Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Путешествие в Аламбру, Деликипос и по окрестностям Мосфилоти
Путешествие в Аламбру, Деликипос и по окрестностям Мосфилоти
2987
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
02.06.2020

Эти места мы рекомендуем посетить во многих случаях: путешествуете ли вы за знаменитой вышивкой, игольным кружевом и свежайшим лукумом в Лефкару, являетесь ли вы паломником и вас ждет строгая торжественность Ставровуни и знаменитая обитель Св. Феклы в Мосфилоти; а, может, вы и ваши друзья — большие поклонники природных троп и прочих красот Кипра, — вам просто не миновать эти края, так что расширьте свой план и не пожалеете.

Итак, вниманию преданных поклонников незатратного отдыха и любителей неутомительных прогулок всей семьей «на скорую руку» — сегодня представляем новый маршрут...

«Огненная» Аламбра

Она находится в непосредственной близи от окраин столицы. Сегодня автомагистраль ЛимассолНикосия проходит совсем рядом от кварталов Аламбры, которая до сих пор остается нередко незамеченной — в тени других, более популярных и известных тем же туристам мест. А когда-то через нее проходило старое шоссе, соединявшее Никосию с приморскими городами.

Вы ее неоднократно проезжали, даже не заметив за потоком машин, мчащихся в столицу или из нее, — ну, разве что, давно примелькался указатель.

А деревенька-то, как оказалось, самобытная, с интересной архитектурой, историей и знаменитым в среде специалистов-ученых археологическим сайтом.

Так, вдохновившись, восторженными словами тех, кто там уже бывал, мы решили сами навестить старушку-Аламбру. И не ошиблись: она, действительно, производит довольно интересное впечатление.

Что ж, эта деревня, что примерно в 21 километре от столицы, находится на высоте от 250 и до 263 метров над уровнем моря.

Несмотря на то, что это на первый взгляд ничем не примечательная, хотя и симпатичная деревня острова (нынешним жителям острова она известна благодаря своему производителю молочных продуктов — бренду «Братья Петру», а еще — Институту прикладных коммуникационных исследований (The Research Institute of Applied Communication, R.I.A.C. [1]) с 2006 года.), она представляет большой археологический интерес.

Дело в том, что именно в пределах Аламбры находится первый медный рудник Кипра.

А еще, к северу от нее располагаются руины когда-то крупного полиса Идалиона, известного и влиятельного в прошлом античного города-царства, где была создана и существовала некоторое время уникальная культура.

Существует народная устная традиция относительно того, как деревня получила свое название. По преданию, эта история напрямую связана с чудесным явлением Святой Марины.

Итак, однажды селение охватил сильный пожар. Перепуганные жители собрались в деревенской церкви в местечке Десими и только начали молиться о спасении, как вдруг они увидели тень молодой женщины, выходящей из храма. Люди последовали за ней, и незнакомка привела их туда, где бушевал огонь. Затем они наблюдали чудесное явление: этой смелой незнакомкой оказалась Св. Марина. Она остановилась напротив угрожавшему поглотить дома, сады и ближний лес огню, и, опустившись на колени, воздела руки. Святая трижды воскликнула: «А-ламбро» [2] (в данном случае это слово означает «Нет огню»)! Бушевавшее пламя внезапно погасло и, таким образом, деревня и ее люди были спасены. С тех пор деревня получила название «Аламб(п)ра», образованное частным префиксом «а» и словом «лампро», что в переводе с кипрского диалекта греческого языка означает «огонь».

Большая Кипрская энциклопедия (Great Cyprus Encyclopaedia) уточняет, что из названия следует: Аламбра — «деревня, где нет опасности пожара».

Неудивительно, что, главным храмом Аламбры вплоть до недавнего времени была древняя церквушка Айя Марина... во имя Святой покровительницы. Она была возведена в 1837 году, а отреставрирована в 1954 г. Это трехнефная базилика, выстроенная из тесаного известняка.

Местная архитектура удивительно сочетает в себе следование старым традициям сельской застройки с появлением неплохо вписывающихся в здешний колорит и рельеф современных построек. Многие из них имеют лицо и выстроены в соответствии с последними технологиями и тенденциями.

А вообще,

Начало ее истории следует искать в т.н. эпохе «средней» бронзы. Об этом свидетельствуют раскопки, которые ведутся вплоть до настоящего времени. В результате было не только раскрыто древнее поселение того времени, но также и некрополь, расположенный в близи от последнего (всего в 150 метрах).

Среди предметов, обнаруженных в захоронениях, были различные бронзовые предметы (ножи, топоры, мечи, копья, ремесленные и аграрные инструменты различных форм).

Значение результатов этих изысканий трудно переоценить: ведь важным источником истории Аламбры в классические времена, ок. 450 года до нашей эры, считаются надписи, созданные с использованием кипрской письменности.

Совет Сообщества цитирует перевод обнаруженной таблички, опубликованный в журнале, издаваемом «The European Heritage Days» [3]: «Когда мидийцы и китионцы осадили город Идалион, год (правления) Филокипра, его сын Онассагор, царь Стасикипрос и город призвали сына Онисикипроса, а также его братьев, чтобы безвозмездно лечить (также) раненых в битве.

Король и город согласились дать Онассилосу и его братьям жалование и поощрение от королевского дворца и города в размере одного серебряного таланта, или вместо означенной суммы король и город согласились дать Онассилосу и братьям надел королевских земель в провинции Аламбрия... поля, что граничат с фруктовым садом вместе со всеми деревьями, которые произрастают в нем...»

Стоит отметить, что этот артефакт является не только первым, известным ученым, документом по регистрации земель на острове, но также и первой формой, так сказать, «соцобеспечения».

Однако те же исследователи сетуют: согласно записям знаменитого историка Йоргоса Карузиса (Giorgos Karouzis, Strolling around Cyprus, Lemesos City and District, Nikosia 2001), Аламбра почему-то совсем не упоминалась в венецианских картах, а это «оставляет некоторые пробелы в (изучении) исторической эволюции поселения».

Как отмечается на сайте деревни, благодаря, в основном, своему географическому положению, она имеет постоянно растущее население. Этому способствуют близость к столице в сочетании с разветвленной и развитой сетью автомобильных дорог, — вот основные факторы, способствующие сохранению традиционного уклада и, в целом, развитию сельского хозяйства, в котором заняты многие местные жители.

Как отмечает хорошо теперь знакомый вам г-н Карузис, «(Аламбра — прим. Е. К-Т.) — это один из тех случаев, когда доход, поступающий от города, способствует экономическому процветанию деревни». Здесь развивались на протяжении многих лет производство мебели и швейная промышленность.

Наиболее значительный прирост населения происходил, согласно данным, в период с 1982 по 2001 год. Так, если в 1982 году там проживало 726 человек, то в 2001 году — по последней переписи населения — Аламбру населяли уже 1142 человека. К сегодняшнему моменту здесь насчитывается более 1600 жителей.

 

Молочная фабрика «Petrou Bros Dairy Products»

Это важное для жизни аламбрийцев (и не только) производство традиционных продуктов питания, где используется весь накопленный за долгие годы опыт и знания специалистов отрасли. Бренд чутко откликается на все современные потребности рынка и, по собственным словам компании, внедряет инновации в сочетании с традицией, изобретательностью и качеством.

Компания выпускает продукты под марками Alambra и The Granny (йогурты, сыры халлуми, анари и фета, кисломолочный напиток — айрани, пшеничную крупу — «конари» в молочной закваске для супа «трахана», а так же 100-процентное козье и овечье молоко. «Братья Петру», кроме того, импортирует наиболее популярные сорта сыров, такие как: гауда, моцарелла, пармезан.

Всего: более 250 наименований, их можно найти здесь: www.petroubros.com.cy.

Сайт деревни: www.alambra.org.cy.

 

И вот вы прибываете в Аламбру...

Путешествующим на своем транспорте на заметку: в Аламбре не стремитесь следовать нашему знаменитому «правилу №1» и двигаться в самый центр: по примеру той же Менико, да и некоторых других деревушек в окрестностях Никосии, именно в центре — а это, согласно, уверениям предателя-GPS, как раз и есть старинный храм Айя Марина, — вы попадаете «в переплет» тесных и замысловатых улочек, где не всегда и маленькой машинке-то легко проехать.

Центральной площади как таковой здесь нет, зато сюда сходятся все тропинки, пешеходные пути, узкие улочки да переулки.

И сразу совет: любителям пешеходных прогулок имеет смысл оставить авто на просторнейшей парковке у нового храма Преображения Господня, что находится на въезде в Аламбру (его отовсюду хорошо видно, благодаря мощному и высокому белому куполу).

Остальным посоветуем присматривать по пути стихийные пустырьки между домов: там можно, при удачном стечении обстоятельств, на время приютить ваш транспорт.

Аламбра, помимо любопытного, хотя и небольшого старинного центра, обозначенного старой церковью и неким подобием мини-акрополя середины ХХ в. напротив нее (на самом деле, это здание Национального клуба «Эллинизмос)», имеет очень просторные и прямые, современные улицы.

Однако ее особенность как раз в том и заключается: из скученного ядра, где, кажется, застыл не только жаркий воздух, но и время, устав от собственного бега, примостилось отдохнуть в тени пыльных акаций, — деревня, как бы центробежно ускоряясь, «выплескивается» широко и привольно по окрестным полям и холмам.

И вот уже скоро вы наблюдаете, как ее постройки то здесь, то там мелькают на больших дистанциях между оливковых рощ, садов и возделанных участков белой [4] земли.

При необходимости, в Аламбре можно и перекусить (мы заметили несколько маленьких кафе), а вблизи нее — отдохнуть, остановившись в одном из домов на лоне природы [5]. Сегодня можно заметить, как даже в старинном квартале Аламбры ведутся строительно-восстановительные работы: возводятся дома в традиционном стиле и ремонтируют улочки. А это значит, что деревня будет жить и развиваться.

Более того, по одной из сторон храма Айя Марина Аламбра как будто резко обрывается, и через пару современных домов вам открывается потрясающий и неожиданный вид на сочную зелень речной банки, старые оливы и эвкалиптовые рощи, полные густой тени и свежести даже в самый знойный день.

Мы покидаем нашу новую знакомую, и теперь выбираем (увы, не сами, а по воле эксцентричного и где-то зловредного GPS, который почему-то сегодня решил уже не в первый раз показать нам чуть больше, чем планировалось), путь по старому шоссе В1, а затем уже не доверяя навигатору и уйдя с трассы (кажется, это должна была быть Е143), ведущей через Корнос, ныряем на безымянную проселочную дорогу.

Она витиевато ведет нас куда-то вдаль, среди живописных и уже высоких холмов, поросших сосняком.

Если честно, мы даже рады такому открытию: пусть навигатор ворчит, зато природа нас одаривает все новыми впечатлениями и удовольствием от путешествия (любителям поиска новых, нехоженых путей посоветуем: вам всего-то требуется «не заметить» поворот по указателю на Деликипос налево, а продолжить двигаться дальше и уже там повернуть налево).

Деликипос: то ли есть, а то ли нет...

Это населенный пункт, расположенный в окружении запоминающихся и неожиданно красивых ландшафтов. В этой местности — теперь уже в ларнакском округе — в изобилии произрастает аллепская сосна... Прогуливаясь по Деликипос можно полюбоваться, помимо лесов и рощ дикорастущих деревьев, также нивами, где сеют зерновые культуры, плантациями и садами с оливковыми и рожковыми деревьями, даже пальмами.

Особенно внушительны здесь многовековые оливковые деревья (т.н «франколивы», т.е. «со времен франков»).

С разгону, миновав Корнос и некую загадочную резиденцию за высокой стеной (позднее выяснилось, что то была дзен-ориентированная и потому очень популярная ныне у кипрского бомонда и меломанов «Оливковая роща»), мы прибыли к распутью, начинавшемуся сразу у стен просторного дома.

С этого ракурса, обозревая все больше открывавшиеся здешние места, хотелось думать, что прибываешь в настоящий рай.

Судите сами: вас уже окружают настоящие горы, от чистого воздуха и обилия сосен кружится голова, а цивилизация, оставшаяся совсем близко «за углом», уже ничем о себе не напоминает.

Очень скоро начинаются небольшие странности и противоречия, добавляющие Деликипосу только еще больше своеобразия и необъяснимой притягательности...

Указатели вблизи этого странного (почему, поймете чуть позже) населенного пункта бодро подтверждали его существование, а также сообщали, хотя и очень приблизительно, направления к здешним природным и историческим аттракциям и достопримечательностям... Наш GPS им радостно вторил: не верьте глазам своим, ребята. Все — вы на месте!

 

Что было не так?

Во-первых, когда я изучала доступную в Интернете информацию об этих краях, то меня удивила одна особенность: если на некоторых ресурсах Деликипос называют «деревней», то на других это всего лишь — «местность».

Прибыв сюда, мы все поняли: это и то, и другое. Вероятно, совсем недавно, Деликипос все еще питал надежду и собирался «динамично расти и развиваться», подобно многим селениям Кипра, как что-то — на взлете — пошло не так и тем остановило планы: деревня-недеревня в своем роскошном зеленом чертоге сегодня застыла подобно Спящей красавице.

Во-вторых, вы не сразу поймете: а где, собственно, эта «деревня»?

По холмам можно видеть всего пять-шесть домов, да в стороне возвышается гора, на которой чернеет под сенью раскидистых крон старинная церковь.

Напротив церкви и гравиевой парковки за ее пределами находится Парк Апостола: он же крохотный скверик с детской площадкой вдали от домов, на которой уже давно никто не играл. Пластиковый домик почти развалился, а сквозь покрытие площадки густо пробиваются сорные травы и колючки...

В-третьих, очень странное ощущение вызывает храм и та возвышенность, на которой он был возведен. Так, при въезде в деревню, поднимаясь выше по дороге к храму, вы обнаружите — с одной стороны это настоящая гора, на самый верх которой ведет проход со ступенями, вымощенными камнем, обустроенный встроенными в бордюр скамеечками и даже современными светильниками.

Дальше еще интереснее: здешний храм на случайного гостя сразу производит гнетущее впечатление, несмотря на свою уникальную архитектуру троодосских церквей (что называется, «под крышей» или «тис-стегис») и открывающиеся великолепные виды... Его секрет вы раскроете, как только зайдете на территорию.

Дело в том, что небольшая прихрамовая площадка только с одной стороны — обычная зона отдыха со скамейками под сенью старых деревьев, а вот с другой — это некрополь. Туда зачем-то ухитрились втиснуть сразу несколько довольно современных захоронений. При том, что, если взглянуть вниз: у подножия этого холма имеется огороженное стенами сельское кладбище, где стоит один крест.

-

Так что, друзья мои, если надумаете по незнанию, и впечатлившись таким завлекающим «путем к храму» — по каменным ступеням в ароматном окружении высаженного кустарника и кипарисов там посидеть и отдохнуть, — не советую.

Ищите более радостные и наполненные жизненной энергией места на природе, благо вблизи Деликипоса есть специально оборудованная пикниковая зона, в живописном окружении соснового бора.

А по дороге между ним и Лефкарой имеется небольшая плотина, — обо всем этом мы и расскажем сейчас.

Ну а любителям «джиппинга» или суровых пеших переходов там, где заканчиваются блага цивилизации, или где на местные власти напало непреодолимое желание отчаянно сэкономить на дорожном покрытии, — есть целая сеть природных троп и не только. Уже в самой деревне вы сможете осмотреть одну любопытную достопримечательность: остатки старинной заброшенной мечети, что расположена вниз от церкви.

-

И еще, совет: не поддавайтесь на провокации! Из-за когда-то начавшихся и теперь идущих ни шатко, ни валко (никак, если честно) работ по замощению дороги, ведущей мимо храма, вас попытаются сбить с толку расположенные на стволах деревьев по краям перепаханных полей странные большие надписи «Паркинг». Езжайте себе дальше...

Кстати, сюда можно приехать и на автобусе, если вы сняли дом в Лефкаре или проживаете в любой другой деревушке неподалеку. Здесь для вас делает остановку 410-й.
Что же касается размеров населения, то в этом призрачном поселке, по данным переписи населения от 2001 года, насчитывалось всего... 8 жителей, — а это составляло 1/3 от численности населения, зарегистрированного в начале 1980-х годов, в то время как в 2011 году численность населения возросла до 15 человек. Согласитесь, не слишком впечатляющая динамика «прироста».

 

И тем не менее, Деликипос имеет свою историю...

Согласно рукописям упоминающегося в разных источниках некоего Florios Voustronios, поселение было феодом еще в XV веке (известные историкам упоминания относятся конкретно к 1461 году). К тому же, известны упоминания (нанесение) названия Деликипоса на венецианских картах, а также — в рукописи Leimonidas.

Большая Кипрская энциклопедия (назовем ее БКЭ) авторитетно добавляет, что деревня отмечена на средневековых картах как «Диличипер» (Dilichiper).

Известны две версии относительно приобретения Деликипосом своего имени.

Итак, первая, согласно БКЭ, связывает название деревни с именем первого владельца здешнего региона, франка, который был известен под именем Delis.

А это, в сочетании с греческим словом «кипос» или «сад», может объяснять название деревни как: «сад Делиса» (Дели-кипос).

Другая версия утверждает: название деревни является составным словом, образованным от итальянского «bello», что означает «красивый». В сочетании с тем же греческим «кипос», искаженное название стоит рассматривать как: «красивый сад». Кстати, многие исследователи придерживаются именно этой версии, как наиболее точной. Ведь деревня существовала и во времена правления Венеции, еще до начала прихода османов (в 1570-71 годах).

 

Достопримечательности и интересные места Деликипоса:

«Оливковая роща»

На въезде в Деликипос, за высокими стенами (то самое, что мы уже видели с дороги) находится это известное всем кипрским меломанам место: концертная площадка мирового класса под открытым небом. Здесь же был выстроен отель, окруженный идиллическим лесом Деликипоса и ландшафтными садами с бассейном.

Церковь Преображения Господня (Metamorphosi-tou-Soteros)

Тот самый старинный храм «в центре» (придумано не нами) поселения. Согласно надписи, помещенной у главного входа, эта однонефная церковь была построена в 1726 году.

Как сообщает все та же БКЭ, для строительства церкви были использованы материалы и архитектурные детали, сохранившиеся от более древнего сооружения, которое раньше находилось в этом регионе (а что еще более вероятно, на том же месте). Интересно, что, по словам местных жителей, сохранился факт, что высокая кровля храма была полностью возведена с использованием всего лишь одной сосны.

Интерьер церкви имеет деревянный резной алтарь со старыми иконами, здесь же находится распятие Христа.

Стоит отметить, что церковь Метаморфозис была недавно отреставрирована под эгидой Департамента древностей Республики Кипр.

В Деликипосе проходит даже знаменитый праздник Хрисосотирос — букв. «Золотой Спаситель».

Хотите узнать больше? Рассказываем...

Каждый год, 6 августа совершается божественная литургия в честь начала праздника Хрисосотирос (Chrysosotiros). Считается, что благодаря чудесному Покровительству деревня не раз была спасена, а ее люди излечивались во времена эпидемий и вообще, от разных неизлечимых болезней.

Надо сказать, что в этот день в Деликипос съезжается немало прихожан. Особенно с 2012 года, когда каждый год здесь проводится большое мероприятие с участием всех уроженцев деревни, представителей Кипрского Зарубежья и членов Общества Друзей Деликипоса.

Мосты

Здесь есть два любопытных старых моста: двухарочный и еще один, очень старинный мост с одной аркой, сложенный с применением резного и тесаного камня (вероятно, известняка).

Вообще, возведение каменных мостов является очень древней техникой, известной киприотам издавна... примерно, со времен римлян. Ведь их наличие всегда обеспечивало лучшую транспортную связь, людям — возможность путешествовать, а общинам и городам, да и другим населенным пунктам — развиваться.

На Кипре мостов, подобно этим, сохранилось еще несколько десятков.

Озеро — дамба

Небольшое водохранилище (озеро) в окрестностях Деликипоса переполняется с первыми дождями, и его воды создают там живописные водопады, привлекающие к себе многих туристов.

Итак, можно верить или не верить в полновесное существование этого места, однако имеется сайт и даже контакты, по которым всегда можно пообщаться: delikipos@cytanet.com.cy, телефон: (+357) 99 45342.

Литература:

  • К. Харалампидис. Деликипос. 2017.
  • Giorgos Karouzis, Strolling around Cyprus, Larnaca, City and District, Nicosia 2007, p.100-101
  • Great Cyprus Encyclopaedia, vol.4, Philokypros Publications, Nicosia 1986.
  • Сайт Деликипоса: www.delikipos.org.

 

Завершая путешествие по закоулкам и скрытым «интересностям» округа Никосии на сегодня, мы по пути в столицу решили навестить окрестности деревни Мосфилоти и побывать в хорошо знакомом многим паломникам монастыре Айя Фекла.

Надо сказать, что сегодня там тоже ведется бурная восстановительно-строительная деятельность. Более того, когда мы туда прибыли уже к вечеру, на парковке обители были разбиты палатки с кипрскими деликатесами, монтировались навесы и расставляли стулья.

Очевидно, что вскоре ожидалось прибытие публики.

В главный храм в тот день было нельзя пройти, рабочие в виду подготовки к крупному христианскому празднику и в ожидании большого наплыва паломников и гостей приводили в порядок паперть.

Зато был открыт проход в сады, чем мы и воспользовались, чтобы насладиться тем природным богатством, что раскрывается за стенами старинного монастыря. О нем вы уже знаете немало.

Поговорим для начала о самой деревне.

Мосфилоти и Св. Фекла

Исторически это была полностью греческая деревня в районе Ларнаки. Она расположена на «перекрестке» трасс, соединяющих три больших города острова: Никосию, Лимассол и Ларнаку. Община Мосфилоти находится примерно в 21 километре от Ларнаки, в 22 километрах от Никосии и в 44 километрах от Лимассола.

Название деревни происходит от имени нарицательного, а точнее, по названию вида плодовых деревьев «mosfilia» (или меспилья, она же мушмула — вечнозеленое плодовое дерево), где их изначально произрастало очень много. Исследователи подчеркивают древнегреческое происхождение названия селения.

Надо сказать, что до наших дней сохранилось не так уж много рощ и садов с мушмулой, потому что во время британского правления и из-за бедности и нехватки рабочих мест появилось множество «стихийных» лесорубов, которые вырубали различные деревья, в том числе и эти, и продавали их древесину британцам для топки каминов. Те так же, как и селяне, использовали древесину для строительства своих домов (в данном случае, усадеб).

Современная нам Мосфилоти обслуживается хорошей дорожной сетью. Деревня расположена по старому шоссе Никосия – Лимассол (В1) и в 500 метрах от нового хайвея.

Через магистральные дороги на западе она соединяется с деревней Ша (около 2,5 км), на востоке — с деревней Псевдас (около 3,5 км), на северо-востоке — с Лимпией (около 7 км) и на юге — с деревней Пирга (около 3 км).

Многие знают, что Мосфилоти существовала в эпоху Средневековья (период правления византийцев). По словам известного даже за пределами Кипра педагога-краеведа Неархоса Клиридиса (см. Агрос), деревня была построена вокруг нового тогда монастыря Айя Фекла. По расхожему преданию, этот монастырь был основан Святой Еленой в 330 году нашей эры вместе с монастырем Ставровуни. Хотя это не совсем так...

Во времена франкского и венецианского господства деревня была феодальной, но историкам до сих пор точно не известно, к какой именно семье дворян она принадлежала. Тем не менее, на старых картах селение отмечено под названием Mesfolot и / или Mesfelot.

Мосфилоти построена на средней высоте 250 метров, деревня частично входит в никосийский регион, а частично — в округ Ларнаки.

Официально: она относится к ларнакским деревням, являясь, при этом, ближе всех из них расположенной к Никосии.

Деревня окружена четырьмя невысокими горами, под запоминающимися названиями: Пипис, Визакери, Петромутос и Калогерос.

Интересно, что в 1981 году на горах Пипис и Калогерос был возрожден сосновый лес, — так с тех пор их называют зелеными «легкими» деревни. Красота окружающих ландшафтов, обилие зелени делают деревню привлекательной в любое время.

С геологической точки зрения в здешних краях преобладает лава вулканического «комплекса» Троодоса, на которой со временем развивались темные почвы. На них растут сосны, тимьян и ладанник.

Поскольку деревня Мосфилоти, как и соседние Пирга и Ша, расположена в районе добычи полезных ископаемых, то в ее окрестностях до сих пор функционирует завод по переработке бетона и рабочий участок по переработке асфальта.

А в прежние времена там проводились мероприятия по геологической разведке, в целях обнаружения меди и золота.

Два из местных рудников, шахты которых сохранились до наших дней, имеют значительную глубину. История даже сохранила для потомков имя того, кто стал основателем этого производства: некоего Промпона. С тех пор места, где велись разведочные раскопки, получили расхожее название «Промпонская яма».

Один из них расположен у подножия горы Пипис, а другой у подножия Визакери. О Промпонасе-геологе известно, что он на ослах перевозил для последующей обработки вблизи монастыря Айя Фекла материал образцов, который извлекал из двух шахт.

Что же касается водных ресурсов, то деревню в северной ее части пересекает приток реки Тремифос, который является естественной границей деревни с деревней Лимпия. В ее русле вода появляется чаще всего в весенние месяцы. Этот факт подтверждает гипотезу о древнем существовании людей здесь в прежние времена, так как в те дни орошение различных культур производилось непосредственно из рек.

По всей протяженности реки были обустроены небольшие плотины. Даже до сегодняшнего дня рядом с монастырем Айа Фекла находится одна из них. Кроме плотины сохранилась и водяная мельница, а тот район даже получил название «Пальомилос» («Старая мельница»).

В 1945 году была построена большая плотина вместимостью 18 тыс. м³, которая затем была снесена в 1976 году для того, чтобы на ее месте возвести еще более мощную плотину (220 тыс. м³).

Немало древностей таят в себе и земли этой деревни. Так, различные древние артефакты, рукотворные пещеры и общие (групповые) захоронения время от времени бывали обнаружены в различных местах Мосфилоти.

Например, к югу от монастыря Айя Фекла (ок. 1 км) до наших дней сохранились некоторые пещеры, которые разделены на «комнаты», и считается, что они были заселены вплоть до Средневековья.

Этот регион получил название «Спильи» (в переводе с греческого означает «пещеры»). По свидетельствам местных жителей, старейшины Мосфилоти однажды обнаружили в пещерах глиняные горшки, многие из которых были ими разбиты, потому что они «не знали об их ценности» (версия официальная: вероятнее всего, там усиленно искали возможные клады).

В одном из этих горшков они также обнаружили скелет маленького ребенка.

Откуда это? Считается, что в течение ранней эпохи первых поселений в этом районе и позднее, во время набегов завоевателей, жители нередко укрывались в пещерах.
Говорят, что испуганные люди прятали своих маленьких детей и совсем еще младенцев, кладя их в керамические горшки и накрывая тканью, чтобы крики и плач не были слышны и не выдавали бы присутствие врагам. Видимо, тот бедный малыш там так и остался, не дождавшись помощи родителей...

На расстоянии 1300 метров к северу от моста, по направлению к Лимпии находится небольшая часовня, посвященная Святой Марине. Рядом с ней было поселение пастухов. Когда турецкая армия прибыла в эти районы из Лефкары, в течение 1570 года, она атаковала поселение обстрелами из пушек, которые турки в те годы впервые опробовали. Поселок был разрушен вместе с церковью. Те жители, что выжили, нашли убежище в деревне Лимпия.

Память народная сохранила: день, когда часовня с местным населением внутри была расстреляна османами, был вторник. С тех пор эта территория, прилегающая к постройке, называлась «Какотрити» (или «плохой вторник»).

Шли годы, и церковь-часовня Святой Марины была со временем отреставрирована. Что же касается пещер, то и сегодня в окрестностях деревни еще находят некоторые из них.

Говорят, что территория «Какотрити» была полна густых лесов. Согласно традиции, именно здесь разразился крупный пожар (о нем вы слышали предание, когда побывали в Аламбре, помните?), и с помощью ветра пламя быстро перешло к деревне Алампра, которая находится примерно в трех километрах к западу от Какотрити...

В 1426 году наместник на Кипре Франк Джаннос, как говорится на сайте деревни, узнал, что мамлюки высадились в Лимассоле и начали грабить местное население. Тогда он приказал своей армии выходить из Потамьи и направиться в Лимассол.

Он пересек Мосфилоти и остановился дальше на юг, в Пиргу, где собрал всю свою армию. Оттуда он двинулся к Хирокитии, однако именно там он был побежден и взят в плен.

А вот нынешняя деревня известна киприотам своим развитым сельским хозяйством. В регионе выращивается большое разнообразие сезонных овощей, таких как картофель, капуста, арбузы, дыни, помидоры, огурцы, лук, артишоки, салат, окра, перец, капуста, баклажаны и многие другие. Культивируются также кэроб, мушмула, оливковые и цитрусовые деревья, бобовые и злаки (в основном ячмень), кормовые растения (тара и клевер), кэроб. Здесь также есть несколько рощ фиговых и абрикосовых деревьев.

В прежние времена в Мосфилоти вы могли бы увидеть несколько виноградников к югу от деревни. По этой причине данная область даже носит название «paliampela» (по-гречески, «старые лозы»). Существует также регион под названием «Kaminia», в котором раньше были перегонные кубы по переработке виноградного жмыха, который использовался для производства зивании (тем, кто еще не в курсе: крепкий, чаще прозрачный алкогольный напиток — большая гордость Кипра!).

На землях вблизи от рудников стала развиваться здешняя «зона животноводства»: сегодня это три крупных фермы по разведению птицы, овец и кроликов.

Раньше деревня славилась своими мастерицами: многие занимались вышиванием, ткачеством и вязанием.

Оригинальное, старинное ядро деревни плотно застроено. Дома здесь сохраняют узнаваемые элементы традиционной архитектуры. «Новая деревня» — это район, расположенный вдоль главной магистрали.

Нынешнее население насчитывает чуть более 2 тысяч человек.

Главный храм деревни — церковь Айя Марина. Она славилась двумя своими, великолепной работы иконами: Пресвятой Богородицы (XVI века), а также Святого Трифонаса (датирована 1684 годом).

Монастырь Айя Фекла: традиции и чудеса в народной памяти

О нем много написано и сказано, в том числе и у нас на сайте, однако стоит дополнить сведения некоторыми деталями.

Древний монастырь расположен примерно в 500 метрах к югу от деревни Мосфилоти, в центре небольшой зеленой и уединенной тихой долины.

Согласно данным, которые сегодня можно почерпнуть из Земельного кодекса Архиепископии Кипра (первые упоминания, относящиеся к 1773 и 1780 годам), монастырь Святой Феклы был заложен Святой Еленой с закладки храма во время ее посещения Кипра в начале IV века, наравне с основанием обители Ставровуни. В источниках содержатся любопытные детали относительно уклада и других деталей, касавшихся жизни общины Св. Феклы.

Кроме того, значительный интерес для исследователей представляют упоминания других иностранцев, посещавших здешние края. Например, знаменитый испанец, принявший ислам, Али-бей аль-Аббаси (1767-1818 годы) и написавший книгу «Путешествие Али Бея в Африку и Азию» (начало XIX в.), упоминает также и о своем визите в обитель.

Так, благодаря ему мы знаем, что к тому времени там проживал только один монах, который вместе с несколькими наемными работниками возделывали угодья монастыря. По преданию, давным-давно византийская императрица Елена прибыла в те края, где сегодня стоит монастырь, вознесла молитву, после чего, из земли забил источник, избавивший ее и всю свиту от мучавшей их жажды. Вскоре на том памятном месте и была построена церковь, которую посвятили раннехристианской мученице, святой Фекле. А сам монастырь появился только в XV веке (ок. 1471 года).

Иконостас монастырского к тому времени храма появился еще позже, в середине XVIII века. Известно, что многие иконы были написаны знаменитым мастером Филаретом; при этом авторство храмовой иконы традиция приписывает Иоанникису (1806 год).

Многим паломникам известно это место и сегодня: воды источника способны помочь при кожных заболеваниях.

Бесценными являются также записки других путешественников. Например, от 1814-1815 гг.: Генри Лайта и Уильяма Тернера. Первый также застал того же монаха, что и Али-бей, — в те дни готовились к празднованию в честь Святой. Британец подчеркивает ужаснувшую его нищету, в которой жило сельское население региона. В своем тексте он также отмечает, что священник монастыря не умел хорошо читать [6], но знал слова мессы наизусть.

Также интерес представляют сведения о более раннем существовании фресок внутри церкви, которые к тому времени уже были уничтожены.

Через год, а именно 6 октября 1815 года [7], монастырь Айя Фекла посетил его соотечественник, Уильям Тернер, который, помимо прочего, также сообщает соответствующую устную традицию об основании монастыря Святой Еленой.

Тернер упоминает, что по причине праздника было очень много прихожан и паломников со всего острова, празднично одетых, радостных и танцующих на площадке за стенами. Кроме того, он рассказывает, что с радостью принял приглашение господина Константина Перистианиса (1802-1832 гг.), которого он ошибочно называет послом, хотя тот занимал пост консула Российской империи, поужинать в его загородном доме в деревне и посмотреть ярмарку вблизи обители.

А вот последнее историческое упоминание обители относится в 1825 году: в шестом реестре Архиепископии Кипра. Согласно тем данным, к тому времени на территории монастыря проживали пять монахов (двое из них были уроженцами Мосфилоти). Через несколько лет монастырь был закрыт и заброшен по причине начавшихся гонений османов на центры христианской религии.

В последующие годы поместья монастыря были переданы Архиепископией в аренду жителям окрестных деревень. Традиция сохранила для потомков имя одного из них, церковного старосты Иоанникьоса Папагеоргиу из Мосфилоти. Он дал обет, что если найдет средства, то покроет икону Святой драгоценным окладом, что и произошло однажды во время обработки им участка бывших монастырских земель. По преданию, староста находит клад: сосуд, наполненный венецианским золотом.

Приглашенный им мастер Хаджияннис в 1867 году сделал оклад для Св. Феклы, где им была сделана соответствующая гравировка.

Известно также, что были и другие жертвователи (их имена также упомянуты в гравировке оклада).

Только сравнительно недавно монастырь открылся вновь: теперь уже как женский. 9 ноября 1991 года там поселились монахини Констанция и Евлогия, которые прибыли туда из другой обители острова, Св. Георгия Аламану.

В настоящее время, согласно опубликованным данным, в обители Св. Феклы проживают 10 монахинь.

-

В ареале деревни также находятся несколько природных парков и пикниковая зона.

Контакты в Мосфилоти (деревенская администрация): (+357) 22 465370, эл. почта: info@mosfiloti.org.

Сайт деревни: www.mosfiloti.org.

Как добраться:

Из Никосии: до Аламбры по хайвею А1 (около 20-25 минут), далее — можно вновь вернуться на А1 (направление на Лимассол, не забываем!) либо, как сделали мы, устремиться по старому шоссе В1 на Корнос и Деликипос.

Относительно того, как добраться автобусом в Аламбру из Никосии и обратно можно посмотреть и уточнить на сайте компании: www.osel.com.cy, по имейл: contactusform@osel.com.cy или позвонив: (+357) 77 77 77 55.

Из Лимассола: по тому же А1 (40 минут в пути). Вы можете, как мы уже советовали ранее, пройти маршрут в обратном порядке, то есть, начав с Диликипоса, и через Мосфилоти выехать на Аламбру.

Повторим: если вы проживаете в одной из кипрских деревень, то добраться, например, до Деликипоса можно на 410.

 

До новых встреч и открытий, друзья!


[1] Подробнее см. здесь. Научно-исследовательский институт прикладных коммуникаций является НПО с исследовательской направленностью.
С самого начала своей деятельности она провела исследование по множеству вопросов, касающихся средств массовой информации и коммуникаций. R.I.A.C. сотрудничает с ведущими институтами и университетами страны и за рубежом.

[2] Однако, стоит отметить, что само слово «аламбра» или «алампра» иногда, в английской транскрипции можно встретить не только как: Alambra / Alampra, но и Alhambra (подобно известному дворцу в Испании), — что ж, тогда можно было бы предположить его происхождение от арабского в греческом прочтении слова «alhambra» или «аль-хамра», которое в переводе означает «красная», что могло обозначать «огонь». Тем не менее, официальная традиция не поддерживает эту версию.

[3] Подробнее здесь.

[4] Обратите внимание: да-да, вблизи от Никосии располагается обширная территория «белоземья»: скудных, по меркам более северных стран, очень светлых почв, которые, тем не менее, при заботливом и умелом уходе дают неплохие урожаи.

[5] Перейдя по ссылке, вы найдете разнообразные отели и гостевые дома.

[6] Начальная школа в Мосфилоти появилась позднее, в 1914 году.

[7] В наше время праздник (начиная примерно, с первой трети XIX века) в честь равноапостольной Святой Феклы отмечается ежегодно 24 сентября. Проходит большая ярмарка, съезжается множество паломников со всего Кипра и из-за рубежа.
После торжественной службы и молений люди принимают участие в празднованиях. В прошлые времена непременным атрибутом праздничного стола была запечённая баранина (клефтико).