торжественно... экспозиция, за исключением небольших деталей, сохраняла свой привычный облик и предметный состав.

Однако я обратила внимание: появились новые экспликации в зале, представляющем деревянную архитектурную декоративную резьбу эпохи османов. Так предметы, которые во время нашего прошлого визита только еще находились на стадии изучения и проведения реставрационных работ, теперь стали «полноправными» экспонатами и получили свое место и музейную «легенду».

Всемирный день Музеев в Никосии

А у посетителей появилась возможность узнать побольше об этой стороне материальной культуры киприотов времен владычества турок (стенд «Wood carving decorations urban architecture»).

Спойлер: данный Музей не только является мемориальным (в основе которого лежит история династии, когда-то проживавшей в этих стенах, представители которой были не только свидетелями, а также и участниками, действующими историческими лицами в судьбах острова), но и этнографическим (этнологическим) — здесь большая часть экспозиции посвящена отдельным темам прикладного искусства: деревянной резьбы по-средиземноморски, искусству каллиграфии, ювелирному делу.

Находясь в этом комплексе, обязательно обойдите внутренний сад: сегодня здесь разместилось «археологическое» собрание под навесом. Кроме привычных посетителям многих подобных археологических коллекций острова, выставленных на обозрение вне музейных стен, как то античные скульптуры, древние жернова и т.п., здесь я обнаружила каменные порталы и их фрагменты с рельефным изображением «звезды Давида» (широко известна с VII века до н.э. в виде шестиконечной звезды — гексаграммы; и даже раньше — в древних культурах Индии, Мепопотамии, кстати), когда-то бывшие, предположительно, архитектурной частью древних синагог или частных домов зажиточных иудеев Никосии.

Большой интерес представляют и надводные постройки, включая старинный хаммам, где даже в такую невероятную жару, что выпала на долю убежденных столичных музеелюбов и фланирующих по историческому центру в предвкушении культурных развлечений иностранных туристов, было прохладно и довольно сыро.

А вечером Музей приглашал в свои стены гостей всех возрастов: их ожидали детский спектакль и музыкальный вечер для взрослых. Подробнее это выглядело так:

18:00-19:00 — Детский сказочный спектакль по мотивам известной сказки [7] о драконах «Οι Τρίπλαροι τζιαί ο δράκος της μηλιάς» писателя Ламброса Поликарпу.

18:30-19:10, 19:15-20:00 — Два тура по музейной экспозиции и другим помещениям городской усадьбы (проводятся сотрудником Департамента древностей).

19:00-20:00 — Музыкальный вечер греческой музыки Константинополя в мезонине при участии музыкантов: Марианны Мумтци и Панайотиса Тцапписа.

20:30-22:00 — «История Верблюда, который прослезился», представленная при участии монгольских артистов (с греческими субтитрами).

О Музее

Виртуальный тур по залам посетить можно здесь.

Адрес: ул. Патриарху Григориу, 20, Никосия

Контакты: (+357) 22305316

Открыт: вторник – пятница: 8:30 – 15:30, суббота: 9:30 – 16:30.

Всемирный день Музеев в Никосии

Наступило время ланча и образовавшийся в моей программе брейк, конечно же, стоило использовать с пользой и удовольствием.

Я поспешила спрятаться от испепеляющего зноя в прохладных и бодрящих кондиционерным бризом недрах одного из кафе на Лидре — главной улице Старого города, наслаждаясь напитком не менее популярным в жару, чем фраппе. В тот раз моим фаворитом стал холодный зеленый чай со звонко перекатывающимися кубиками льда и с кусочками свежих фруктов.

По соседству, буквально в двух шагах от этого туристического проспекта находился очередной очаг культуры Никосии, куда я и направилась после отдыха....

Левентис Муниципальный Музей — вглубь веков и тысячелетий

В этот день здесь, в уникальном комплексе, состоящем из отреставрированных городских домов в самом центре столичного историко-туристического квартала Лаики Итонья, известного многочисленными сувенирными лавками, — состоялась экскурсия из двух частей. Нашими гидами в тот раз стали сотрудницы Музея Элена Пойаджи-Рихтер и Мария Патцалосавви.

Первая часть предлагала нашему вниманию небольшую мемориальную выставку с поэтичным названием «Как Феникс возрождаясь из пепла...». Она располагалась в камерном зальчике на первом этаже: с экскурсом в прошлое музейного комплекса, который вплоть до конца прошлого века был тремя частными городскими домами, принадлежавшими разным зажиточным семьям. Мы не только услышали об истории семьи владельцев основного здания, и узнали о главных вехах их семейной летописи, предшествовавших появлению Музея и началу реставрации и объединения домов по улице Иппократис в единый ансамбль.

Нам посчастливилось осмотреть также небольшой архив и увидеть некоторые предметы из семейного собрания.

Если вкратце, то «летопись» создания этого великолепного Музея и этапы собирания основного состава его коллекций выглядят так:

С 1983 по 1989 гг.: благодаря принятому тогдашним мэром Никосии г-ном Лелосом Димитриадисом решения о создании исторического музея Никосии началось возрождение особняка №17 по Иппократис, который готовили в начале 1980-х гг. к сносу.

В результате, здание было приобретено Фондом им. А.Г. Левентиса для размещения там собрания коллекции артефактов, связанных с историей Никосии. Затем между Фондом Левентиса и муниципалитетом Никосии было подписано соответствующее соглашение, а вскоре начались масштабные работы по реставрации и перепланировке внутренних помещений и дальнейшей организации Музея.

Тогда же Городской совет принял решение назвать Муниципальный музей в честь г-на Левентиса [8] — основного мецената и дарителя.

16 апреля 1986 г. — дата основания Муниципальной Ассоциации им. Левентиса в Никосии, более известной сегодня как Association of the Friends of the Museum.

А через 3 года, 20 апреля 1989 года Музей открыл свои двери для широкой публики. Он стал первым историческим музеем Республики Кипр, обладающим самыми на тот момент современными музейным оборудованием и концепцией.

Осенью того же года при поддержке Ассоциации друзей музея запустили несколько образовательных программ.

Следующее десятилетие: 1991 год — Комитетом The European Museum Prize Committee, действующим под эгидой Совета Европы, Муниципальный музей Левентиса был провозглашен «Музеем 1991 года». В1999 году началась масштабная реконструкция залов, и Музей закрыли для публики на год.

19 мая 2000 года Музей вновь был открыт, а в 2001 г. Фонд Левентиса выкупил соседнее здание (небольшой традиционный дом №18 конца XIX века по ул. Солонос). Его включили в ансамбль, что позволило значительно расширить постоянную экспозицию и получить больше места под проведение временных выставок. В том же году администрацией было приобретено еще одно здание, №15 по той же улице Иппократис.

С началом 2000-х годов Музей получил оснащение высокоскоростным интернетом, что позволило расширить программу предлагаемых детям и взрослой аудитории образовательно-просветительных программ на его базе.

 

Итак, после первой сразу же последовала вторая экскурсия....

Это был обзорный ознакомительный музейный тур по постоянной экспозиции. Она в тот день проводилась исключительно на греческом языке: видимо, исходя из состава нашей стихийно подобравшейся субботней группы музейных фанатов (всего 10-12 человек).

Подробнее вы сможете узнать об этой прекрасной коллекции, «виртуально» пройтись с нами по музейным залам и заглянуть вглубь веков никосийской, да и кипрской истории в целом, если зайдете сюда.

После, когда Музей уже закрывал привычно на ночь свои залы, праздничные мероприятия выплеснулись в его патио, где находится т.н. зеленый театр: амфитеатр и сцена, на которой в тот вечер, начиная с 17:00, выступали артисты ансамбля народной музыки и танцев (это был юбилейный концерт, посвященный годовщине Музея).

Важно: Муниципальный музей Левентис (не путайте, пожалуйста, с Левентис Художественной галереей — это довольно близко, но не здесь) подобные и другие различные мероприятия проводит в течение почти всего года — просто следите за объявлениями и подпишитесь на рассылки, если вы постоянно проживаете в Никосии и вас интересуют культурные события в столице.

По окончании экскурсии у членов нашей группы, так же как и у прогуливающейся в это время по старинным улочкам публики появилась возможность поприсутствовать на концерте песни и плясок фольклорного ансамбля из Культурного центра никосийского района Айи Омологитес.

С 17:00 до 18:30 в исполнении артистов шел музыкальный спектакль: «Из поколения в поколение» (в оригинале: «Από γενιά σε γενιά»). Зрители могли насладиться традиционными танцами, театрализованными выступлениями и старинными народными напевами.

Как можно было прочитать на страничке Музея на ФБ: Руководство Музея решило совместить празднование Всемирного Дня музеев с собственным 30-летним юбилеем со дня открытия Музея для публики 20 апреля 1989 года.

Всемирный день Музеев в Никосии

А вообще, быть в курсе музейной жизни несложно: заходите почаще на их ФБ страничку или подпишитесь на рассылки на сайте.

Адрес: ул. Иппократис, 15-17, квартал Лаики Итонья, Никосия

Контакты: (+357) 22661475, сайт: www.leventismuseum.org.cy

Дни и часы работы Музея:
Вторник – воскресенье: 10:00 – 16: 30
(закрыт по понедельникам и дням гос. праздников)

Время работы музейных офисов и служб:
Понедельник – пятница: 7:45 – 15:45
(закрыты в дни гос. праздников)

 

Из Муниципального музея удобно и приятно пройтись не спеша по одной (второй по значимости после Лидры) старинной торговой «магистрали» ул. Онасагору, где нижние этажи всех зданий заняты разными магазинчиками, мастерскими, кафе и прочими, притягательными для многих местами в Старом городе. Так я выхожу на не менее прекрасную и колоритную площадь Фанеромени...

Культурный Фонд Банка Кипра и его выставочная и концертная площадки

Что и говорить, когда бы вы ни пришли сюда, выставочные залы Фонда и его постоянная экспозиция собрания (а это пять крупных исторических и археологических коллекций, как например вот эта) вас порадуют хорошими профессионально организованными выставками. К тому же на первом этаже есть возможность получить необходимую информацию или приобрести книгу в киоске.

В то время там шла выставка, посвященная Второй Мировой войне и участию в ней Греции и Кипра. Совместно с посольством Греции экспозиция на эту тему была организована Фондом впервые.

Здесь можно видеть представленными основные свидетельства, почерпнутые из исторических исследований периода 1940-1945 гг., включая участие кипрских добровольцев в борьбе против фашизма, а также охватывающие значительные аспекты сопротивления греческого народа в целом.

История, сохраненная в предметах и фотографиях, фрагменты жизни и судеб многих героев, — это дань уважения грекам-участникам тех событий.

Выставка продлится: с 10 апреля по 31 декабря 2019 года.

Залы открыты: понедельник – воскресенье, 10:00 – 19:00.

В день «Х» программа Фонда также обещала два интересных мероприятия своим новым гостям и постоянным поклонникам:

12:00 — Тематическая экскурсия по выставке «1940: Лица и Образы. Кипр и Греция» шла под названием «The War’s Forgotten». Ее проводили авторы: фотограф Димитрис Ватти и журналист Наташа Георгиу.

Выставка продлится до 31 декабря 2019 года.

20:00 и 22:00 — мюзикл «CARTES POSTALES: любовь посреди войны» (в оригинале: “CARTES POSTALES: ο έρωτας καταμεσής του πόλεμου”) с Эленой Хаджипавксенти и другими актерами, музыкантами и танцовщиками.

Интересно, что в основу спектакля легли реальные любовные истории киприотов-добровольцев, ушедших на фронты Первой и Второй Мировой войн.

Всемирный день Музеев в Никосии

По окончании всех участников и гостей ждал банкет... Организаторы особенно отмечали, что включение постановки в программу Дня Музеев проводилось в поддержку ΘΟΚ (THOC, Театральной Организации Кипра).

Эта театральная постановка, несомненно, привлекла внимание столичной публики и получила достаточный резонанс в местных СМИ.

На страничке Культурного Фонда вы всегда найдете посты, фоторепортажи с текущих событий.

Часы работы: понедельник – воскресенье: 10:00 – 19:00

Адрес: ул. Фанероменис 86-90, Старая Никосия

Контакты: (+357) 22128157, эл.почта: info@cultural.bankofcyprus.com.

 

Я продвигаюсь к последнему на сегодня «пункту назначения».

Эта часть Старой Никосии, что отделена древними стенами с бастионами от современного города, привлекает к себе именно контрастом эпох, когда изо «дня вчерашнего», идя вдоль крепостных стен, за бывшими рвами, а ныне — скверами и парками можно наблюдать как бы со стороны нашу современную жизнь.

К тому же этот жаркий день нехотя, но все же начал сдавать свои позиции. Вечерело и становилось немного свежее, ароматы оживающих цветов, доносящиеся из старых палисадников, стали сильнее и насыщенней....

Знаете, я заметила: Старая Никосия в это время суток и с наступлением темноты становится как бы еще более отдаленной от привычной нам всем городской суматохи: а вот «культурные кварталы» — те же улочки вблизи Фамагустских ворот — напротив, все более оживляются: сегодня здесь открыто немало кафе, ресторанчиков, выставочных точек, пара ночных клубов и несколько театральных площадок.

Не удивительно, что местная богема и прочие интеллектуалы всех мастей уже совсем скоро начнут стекаться сюда.

А пока что — очередная колоритная и такая характерная для Старого центра сценка: напротив тех же ворот, возведенных венецианцами, и по соседству с Галереей, куда иду сегодня я, находится «мекка» кипрских байкеров — знаменитая туса клуба «Харлей Дэвидсон».

Могучие и не очень парни (все облаченные в характерную «амуницию») в чисто мужской компании солидно пропускают за столиками по пиву, а вблизи дороги их терпеливо дожидаются около 20 роскошных байков — интересное зрелище для «ценителей жанра»!

И вот, наконец, я очутилась у просторного современного белого здания [9] с большими окнами из голубого стекла...

Всемирный день Музеев в Никосии

Галерея MOCA Cyprus (она же обновленная СПЕЛ)

Является филиалом Кипрской Государственной галереи Современного искусства. Это, так сказать, ее еще более современное выставочное пространство при Гос. Галерее.
Оно, как мне сообщили сотрудники, не имеет постоянной экспозиции и бывает открыто только в дни и часы проведения временных выставок и различных мероприятий, связанных с искусством и нацеленных на привлечение самой широкой аудитории.

Стоит сказать, что свои двери Галерея открыла впервые 31 января 2019 года и с очень символичной ретроспективной выставкой: произведений широко известного и признанного мэтра изобразительного искусства Кипра, и одного из зачинателей местной современной арт-школы, Христофороса Саввы (1924-1968 гг.), куратором которой стал Якопо Кривелли Висконти.

Выставка была организована Министерством образования и культуры Республики Кипр и никосийским Центром современного искусства Point. Одновременно с этим Кипр принимал участие в 58-й Венецианской биеннале (май – ноябрь 2019 года).

Ценителям современного искусства, интересующимся его тенденциями на Кипре, будет полезно узнать, что своей основной целью галерея МОСА заявляет: стремление сохранять, представлять, интерпретировать и продвигать кипрское искусство ХХ и XXI веков на местном и на международном уровнях. Среди основных задач обозначены следующие: создание фундаментальной платформы участия, которая способствует обучению, проведению исследований и развитию критического диалога вокруг искусства и культуры.

Для определения наиболее подходящей концепции функционирования Музея и управления им в сотрудничестве с Лабораторией визуальной социологии и музейных исследований при Департаменте мультимедиа и графики Кипрского технологического университета изначально проводились специальные исследования.
Таким образом, два существующие выставочные пространства — филиалы Государственной галереи современного искусства (Majestic и SPEL) в Никосии и Музея Костаса Аргиру в Мазотосе — призваны функционировать в соответствии с новой организационной структурой и правовым статутом MOCA Cyprus.

Итак, во Всемирный день Музея-2019 галерея открывалась только в 17:00 вместе с интерактивной экспозицией международного феста анимации и кинематографии в искусстве Animation & Contemporary Art (18 – 31 мая 2019 года).

Программа Дня Музея и Открытия 2-х недельного анимационного феста мероприятий представляла:

17:00 — Показ короткометражных анимационных фильмов для детей;
18:00 — Образовательный семинар для детей 5-12 лет: «Создание оптических устройств для анимации»;
18:00 — Открытие выставки с представлением видео и инсталляций;
20:00 — Показ основной программы анимационного кино;
21:00 — Вечеринка при участии DJ Tony Cuzack.

К вечеру Галерея только-только открылась для широкой публики. Меня встретили оба куратора проекта Гербен Шермер и Йоргос Тцангарис и пригласили пройти по залам и осмотреться...

По их словам: «На грани между современным искусством и кино, в последние годы были созданы несколько замечательных объектов анимации. Эти, по-настоящему, изобретательские применения анимации включают в себя новые повествовательные методы и новые способы приема движущегося изображения...

А свободное использование возможностей анимационного кино и современного искусства, в их вдохновляющем взаимодействии представляет уникальный опыт».

Одновременно со мной в Галерее появились первые, наиболее заинтересованные и не желавшие ничего пропустить участники мероприятий... В одних залах началась демонстрация различных анимационных фильмов, а в других — можно было посмотреть несколько документальных короткометражек с элементами анимации.

Там же были установлены горизонтальные витрины с эскизами к ним, среди которых встречались выполненные в классической манере китайские свитки, что и неудивительно. Ведь состав участников феста был интернациональным: художники-аниматоры из Китая, Великобритании, Канады и Швейцарии.

В стенах Галереи в те дни предполагалось создание некой креативной лаборатории единомышленников с привлечением заинтересованной публики, — всех, кто любит этот вид искусства, где изображение и технологии, встречаясь, делают возможным все, что угодно... В программе приняли участие фильмы самых разных жанров, тематики, направлений и техник. Ее особенностью стал подбор анимационного кино, где практически отсутствуют диалоги и тем сильнее и индивидуальнее его воздействие на зрителя-участника.

Причем, мероприятия в рамках никосийского анимационного феста «Анимация и Современное Искусство» продолжались вплоть до 9 июня. Завершающим аккордом стало представление организаторами отчетной встречи, а также проведение насыщенной семейной программы с просмотров мультфильмов.

Подробнее о Галерее и ее событиях смотрите здесь, а основной сайт Галереи: www.moca.org.cy

Контакты: (+357) 22479600, эл. почта: info@moca.org.cy

Адрес: ул. Аммохосту 73 , Старая Никосия

Открыта во время проведения мероприятий: вторник – воскресенье: 10:00 – 18:00; суббота: 11:00 – 20:00. Закрыта в дни гос. праздников.

Всемирный день Музеев в Никосии

Итак, завершая сегодняшний маршбросок Музеи Никосии-2019, подведем итоги:

В Никосии мероприятия, приуроченные ко Дню Музея, проводятся на регулярной основе: они, как вы поняли, очень разноплановые, проходят с привлечением многих специалистов со всего мира и охватывают — в различной степени — большинство столичных, как, впрочем, и других кипрских музеев и крупных галерей.

Стоит также иметь в виду: праздничные мероприятия не обязательно доступны только в этот день. Они, кроме того, входят в программу музейных событий, которые продолжаются пару майских недель.

Так было в этот раз и в Левентис-галерее искусств (мы в это раз туда не пошли, но бывали там раньше) и в других известных культурных местах города и острова в целом. Так что, несмотря на то, что своего апогея действа ожидаемо достигают 18 мая, у вас всегда есть шанс им «приобщиться» в другие дни месяца тоже.

Например, в этот раз мероприятия, связанные с празднованием Дня, шли по всему Кипру с 8 по 26 мая.

Просто следите за информацией на собственных сайтах музеев, галерей и т.д.; а так же здесь: www.cyprusevents.org и в новостях СМИ. Обращайте внимание на то, что некоторые из событий идут только на греческом языке, в то время как многие другие сориентированы на более широкую, интернациональную аудиторию и языком проведения является английский, либо в сочетании с греческим.

 

До новых встреч!


[1] Как известно, начало этому замечательному празднику было положено еще в СССР, в 1977 году. В те дни в Москве и в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) проходила 11-я Генеральная конференция Международного совета Музеев ICOM, тогда же была принята и резолюция.
Сегодня в проведении праздничных мероприятий принимает участие уже 145 стран и около 37 тысяч музеев.

[2] Более подробно эту и другую информацию относительно приобретения всегда можно уточнить в Музее народного искусства (контакты указаны).

[3] Мастера в тот день располагались буквально на всех этажах Музея: в постоянной экспозиции, во внутреннем дворе, на террасе и рядом с залом временных выставок (здесь, ко всему прочему, в День Музеев с утра прошло торжественное открытие очередной выставки, посвященной наследию оккупированного ныне Караваса «The people of Karavas. Long to return Home»).

[4] Как впрочем, и многие другие научно-популярные издания Общества. Преимущественно, собственные издания, в том числе и «Бюллетени», публикуются им на греческом языке.

[5] Как говорят, некий горделивый молодой мужчина по фамилии Кумис из Контея, изображенный в традиционной праздничной одежде, когда-то был первым мачо на деревне и от его повышенной активности пострадала репутация не одной селянки.
В конце концов, терпение у местных мужчин закончилось, причем настолько, что однажды его за «подвиги» лишили жизни.
Кто же, когда и зачем заказал сей «портрет» незадачливого донжуана, остается неизвестным.

[6] Относительно экскурсий по собственным выставкам Центр рекомендует узнавать и бронировать места заранее: (+357) 22797400 (Понедельник – пятница, 08:30 – 14:30).

[7] См. Музей Сказок в Никосии.

[8] Анастасиос Джордж Левентис (1902 – 1978 гг.) — крупный киприот-бизнесмен и коллекционер, с 16 лет живший и работавший во Франции, а затем, со временем основавший в Африке торговую компанию A.G. Leventis (Nigeria) Plc.

[9] Вблизи, что ценно для центра города, находится небольшой собственный паркинг, а вход имеет специально спроектированный для людей с ограниченными возможностями пологий пандус.