Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Речная история: деревня Потамитисса и водопад Месапотамос с достопримечательностями
Речная история
Деревня Потамитисса и водопад Месапотамос с достопримечательностями
234
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
09.01.2021

Вода — это жизнь, важный природный ресурс, источник сырья для строительства и развития ремесел... все это киприоты знают не просто очень хорошо, а ценят так, как это умеют делать только жители самых засушливых регионов планеты.

Как известно, вплоть до сравнительно недавнего времени остров регулярно испытывал трудности с этим природным ресурсом, не говоря уже о нескольких масштабных засухах в прошлом, одна из которых даже стала причиной того, что с Кипра на 300 лет ушло местное население, а самыми многочисленными обитателями в ту пору там стали змеи...

В наше время «официально» на Кипре насчитывается 26 рек [1], многие из которых являются сезонными и оживляются только в период дождей.

Люди, жившие в горах, традиционно селились возле рек и вдоль их русел: на них возводили дамбы, мельницы, здесь же добывали для строительства крупную речную гальку и обломки горных пород, приносимые в низины паводками с вершин гор.

В любой стране мира сети рек, горных ручьев и источников своими многочисленными руслами охватывают и питают лесные угодья, поля и сады, поят людей и животных. Вода вдохновляет также на творчество и создает прекрасные тенистые уголки, куда так и тянет приехать отдохнуть....

Часто путешествуя по региону горного Троодоса, мы, тем не менее, не всегда имеем возможность включить в свой одно-двухдневный маршрут все те достопримечательности и интересные поселения, которые в изобилие встречаются по пути, поэтому про некоторые из них будет отдельный рассказ.

Сегодня наши «герои»: троодосская деревушка и одно из интереснейших мест, которые мы рекомендуем вам к посещению, — оба они не просто с «водными», точнее, «речными» названиями (ибо «река» по-гречески: «потамос»), но еще и имеющие общий «ареал» нахождения — Питцилью.

А их посещение можно организовать как самостоятельный небольшой маршрут выходного дня, если вам по пути.

Потамитисса

Это одна из самых ныне безмятежных и уютных горных деревень: небольшая, окруженная высокими горами, предлагающая своим жителям и гостям ощущение мира и спокойствия.

Она относится к региону Лимассола, от которого ее отделяют 37 км. В близком соседстве с Потамитиссой находится и наша «старая знакомая», деревня Киперунта (всего в 5 км к югу).

На западе Потамитисса граничит с Пелендри, на севере — с Агридьей, а на западе — с Агросом.

Сегодня здесь проживают всего около 80 местных жителей.

Деревня находится недалеко от самой высокой точки Кипра горы Олимп, которая достигает 1950 метров. Она выстроена на высоте 845 метров над уровнем моря, где, согласно результатам проводившихся там исследований, ранее находился византийский монастырь, посвященный Деве Марии (Панагия Елеуса).

Согласно тем же данным, рядом с нынешней деревней когда-то находилась еще одна, более крупная — под названием Рогья, в которой в те далекие времена находились четыре церкви. К сожалению, это поселение подверглось разрушению и разграблению из-за набегов т.н. «караманов» [2], — так в ту эпоху называли турок из Малой Азии.

Селянам Рогьи удалось пережить нападения и они бежали в монастырь, возле которого и начали расселяться.

Хотя со временем, по прошествии лет, когда вокруг велось большое строительство новых домов для окрестных прибывающих поселенцев, — все эти события привели в итоге к полному опустению монастыря.

Точная датировка тех драматичных событий до сих пор не установлена, однако, как отмечается в ряде источников, они произошли, вероятно, еще до наступления венецианского периода на Кипре.

С появлением на острове венецианцев и в самой Потамитиссе появились новшества, в духе того времени: возвели деревянный мост (не сохранился [3]), используя достижения инженерного дела эпохи Возрождения.

Практичные венецианцы, однажды вкусив здешних деликатесов, которые издавна производились в деревнях этой области Питцильи, задумали установить прочную торговлю и начать экспорт различных копченостей местного производства из кипрской Потамитиссы в Венецию.

Природные угодья в окрестностях Потамитиссы покрыты рощами платанов и тополей, сосновыми лесами, кедрами и ельником. Эти места известны также обилием диких фиалок, благодаря уникальному микроклимату.

А меж всего этого природного разнообразия, как и в пределах самой деревни, культивируются фруктовые сорта (персик, слива, яблоко, груша, абрикос) и оливковые рощи, возделываются виноградники, выращиваются овощи и миндаль.

Причем, здешнее виноградарство нацелено, преимущественно, на удовлетворение нужд жителей Потамитиссы и развито в сравнительно небольших масштабах. Виноградный сок, а точнее, сусло [4] щедро используется в приготовлении различных десертов, сладостей: палузе, суджуко, кьофтерка.

Здесь же гонят и популярную круглый год, но особенно в зимние месяцы зиванию.

 

Панагия Потамитисса

Данная церковь была выстроена, как считается, после чудесного обретения пастухом иконы Девы Марии, около 200 лет тому назад. Причем, сначала ее собирались нести крестным ходом в Пелендри, однако этого не случилось: поднялась буря, и было решено оставить образ в деревне.

С тех пор она находится в Потамитиссе, в храме Девы Марии.

Храм в византийском стиле был возведен из камня местной породы, причем, собранного с берегов и извлеченного из русла реки. Здание образует крест в плане и имеет купол.

Примечательно, что этот храм стоит на возвышенности, в очень узкой излучине реки Ампеликос, который является главным притоком другой реки — Лимнатиса, — их русла создают очень живописные картины лесистой местности. С выбором местоположения связано довольно красивое местное предание.

Считается, Панагия Потамитисса была возведена здесь по причине того, что местные жители были, что называется, до предела измучены своими невзгодами, надеясь на заступничество Высших сил. А посвятили ее Богородице по Ее «собственной» просьбе.

Эта затея селянам тоже давалась непросто: однажды, придя к почти уже завершенному зданию, они обнаружили, что одна из стен развалилась. Восстановив ее и вновь придя к строившемуся храму, строители опять увидели новые следы разрушения на ней... через какое-то время селяне решили, что все их трудности со строительством связаны снеудачным выбором места. Тогда решили они, согласно сохранившемуся преданию, вознести искреннюю молитву.

В результате им был дан знак свыше: возвести его на том самом месте, на узкой излучине, где мы его видим сегодня. Новую церковь построили в 1925 году, как бы «окружив» ее конструкцией прежнюю. Причем, если изначально храм было решено называть Панагия Милостивая (Елеуса), то в народе со временем прижилось другое название, давшее имя и самой деревне, а именно: Потамитисса, то есть «посреди рек», из-за особенностей ландшафта, где рукава рек, сливаясь, как бы «обнимают» земли, где стоит храм.

В храме находятся уникальные иконы, датируемые XVII-XIX веками, и перенесенные из других окрестных, ныне не существующих церквей.

Среди них есть и храмовая — Панагия Елеуса.

Панагия Потамитисса, Кипр

Кстати, не удивляйтесь, если обнаружите церковь закрытой: во многих гидах упоминается местная особенность здешнего уклада.

В некоторых из этих путеводителей можно встретить информацию о том, что здешний храм очень популярен благодаря вере прихожан в заступничество Панагии, охраняющей младенцев и рожениц, в них описывается особый ритуал поклонения, сохраняющийся многие годы...

При этом в других встречается информация о том, что по некой причине, известной только жителям деревни, церковь и ее ограда «всегда» заперты. Очевидно, разъяснить это явное противоречие смогут только сами местные старожилы, если нам в следующий раз посчастливится с ними пообщаться.

Доподлинно можно утверждать одно: каждый Пасхальный четверг в храме проводятся службы, а вблизи от храма проводятся народные празднования (мы к ним еще вернемся).

К западу от церкви Потамитисса вы увидите монумент, посвященный героям-участникам борьбы ЭОКА: Стилианосу Ленасу и Димитракису Христодулу.

Их судьбы напоминали жизненный путь многих представителей греко-кипрской молодежи тех лет, которые так навсегда и остались в памяти давно постаревших друзей молодыми патриотами...

 

Память молодых героев

С. Ленас (1932-1957 гг.) — уроженец деревни Хандрия, по профессии — кузнец, работал в Никосии. Принял участие в боевых действиях ЭОКА в районе Питцилья, где получил смертельное ранение.

Д. Христодулу (1936-1957 гг.), он был из Дериньи, окончил курс инженеров в Афинах и затем работал в области электротехники. Интересен тот факт (о нем мы с коллегой однажды услышали, когда находились в деринийском Музее народных ремесел и быта), что Димитриос (его чаще звали, как самого юного: Димитракис) однажды приобрел собственный автомобиль, который активно использовался его товарищами по борьбе за независимость от правления англичан.

Это героическое авто (его даже «арестовывали» на три года, как «неблагонадежное», колониальные власти) можно видеть все в том же Музее в Деринье.

Примкнув к отряду национального героя Кипра Григориса Авксентиу (1928-1957 годы), позднее, когда в целях безопасности его люди были вынуждены разбиться на маленькие группы, Димитракис вместе с Стилианосом Ленасом в составе одной из них прибыли в Като Амиантос, где стали активно вести партизанскую борьбу.

Так, 17 февраля они оба, Ленас и Христодулу попали в засаду, организованную британскими военными, где Д. Христодулу был убит, а Стилианос, как мы знаем, тяжело ранен и скончался почти через месяц.

Рядом с церковью и недалеко от монумента героям находится общественный парк с зоной отдыха.

-

В завершении скажем, что именно в летние месяцы Потамитисса полна жизни, и поэтому здесь проходит множество мероприятий.

Например, вам будет любопытно принять участие в некоторых из них: в ежегодном фестивале, который проводится в первую субботу после Успения, а еще — музыкальные вечера и театральные вечера, в которых принимают участие труппы актеров и фольклорные клубы из Греции и Кипра, а также представители сельской молодежи из Молодежного центра деревни.

Гости, как потомки прежних жителей, некогда уехавших на заработки в большие города острова либо за рубеж, и, конечно же, туристы, которые приедут в эти месяцы в деревню, будут впечатлены гостеприимством пусть и немногих ее жителей, которые всегда рады угостить различными традиционными напитками, включая и зиванию.

На закуску гостям предложат местное мясное ассорти из копченостей, произведенных по традиционным рецептам. На празднике можно будет полакомиться и разнообразными «сладостями-на-ложечке» (по-гречески, «глико-ту-куталью») домашнего производства, а также сладостями на основе виноградного сока, и большим разнообразием свежесобранных фруктов.

Например, Палузе [5] — фестиваль проводится в Потамитисса ранней осенью (в конце сентября), его организатор — Молодежный центр деревни. Как это проходит: вблизи от храма Панагия Потамитисса, начиная с 16:30 и вплоть до позднего вечера гостей ожидают не только угощения, изготовленные на основе виноградного сусла, но также всем желающим демонстрируют весь процесс изготовления.

В 19:00 начинается развлекательная программа: народные танцы в исполнении фольклорного ансамбля Olympos-Iamatiki.

Тех, кто забронирует на эти дни номер в Ambelikos (контакты ниже), ожидает на празднике ужин, где подается мясо-клефтико с гарниром и напитки.

Контакты: (+357)  99 333835.

Для участия в празднике необходимо зарегистироваться, оплата: 10 евро (напитки включены в стоимость, дегустация горячего палузе — бесплатная).

 

Хрисомируса

Вблизи от деревни Потамитисса есть и часовенка, также посвященная Панагии, и расположенная вблизи от дороги Потамитисса — Като Милу (или Старая Мельница).

Ее называют Хрисомируса и она возвышается примерно в 60 метрах над горной дорогой.

Принято считать, что эта постройка — единственный пример подобного произведения культового строения, посвященного Богородице (возникло от сочетания «Золотая» и «мирра»).

А еще это название связывают нередко каким-то образом с другим: Кимиси-тис-Теотоку, что означает «сон Богородицы» (видимо, от образного иносказательного к «Успению»).

Эта, сравнительно недавно построенная часовня (в 1971-1972 годах) имеет в своем интерьере уникальную икону Панагии, перенесенную туда когда-то из более старинной.

Так, известно, что на месте нынешней часовни стоял ранний храм Св. Георгия.

Часовня открывает свои двери для молящихся 15 августа.

-

Тем, кто захочет познакомиться со здешней жизнью поближе, будет любопытно узнать о нескольких недавно завершенных проектах по реконструкции и модернизации Потамитиссы. Любителям активных вылазок на природу предлагается освоить природную тропу «Диосмидис – Геракья», а также полюбоваться видами, открывающимися от местечка «Скурис». Здесь, к слову, планируется разбить пикниковую зону и обустроить парк общественного отдыха.

Вам придется по душе побывать в отреконструированном парке позади Монумента.

Поклонникам погружения в атмосферность кипрских деревень предоставится возможность прогуляться по облагороженным и ныне благоустроенным узким улочкам Потамитиссы в ее старых кварталах.

Всех гостей, прибывающих сюда и желающих остановиться в сельском отеле, конечно же, порадует состояние подъездных путей в районе Пазинос, да и не только там.

Тем, кто ищет больше достопримечательностей и «дыхания» старины будет приятно узнать, что сообщество в ближайшее время планирует произвести реконструкцию местной старинной водяной мельницы, в стенах которой откроют краеведческий музей Потамитиссы.

В деревне вы сможете перекусить в ресторане-таверне, которая находится в ансамбле Ambelikos. Здесь есть и небольшое кафе.

Остановится удобно в Ambelikos Traditional Agrohotel, с бассейном, собственным рестораном и комфортабельными номерами с видами на горы. Гости имеют возможность заниматься спортом и активным времяпрепровождением круглый год: велосипедные прогулки, пеший туризм, лыжи.
 
Телефон: (+357) 25 522211 и (+357) 99877589
Сайт: www.ambelikos.com
Email: info@ambelikos.com

Сайты деревни, а их почему-то два: www.potamitissa.org и www.potamitissa.com.

 

Литература:

  1. Giorgos Karouzis, Strolling Around Cyprus, Lemesos, City and District, Lefkosia 2001.
  2. Great Cyprus Encyclopaedia, vol.1.

Из Потамитиссы, через Саиттас в течение 20-25 минут (по Е806) можно добраться до следующего места нашей прогулки.

Месапотамос (Меса Потамос)

Водопад

Месапотамос (или «внутренняя река») находится на протяженности русла реки Арколаханьяс, к северо-западу от Саиттаса рядом с монастырем Тимиос Продромос, на высоте 980-1000 метров над уровнем моря.

Высота струй водопада всего 7 м, зато он выглядит намного более впечатляющим и высоким, благодаря возникшему оптическому эффекту из-за нескольких скалистых уступов. Горные породы представляют собой, преимущественно, габбро.

Совет: новичкам можно порекомендовать планировать посещение водопадов сразу по окончании сезона дождей. К этому времени земля уже успела немного просохнуть, и можно без проблем пройти по природным тропам, ведущим к этим красотам: ведь даже растения освеженные ливнями, выглядят намного привлекательнее, а в воздухе разливается аромат их цветов.

А реки, уже наполненные бурными водами после отшумевших бурь, мощно несут ее все дальше и дальше к морю, обрушиваясь с высот впечатляющими потоками.

Вообще, эта местность подходит для групп любого состава: путь к Месапотамос — один из самых простых и коротких на Кипре, так что мы можем брать с собой детей всех возрастов.

Водопад Месапотамос, Кипр

Так, от парковки до самой природной достопримечательности всего около 200м. Тропинку к водопаду сразу можно не заметить. Однако если вы встанете спиной к зоне для пикника, то через дорогу, идущую слева от реки, вы ее найдёте.

Причем, вы всегда можете разнообразить свой маршрут, добавив к нему освоение и других мест, находящихся в шаговой доступности, либо полистав наши прежние публикации «по Троодосу».

Итак, дойдя до водопада, не останавливайтесь на достигнутом, а пройдитесь вправо и вверх по убегающей и несколько заросшей тропинке: отсюда открывается завораживающий вид. Это и есть самое высокое место на водопаде, откуда он «срывается» по скалам вниз.

Для более неутомимых туристов есть разные вариации и с другими тропками, убегающими все выше в горы...

 

Монастырь Тимиу Продрому или «Предтеча Внутренней реки»

Выезжая с паркинга «на водопад» и спустя около полукилометра, двигаясь по той же горной трассе В8, вы увидите дорожный указатель, выбрав направление по которому, скоро окажетесь у мужского монастыря Тимиу Продрому (Иоанна Крестителя, Предтечи).

Эта обитель территориально находится между Саиттас, Платресом и Като Амиантосом, в сосновом лесу на возвышенности и всего в 200 метрах от водопада.

Как считают историки (тот же Никос Христу), этот монастырь является одним из самых древних на острове и был основан в XII веке. Тогда же были выстроены здания его основного ансамбля.

Дата его возникновения точно неизвестна по причине того, что первые известные исследователям письменные упоминания о нём относятся лишь к XV веку.

Одним из исторических свидетельств принято считать, например, дошедший до нашего времени указ франкского короля Якова II, изданный 4 апреля 1468 года, согласно которому монастырю, настоятелем которого в те годы был о. Григориос, было назначено поставлять по двенадцати кувшинов вина и денежное содержание на регулярной основе.

Кроме этого документа есть косвенные доказательства того, что еще в течение XIV века обитель частично перестраивалась и расширялась.

Как и многие обители Кипра, этот монастырь в разные эпохи переживал времена расцвета и упадка. Так, можно встретить утверждение, что в годы правления Османской империи монастырь Тимиу Продрому переживал не лучшие свои годы и был пратически предан забвению.

Тем не менее, известно, что в те годы был издан фирман (указ султана), закреплявший за монастырем право на пользование водой Меса Потамос для полива принадлежащих ему земель. Сегодня мы можем увидеть даже старинный желоб, по которому воды реки устремлялись в сторону Саиттаса. Более того, в более поздние годы вода, поступавшая по этому желобу, использовалась и для обеспечения обители электроэнергией, для работы мельницы и даже для ... местной лесопилки.

Интересно было узнать, каким он предстал нашему соотечественнику монаху-путешественнику и писателю Василию Григорьевичу Григоровичу-Барскому [6] (1701-1747 гг.), побывавшему на Кипре в одной из своих поездок в 1735 году.

«Монастырь оный есть мал, именуется же Предтеча Внутренней реки, обретается между горами прекрасными, густым лесом порослыми и множеством певгов [наше прим.: вид хвойных деревьев, скорее всего, сосен, т.к. по-гречески, «сосна» — есть «певко»], при источниках вод сладких, близ реки малой или потока великого; имать церковь малу и две или три кельи только, черепицею покрыта снегов ради, и Игумена с двумя иноками...

Монахи те питаются, как и в прочих обителях, от земледелия и пасения козлищ. Одним словом, зело место прекрасное и от мира далече уединенное, и не только иноческому, но и пустынножительству приличное; образа же его рисовать не стал, понеже место только вокруг есть лепотно, здание же худо» [7].

В 1878 году храм монастыря был практически уничтожен большим пожаром. Тем не менее, обитель оставалась действующей и обитаемой вплоть до 1916 года.

Позднее монастырь был покинут братией, а один из кипрских епископов Мелетиос IV (Метаксакис) (1871-1935 гг.), в дальнейшем один из патриархов Александрии, всей Африки и Вселенский Патриарх совместно с Никодимосом Милонасом (1889-1937 гг.), одним из священников и митрополитом Китиона (в дальнейшем британцы сослали его в Иерусалим за призыв к бойкоту правления колонизаторов) решили устроить на территории бывшего монастыря отель, который мог стать идиллическим местом для привлечения туристов. И они не ошиблись...

Очень скоро возник и открыл свои гостеприимные двери горный отель, в который всегда было так много желающих приехать и остановиться хоть ненадолго в жаркие летние месяцы. Кроме туристов там побывали политические деятели и видные духовные лидеры.

Так, в частности, известно, что в декабре 1949 года туда приезжал сам архиепископ Макариос III.

Он провел в бывшей обители несколько дней для того, чтобы после отказа британских колоникальных властей провести референдум, который бы решил будущее острова, подготовить неофициальный референдум «воссоединения» [8] (т.н. энозис с Грецией). В течение 1950-1954 гг. будущий первый президент Республики здесь же встречался с генералом Гривасом Дигенисом и другими видными борцами ЭОКА.

Однако затем это место вновь опустело...

Дело в том, что обеспокоенные такой «подозрительной» для них активностью в стенах безмятежного лесного курорта, англичане не раз пытались врываться в гостиницу, чтобы обнаружить и обезвредить там повстанцев.

По этой причине, из-за нагнетающейся атмосферы политического противостояния, отель и начал быстро терять своих постояльцев. Его были вынуждены закрыть в 1960 году.

В последующие годы не раз возвращались к идее возрождения, теперь уже на месте бывшего отеля (в том числе и в 1998 году) прежней обители. Благодаря усилиям Лимассольской епархии, было решено восстановить на этом месте обитель. К 2003 году были закончены все ремонтные и восстановительные работы.

А его братией стали семь монахов, прибывших из Махера.

Нынешние посетители монастыря Продромоса до сих пор могут увидеть сохранившийся храм XVI века, однонефную базилику с черепичной крышей и имеющую несколько фресок.

В 2013 году был отстроен новый, на месте сгоревшего в прошлые годы, храм. Он оказался встроенным в единый ансамбль остальных, вспомогательных зданий обновленной обители. Для колоколов здесь выделена отдельная звонница.

Сегодня, по последним данным, здесь подвизаются 10 монахов.

Вблизи от монастыря, примерно в сотне метров от него, находится пикниковая зона, а по пути открываются незабываемые виды...

 

Зона отдыха и пикников Арколаханья

Всего в 7 км от Саиттаса, по пути к монастырю Тимиос Продромос, можно приехать сюда, чтобы насладиться приятным отдыхом в окружении пышной зелени лесов и слушая журчание ручьев.

«Арколаханья» в переводе с кипрского диалекта греческого языка означает не только «дикая капуста», но еще это — гостеприимное прибежище современного человека на лоне природы, популярное место для встреч друзей. Оно расположено на высоте 800 метров, рассчитано на 700 человек.

К слову, помимо природных красот, «Арколаханья» оборудована различными видами удобств, имеет столы для пикника и площадками для барбекю, что позволяет отдыхающим без проблем остаться там, чтобы провести несколько часов, заряжаясь свежей энергией в приятной компании.

Итак, напомню: этот маршрут не утомит вас долгими перегонами, ведь между Потамитиссой и красотами Месапотамоса всего полчаса езды по горам и холмам, поросших сосняком.

Как добраться к кипрскому заповедному «междуречью»:

От Лимассола на авто: 40 минут в пути по Е110 до Потамитисса, затем — по Е806 через Пелендри и Саиттас на Меса Потамос.

Автобусом из Лимассола (для самых выносливых, на основе советов бывалых): на №63 вы сможете доехать из Лимассола до Амиантоса, далее — по F972 около 6 км пешком до монастыря Тимиу Продрому.

Уточнить: www.cyprusbybus.com.

Из Никосии: на машине это займет около 1 часа 20 минут.

Здесь имеются два варианта: один — по хайвею Никосия – Троодос, через Какопетрию и Киперунту.
Второй — через деревню Дефтера, затем — Эргатес и Кало Хорьо, на Аскас и Агрос.

 

Надеемся, что и эта прогулка вам понравится!

До новых встреч!


[1] См. Википедию.

[2] Караманиды (династия) правили феодальным владением в Анатолии. Несмотря на то, что они отчаянно противостояли османскому росту, в конечном результате их эмират стал составной частью империи Османов (в конце XV в.). Можно встретить утверждение, что именно Караманиды — первая тюрская династия Анатолии, благодаря которой с последней трети XIII века турецкий язык становится основным государственным.

[3] С приходом новых времен был построен новый мост, более прочный, чтобы удержать вес современных автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Современная нам деревня сегодня, как и в те далекие времена, продолжает производить деликатесы очень хорошего качества, которыми славились здешние деревни острова, даже в других странах.

[4] Сусло виноградное (муст) — вываренный с добавлением муки и солода, свежевыжатый и неосветленный сок. Применяется в виноделии, кондитерском деле.

[5] Палузе — кремообразный десерт на основе уваренного виноградного сока-муста, одно из наиболее распространенных на Кипре лакомств.
Причем, для особого аромата туда нередко кладут веточку пеларгонии (душистой герани) и добавляют розовую воду. Подробнее здесь.
Кьофтерка — то же палузе, но более густое, в виде подсушенных брусков.
Кстати, на основе палузе готовят и суджуко.

[6] С давних времен русские путешественники, паломники, хотя и изредка, но бывали на Кипре. Первым из них, по традиции, считается игумен Данила (XII век), который побывал на Кипре примерно в 1104-1105 годах.
Прочитать о нем вы можете здесь.

[7] Отрывок цитируется по информации, взятой с сайтов: www.kipr-excursions.com и www.visit-cyprus.ru.

[8] Референдум по энозису проводился 15-22 января 1950 года, в православных храмах. Как известно, в результате голосования более 95% принимавших участие выразили свою волю за воссоединение Кипра с Грецией (всего 215108 голосов против 9639).