Монастырь Богородицы Саламиотиссы расположен приблизительно в одном километре от деревни Саламиу в окрестностях Пафоса. Считается, что икона Богородицы Саламиотиссы была написана в XII-XIII веках, но дата основания монастыря историкам неизвестна.

Специалисты по иконописи отмечают, что главная храмовая икона, давшая название монастырю, имеет художественное сходство с образом Богородицы Киккской, который, по преданию, апостол Лука создал ещё при земной жизни Марии. В христианской иконографии распространён этот тип изображения Богородицы, называемый Елеусой (Милостивой).

До наших дней дошло лишь одно строение древнего монастыря — однонефная сводчатая базилика XVI века, выстроенная из желтоватого камня, характерного для этой части острова. Рельефные плитки — фрагменты средневековых арочных построек, разрушенных во время землетрясения XV века, были обнаружены на территории монастыря в ходе археологических раскопок.

Святая обитель Богородицы Саламиотиссы упоминается в «Хронологической истории острова Кипр», написанной архимандритом Киприаном и изданной в 1788 году, а также в труде «Исторический Кипр», который увидел свет в Лондоне в 1936 году. Есть и более ранние документы, в которых содержится информация о монастыре — это турецкие юридические бумаги середины XVII столетия.

После периода процветания монастыря, пришедшегося, как и для многих других монастырей Кипра, на XVI век, обитель вступила в сложный исторический период Османского владычества, набегов и кровопролитий. Окончательное запустение постигло монастырь в середине XIX века, когда умер последний обитавший в его стенах монах.

Для строительства новой церкви в близлежащей деревне Агиа Варвара использовались камни и брёвна, оставшиеся от древнего монастыря. А уцелевшая монастырская церквушка так сильно пострадала от землетрясения 1953 года, что церковная комиссия сочла его опасным для прихожан и приняла было решение о сносе, но потомки последнего из живших в обители монахов воспротивились этому. Легенда гласит, что одному из них, мужчине по имени Папахристодулос, во сне явилась сама Богородица: она повелела спасти церковь от сноса. Тем же утром Папахристодулос и его сын затеяли ремонт. Они своими силами укрепили стены так, чтобы церковь простояла до начала реставрационных работ.

В конце XX века началось восстановление обители. Был обновлён монастырский храм и деревянный двухъярусный иконостас, пострадавший во время пожара. Сегодня посетители церкви могут увидеть икону Богородица Саламиотиссы, помещённую в высокий ажурный деревянный кивот. Автор иконы неизвестен, но в его исполнении удивительным образом соединяются византийские и восточные традиции, а также веяния эпохи крестоносцев.

В местном ряду иконостаса представлены иконы, написанные в XVI столетии. Справа от Царских Врат помещена икона Христа Пантократора, который держит в руке раскрытое Евангелие. Эта икона — пример итало-византийской фресковой живописи, расцвет которой пришёлся на период правления венецианцев. Иосиф Хуриос, известный художник того времени, написавший икону в начале XVI века, использовал классические приёмы, элементы итальянского стиля живописи и местные иконописные традиции. Икона Иоанна Крестетеля, также размещённая в местном ряду иконостаса, тоже принадлежит кисти Иосифа Хуриоса. Слева от Царских Врат расположена икона Теомиторос («Богоматерь» в переводе с греческого).

Икона Богородицы Елеусы Саламиотиссы была подарена монастырю монахом Мелетием, последним из живших в обители. Она датируется XVIII столетием и принадлежит кисти Михаила Кипрского (Паломника).

Помимо перечисленных икон, в монастыре можно увидеть внушительных размеров восьмиконечный деревянный крест, на котором вырезаны фамильные гербы династии Лузиньянов, старинные Царские Врата с изображениями архангела Михаила и Богородицы с Младенцем, апостолов Петра и Павла и Отцов Церкви Василия Великого и Иоанна Хрисостома (росписи датируются XV веком). К XV столетию относятся также иконы Пресвятой Богородицы и Иоанна Продромоса авторства Титоса Хартофилакса.

Рядом с храмом вплоть до конца XX века находится святой источник, который издавна снабжал монахов, живущих в монастыре, питьевой водой. И сегодня прихожане не теряют веры в то, что в один прекрасный день вода из него заструится вновь.

Англичанин Руперт Гуннис, который путешествовал по острову в начале прошлого века, описал в своей книге внушительных размеров дубы, которые росли вокруг обители. Предание гласит, что когда один из жителей деревни задумал спилить их, к нему явилась Богородица и повелела ему не трогать деревья. Однако, упрямец не послушался её и, взяв с собой двух сыновей, спилил на дрова самый крупный дуб. На обратном пути старшего сына укусила змея, а младший умер от неизвестной болезни ещё через год.

Ещё одна история связана с необычным монолитным камнем с прямоугольным отверстием, который возвышается в юго-восточной части монастырского двора. Считается, что когда-то в деревне Котсинокампос был монастырь, а камень служил в нём верхней частью алтаря. После того, как монастырь сожгли иноверцы, монахи перевезли камень в обитель Богородицы Саламиотиссы. Прихожане верят, что камень обладает чудотворными свойствами и может избавлять от болезней.

В начале XXI века монастырь был возрождён двумя монахинями. Сегодня здесь есть новое трёхэтажное строение с кельями и комнатами для гостей и беседка, в которой экспонируются билы — предшественники современных колоколов.