Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце
Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце
19086
Автор: Екатерина Мошкина
28.04.2016

Виртуозно расписанное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквицами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника. Как оно оказалось в центре внимания христиан и не только? И как ему даже в XXI веке удается подталкивать нас, кто шагу без вайфая ступить не может, соблюдать старинные традиции — красить, обмениваться, чокаться? И в конце-то концов, почему вообще вокруг обычного яйца вертится целый мир, полный смыслов, легенд, примет? Хотите узнать всю правду о пасхальном яйце? Тогда присоединяйтесь!

В начале было Яйцо

Есть две наиболее распространенных среди христиан притчи, поясняющих, как яйцо связано с Пасхой (и что редко бывает в подобных делах, легенды эти друг другу даже не противоречат). Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. Как повествует Евангелие от Петра, на третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в Гроб Господень, увидели сошедших с небес ангелов, при появлении которых камень сам собой откатился. До наших дней сохранился небольшой фрагмент того священного камня — он хранится в часовне Храма Гроба Господня, в Иерусалиме. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям. Говорят, в Польше даже есть такая пословица: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца».

Другая притча знакомит нас с чудом, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия, в годы правления которого и был распят Иисус Христос. После вознесения Христа на небеса Святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос Воскресе!», – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо и рассказывая о произошедших в Иудее событиях. Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет. По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).

Вообще легенда о встрече Марии Магдалины с Тиберием, по мнению исследователей, относится к позднему Средневековью и, конечно, никакими доказательствами не подкреплена. Ну и пусть, зато она стала, пожалуй, самым гармоничным и поэтичным объяснением присутствия яйца на пасхальном столе. Впрочем, в одной из рукописей Х века, найденных в библиотеке греческого православного монастыря святой Анастасии Узорешительницы, был описан церковный устав: после молитв на Пасху монахам следовало читать молитву на благословение яиц, сыра, а игумен должен был вручать монахам яйца со словами «Христос Воскресе!».

Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее. В фольклоре и верованиях множества народов нет-нет, да промелькнет яйцо — как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная. В древнеегипетской Книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра. А в Древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Ян (неба). В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» — освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.

Так что сомнений нет, яйцо — уж извините за каламбур — птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать...

Украшать и красить!

Пасха — праздник, к которому верующие всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа. Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца — красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный символизирует жертвенную кровь Спасителя, это цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.

В малом люди научились творить чудеса своими руками и придумали, как окрашивать яйца и в красный, и вообще во всевозможные цвета. В православной традиции в зависимости от характера росписи яйца даже поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.

Крашенка — это одноцветное пасхальное яйцо. Православные готовили на праздник тринадцать крашенок, по числу апостолов с Иисусом Христом во главе. Цвет крашенки становился отдельным посланием, а работа над палитрой поначалу требовала изобретательности: красный (отвар луковой шелухи или свеклы) — радость, желтый (листья березы, календула, кора яблонь) — солнечный свет, зеленый (крапива, побеги молодой ржи) — весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) — плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь — эти противоречащие смыслу Пасхи как торжества жизни над смертью крашенки делали, чтобы оставить на могилах близких в дни поминовения.

Писанка давала больший простор для фантазии, но и требовала особого мастерства и художественных навыков. Это пасхальное яйцо с нанесенным обрядовым орнаментом или сюжетным рисунком. Сложно представить, что наши предки тратили время на фактически ювелирную работу над яйцом, когда хлопот по хозяйству в Чистый четверг (а красить яйца принято именно в этот день) и так был целый воз. И все же создание писанок стало отдельным видом декоративного народного творчества, сакральным ритуалом, корни которого уходят еще в языческие времена.

Дело в том, что писанка — это, по сути, оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи... Писанки создавались семейные, детские, для здоровья и плодородия, воинские и хозяйственные. Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Те, кто был побогаче, использовали в рукоделии бумагу, бисер, ткань, нитки, живые цветы. К трапезе писанки не предлагались — в ход шли более простые яйца. Освященную в церкви писанку бережно хранили: яйцо помещали в плетеную корзинку и подвешивали в центре избы. Она не только охраняла дом, с писанкой обходили поле, чтобы привлечь урожай, бросали в огонь, чтоб избежать пожаров, катали по больному человеку для исцеления и даже искали с ее помощью клады.

Кстати, в украинском городе Коломыя расположен Музей писанки, экспозиция которого насчитывает свыше 6000 яиц. Помимо украинских и русских, французских, шведских, канадских, чешских писанок здесь есть старинные экземпляры из Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Ирана и других уголков мира, где яйцо имеет особый почет.

Крапанка — это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Во времена, когда набор художественных принадлежностей был ограничен, сделать крапанку можно было с помощью того же воска. Сначала яйцо окрашивалось в один цвет, на него капали воск, затем в некоторых местах воск счищался, и яйцо перекрашивали — и так несколько раз. В результате получалось очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы всё в бликах света.

Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево... Да что уж там, яйца расписываются в стилистике поп-арта и в духе кубизма, на них появляются портреты героев комиксов и мультфильмов, логотипы известных брендов и даже QR-коды. Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!

Яйцо всему голова

«Дорого яичко к Христову дню» — так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!

Первая трапеза. Старательно разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы, когда, придя с заутренней службы, верующие садились разговляться после Великого Поста. Отведать яйцо утром на Пасху — залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.

Дарить и христосоваться. Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца становятся щедрым пасхальным подарком, и обмен ими происходит в знак любви, гостеприимства и единства верующих. «Христос Воскресе!» — говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!». После этого нужно похристосоваться — то есть трижды расцеловаться в щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.

Битки. Откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц — чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные. Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем — его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц. Есть и еще одно объяснение: наиболее удачлив тот, чье яйцо-таки разбилось, ведь когда скорлупа раскрывается, из яйца, как из гроба, появляется сам Христос. Как бы то ни было, битки — замечательная праздничная традиция, которая ненавязчиво приобщает к пасхальной истории детей, да и взрослым не дает заскучать!

Катание яиц. В ходу у православных была еще одна пасхальная забава — скатывание яиц с небольшой горки. Смысл игры сводился к меткому попаданию в разложенные под горкой яйца соперников — если катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Либо победа доставалась тому, чье яйцо прокатилось дальше, миновав препятствия. Иногда у подножия горки раскладывали крашеные яйца и всякие незамысловатые призы. Тот из предметов, который выбивало скатившееся яичко, и был выигрышем. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, например, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно обернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее. Пасхальное катание яиц — общехристианская традиция. И по сей день игра является веселой частью праздника в Германии. А еще катанием яиц на Пасху развлекаются даже на лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне (это называется White House Easter Egg Roll) — но тут дети катают яйца, хм, поварешками. В общем, надо попробовать!

Охота на пасхального кролика

Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке — тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и — самые желанные! — из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!

Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы — это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами — и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь — сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить — украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.

Яичный масскульт

Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры — пасхальные яйца проникли всюду. И мы решили за ними поохотиться...

В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой — когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

А вот у Александра Куприна рассказ «Пасхальные яйца» (1911 год) получился весьма ироничным — но такой уж удалась Пасха у его главного героя...

«Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах». Герой рассказа вручил своему богатому, черствому и вспыльчивому дяде необычное яйцо из цветочного магазина. Если написать на том яйце водой любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, то за неделю на его поверхности зеленым цветом вырастали добрые пасхальные слова. Но по случайности или по оплошности продавца дядюшке, который в свои 70 лет очень гордился своей черной шевелюрой, досталось яйцо с надписью из проросшего кресс-салата: «Я был лысым». Так герой остался без наследства.

Само собой, встречаются пасхальные яйца в религиозной живописи. В православной иконописи Мария Магдалина, почитаемая как святая равноапостольная, в отдельных сюжетах изображается редко, в основном как жена-мироносица с сосудом благовоний. Но иногда можно увидеть ее и с красным пасхальным яйцом в руках. Уже знакомый нам пасхальный сюжет запечатлен русским живописцем Василием Верещагиным на картине «Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию» — она украшает стену Церкви Марии Магдалины в Иерусалиме.

Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны. Оно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался — внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена. И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год. Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.

В современной массовой культуре есть метафорическое понятие «пасхалки» — некой загадки, авторского намека, спрятанного внутри произведения, будь то сериал, книга, комикс, игра или даже компьютерный софт!

Вот уж где символизм яйца раскрывается на полную! Считается, что первым «пасхалку» («пасхальное яйцо», Easter Egg) намеренно использовал в 1979 году Уоррен Робинетт, программист компьютерной игры «Adventure». Тогда авторов игры нигде не указывали официально, и тщеславный Робиннет решил спрятать упоминание о себе внутри игры: чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести ее в другой конец уровня. Постепенно постмодернистские «секретики» с легкой руки режиссеров, программистов, мультипликаторов стали появляться в самых разных жанрах. Для фанатичных и внимательных зрителей, читателей, геймеров стало особым приключением и удовольствием искать авторские намеки. Например в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) на стенах древнего храма можно заметить иероглифы в виде роботов из «Звездных войн» R2D2 и C-3PO! А на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» есть отсылка к The Rolling Stones — кукла Ширли Тэмпл с надписью «Welcome the Rolling Stones». Кстати, несколько месяцев спустя The Rolling Stones ответили коллегам и выпустили альбом, на обложке которого физиономии битлов выглядывают из цветочных зарослей. «Пасхалки» таятся в «Бойцовском клубе», «Заводном апельсине», «Матрице», сериалах «Остаться в живых», «Во все тяжкие», в мультфильмах «Симпсоны», «Алладин», большинстве компьютерных игр, программе uTorrent и массе других произведений. Ищите сами, ведь если вы были хорошими мальчиками и девочками, пасхальный кролик обязательно приготовил для вас сюрпризы!

Это большое яичное расследование навело нас на мысль, что пасхальное яйцо обладает чудесной силой объединять нации и конфессии, детей и взрослых, любителей шоколада и искателей приключений, старинные традиции и самую что ни на есть современность. Обычай христосоваться, «чокаться» яйцами на Пасху, конечно, распространен и на Кипре. Желаем вам счастливой Пасхи и «Καλά τσουγκρίσματα! (калА цугрИзмата), что означает «хорошего чоканья»!

Текст: Екатерина Мошкина