Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Кино на Кипре
Кино на Кипре
... и Кипр в кино
6441
Дмитрий Гридин
Автор: Дмитрий Гридин
20.02.2021

Что мы знаем о кипрском кинематографе? Ничего мы не знаем о кипрском кинематографе! Точнее, некоторые образованные граждане наверняка неплохо разбираются в теме, но большинство даже и не догадывается, что островной «Голливуд» (местные даже придумали свое название «Оливвуд»), хоть и маленький, и скромненький, и бедненький, а, однако, на Кипре так же присутствует. Сегодня мы расскажем вам все о кипрском кино.

Ну, точнее как все. Не все. Чтобы рассказывать все-все, придется писать огромную энциклопедию и посвящать этой теме всю жизнь. Никто из редакции на такой подвиг не готов, да и вряд ли читателю он нужен. Но, тем не менее, постараемся тему раскрыть максимально.

Что будет сегодня в нашей статье?

  1. История кипрского кино.
  2. Фильмы, снятые киприотами.
  3. Фильмы, снятые про Кипр.
  4. Известные международные фильмы, которые снимались разными режиссерами на Кипре.
  5. Кипрские сериалы.
  6. Что смотрят киприоты прямо сейчас?

Ну что ж, наши прекрасные кипро-кино-филы, усаживайтесь поудобнее и мы начинаем!

История кипрского кино

Первый киносеанс на острове прошел в 1907 году. Это был документальный образовательный немой фильм про Олимпийские игры. Зрителями были учащиеся гимназий, которые встретили кино овациями.

Уже через 10 лет появился первый кинотеатр в Никосии. Постепенно количество кинотеатров начало расти.

Но с момента первого показа кино прошло 45 лет, прежде чем киприоты превратились из просто зрителей в режиссеров и актеров. В 1952 году начала свою работу первая местная школа кинематографа. И в те же 50-е на Кипре появляется свой «суперстар» режиссер Михалис Какояннис. Впрочем, мировая слава пришла к нему только в 60-е, но снимал он всегда хорошо.

Какояннис — знаковая фигура не только в кипрском кино, но и в греческой культуре. Именно в его фильме «Грек Зорба» впервые появился псевдонародный танец «Сиртаки», который сейчас воспринимается как часть культурного кода эллинов.

Михалис Какояннис

По легенде актер, который должен был танцевать народный танец, сломал ногу и прямо в процессе был придуман танец, в котором ногу можно было просто волочить. А потом актер в интервью сказал, что, дескать, это народный танец.

Долгое время, вплоть до 90-х, Какоянис в одиночку олицетворял собой кипрское кино. Хотя большинство его фильмов снимались не на острове, а в указании страны производства значилась Греция. Все, что снималось на Кипре в это время, за редким исключением, было малоизвестным и малозначимым кино.

А в 94-м ситуация стала меняться. Правительство, наконец, обратило внимание на этот важный аспект культурной жизни и «родило» Консультативный комитет кино. Его основная задача — финансирование лучших картин.

Как следствие, начали появляться фильмы лучшего качества. К сожалению, режиссеров уровня известности Какояниса так и не появилось, но процесс движется и развивается.

В 2001 стартовал Cyprus Film Days International Festival, который дал дополнительный толчок к развитию кинематографа. Фестиваль международный, но в нем есть специальная важная номинация: «Best Cypriot Film».

Одним из наиболее важных достижений в области создания кино в 2018 году стало одобрение Советом министров «Кипрской схемы поощрения фильмов», которую осуществляет Invest Cyprus - CIPA (Кипрское агентство по продвижению инвестиций) с годовым бюджетом в 25 миллионов евро (первоначально 1,5 миллиона евро). Усилия местной киноиндустрии были направлены на привлечение иностранного производства для съемок на Кипре.

Схема предоставляет кипрским и иностранным производителям денежные скидки и/или налоговые льготы в размере до 35% от соответствующих производственных затрат, а также предоставляет налоговые льготы в размере 20% для инвестиций в инфраструктуру и оборудование на острове.

Многие голливудские, болливудские и европейские продюсеры проявили живой интерес к съемкам на Кипре. Голливудские продюсеры посетили Пафос летом 2019 года и заявили о своей заинтересованности в возможности строительства киностудии в этом городе.

Чтобы продвигать Кипр как место съемок, а также для продвижения и показа кипрских фильмов и копродукций, Культурные службы Министерства образования и культуры Кипра организовали стенд на Международном фестивале короткометражных фильмов в драматургии (Греция) на кинофестивалях в Салониках, Каннах и Берлине, а также на Международном фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране и Международном фестивале анимационных фильмов в Анси.

И да, для широкой публики, которая предпочитает интересоваться кино на уровне того, что показывают в кинотеатре, кипрские фильмы по-прежнему — неизвестное слепое пятно. Что-то топовое многомиллионное на острове не снимают. При этом фильмов «made in Cyprus» каждый год появляется все больше и их качество все лучше и лучше. Впрочем, не все безоблачно, есть и проблемы, о которых мы будем говорить дальше.

Киноиндустрия не ограничивается только выпуском большого кино. На Кипре расположено более десяти студий, специализирующихся на производстве телепрограмм. Местные телеканалы обычно выпускают оригинальные комедийные и драматические сериалы, а также местные скетчи.

Главные кипрские телеканалы:

  • Cyprus Broadcasting Corporation (CyBC 1, 2, HD and Sat),
  • Sigma TV,
  • Omega TV,
  • Ant1,
  • Plus TV,
  • Capital and Alpha TV.

Фильмы, снятые киприотами

Так или иначе, каждая страна имеет свои точки притяжения в плане жанров и тематики. Скажем, скандинавы любят и прекрасно делают мрачные нуарные детективы, французы преуспели в комедийном жанре, индусы обожают гротеск, русские делают гениальные авторские фильмы на тему «все пропало», а куда тянутся киприоты?

Если говорить о жанрах, то в основном это острые социальные, немного занудные драмы, специфичные, не всегда смешные комедии и военное кино. Что, в общем-то, неудивительно. Тихий и мирный Кипр воевал почти весь 20-й век. Возможно, поэтому страна сейчас такая тихая.

Если посмотреть, какие темы в основном поднимаются, то тут у нас следующий топ:

1. Конфликт греко-киприотов и турко-киприотов. Этот конфликт может быть как военным, так и межличностным и даже внутренним.

2. Тема самоопределения человека. В жизни, пространстве, приверженности социальным группам. Особое внимание уделяется переездам. Буквально все куда-то все время переезжают и потом либо страдают, либо радуются, но в конце обязательно «познают себя».

3. Ну и, конечно же, «сагапо». Без этого словечка не обходится ни одна кипрская песня, не стоит ждать его отсутствия и в кипрском кино.

Только по данным Википедии насчитывается 67 фильмов снятых на Кипре. И это точно не все. В реальности их больше раза в два. К тому же в эту цифру не входят сериалы.

Естественно, каждый фильм описывать не будем. Большинство из них никому не известны и вряд ли представляют какую-либо ценность для широкой публики. Как, например, «фильм для взрослых» «Властительница колец».

Мы рассмотрим те картины, которые пустили какие-то «круги по воде» и о которых говорят. Пусть и в не слишком широком кругу кинофилов.

 

Il relitto

Год выпуска: 1961

Рейтинг IDMb: 7.9

Старинное итало-кипрское кино, когда-то бывшее в числе номинантов на Канском фестивале. Впрочем, наград оно тогда не получило.

Сюжет таков: богатый и корыстный человек отправляется в опасное морское путешествие со своим сыном. В результате аварии их лодка взрывается, и они оба оказываются в открытом море, и только обломки удерживают их на плаву. Пока они болтаются среди волн, главный герой вспоминает свою непростую жизнь и, в конце концов, приходит к важным жизненным осознаниям и «перековывается».

Фильм отчасти психологическая драма, отчасти приключения.

Большинство актеров здесь итальянцы, зато режиссер — киприот. Михалис Какоянис. Собственно, о нем мы уже говорили выше. И еще вернемся к его персоне чуть позже.

Il relitto можно отнести к старинной европейской классике. И если вы ценитель такого рода кино, то вам оно рекомендуется. Какоянис снимал весьма неплохо для своего времени. Хоть это кино и вышло еще до всемирной популярности режиссера.

 

Knifer

Год выпуска: 2010

Рейтинг IDMb: 6.3

Кино совместного производства Кипра и Греции.

После смерти отца Никос уезжает из провинции, чтобы работать в Афинах, охраняя собак своего жестокого дяди. Никос обнаруживает, что динамика его отношений с дядей меняется, когда жена его дяди начинает оказывать ему знаки внимания.

Про Knifer можно сказать так: фильм снят в стилистике реализма пытающегося имитировать жизнь. Заигрывание с псевдодокументалистикой, съемка на любительскую камеру и т.п. Оттого выходит несколько неестественная картинка. Поэтому ты не можешь до конца окунуться в сюжетную линию, постоянно спотыкаясь взглядом о «не верю».

Но это не noname-кино. На нескольких второстепенных кинофестивалях оно получило пачку разных наград.

 

Fish n' Chips

Год выпуска: 2011

Рейтинг IDMb: 6.6

Fish n' Chips рассказывает историю Энди, эмигранта-киприота, работающего в Лондоне.

Он трудится как раб в рыбном магазине, принадлежащем Джимми, турку-киприоту (Джимми — псевдоним, его настоящее имя — Хасан).

Потом Энди возвращается на Кипр и открывает аналогичное заведение, но оно быстро разоряется, поскольку местным блюдо Fish n' Chips не особо заходит. Дела идут ужасно, ссоры с родней, а тут еще Энди обнаруживает, что его настоящий отец не был убит во время войны турецкой армией, как он всегда считал, а на самом деле он — тот самый Джимми, владелец рыбного магазина в Лондоне.

Энди понимает, что он не более чем турист на своей родине и возвращается в Лондон, где обнаруживает, что Хасан отдал ему во владение рыбный магазин.

Кино фестивальное и, в целом, любителям острой социальной драмы должно зайти. Хотя сюжет несколько затянут.

Фильм получил несколько наград на греческих фестивалях, а так же чаще других упоминается в интернете, когда вы вбиваете в гугл запрос «кипрское кино».

 

Калабуш

Год выпуска: 2002

Рейтинг IDMb: 6.9

Нелегальный иммигрант прибывает на Кипр, думая, что находится в Италии. Вокруг него разворачивается история с участием людей, таких же маргиналов как и он сам. Главный герой постоянно сталкивается с лицемерием и обманом.

Комедия начала нулевых, снятая с помощью фильтров, дающих постоянно ощущение пасмурной погоды, даже в солнечное время. Авторам удалось невозможное — снять мрачный фильм про солнечный Кипр! Лично мне этот фильм напомнил депрессивные русские комедии 90-х, где люди смеялись скорее от нервного напряжения, чем от веселья. Да и смеялись не часто, а в основном большую часть просмотра испытывали приступы уныния и хандры.

Действия картины разворачиваются преимущественно в Лимассоле и окрестностях, которые выглядят серо и уныло.

Переигрывающих актеров в кино на главных ролях нет. Но в эпизодах их довольно много.

Кино, кстати, выложили на ютуб и посмотреть вы его можете вот тут. Фильм на английском, с греческими субтитрами.

 

Ta Magika Fasolia

Год выпуска: 2015

Рейтинг IDMb: 7.6

Низкобюджетная камерная авангардная комедия, в которой четыре актера (плюс их надоедливый друг) ждут в старом доме учителя драмы. В какой-то момент они проголодались и покупают пять порций бобов в ближайшем ресторане, но бобы вызывают комичные галлюцинации и странные ситуации.

Перед нами камерный, довольно специфичный театрализованный авторский фильм, явно не рассчитанный на широкую публику.

Наград и номинаций на фестивалях кино Ta Magika Fasolia не собрало, да и вообще какой-то известности не получило, но те, кто посмотрел, в целом, оценили положительно.

Смотреть Ta Magika Fasolia стоит, пожалуй, либо если вы исследователь кино, либо ценитель нестандартного.

 

Emptying the Skies

Год выпуска: 2013

Рейтинг IDMb: 7.5

Данный фильм несколько выделяется из общего списка и избитых тем «войны и любви» не касается. Здесь поднимается актуальная и одновременно практически не освещенная тема.

Основанный на журнальном эссе, написанном известным романистом Джонатаном Франзеном для журнала The New Yorker и широко переизданном по всему миру, Emptying the Skies рассказывает о безудержном браконьерстве на перелетных певчих птиц в южной Европе.

Популяции певчих птиц резко сокращаются в течение нескольких десятилетий, и ряду их видов грозит неминуемое исчезновение. Фильм исследует жизнь этих крошечных летающих по миру чудес, миллионы которых каждый год незаконно убивают и продают за большие деньги на черном рынке, и следует за бесстрашным отрядом панъевропейских любителей птиц, которые рискуют своей жизнью, ведя секретную войну против браконьеров, пресечения незаконного отлова и освобождения как можно большего числа птиц. Джонатан Франзен — исполнительный продюсер — снялся в фильме.

Кипр прекрасная и привлекательная страна. Но есть у острова и свои скелеты в шкафу. И Emptying the Skies то кино, которое может непосредственно влиять на жизнь людей на нашем острове, заставляя смотреть туда, куда смотреть большинству не хочется.

Emptying the Skies фильм совместного производства конгломерата стран: США, Италии, Германии, Франции, Кипра.

 

Акамас

Год выпуска: 2006

Рейтинг IDMb: 6.8

Здесь у нас история Ромео и Джульетты, переложенная на конфликт греков-киприотов и турков-киприотов.

Главный герой турок-киприот живет на Акамасе и все у него чудесно и прекрасно, пока он не влюбляется в греко-киприотскую девушку. Ну и тут же он сталкивается с дискриминацией по национальному признаку со всеми вытекающими.

Интересно, что кино охватывает период с 40-х по 70-е годы двадцатого века — по большей части времена драматические и неспокойные. Здесь и борьба с колониальными властями и зарождающийся национальный конфликт. То есть, наблюдая за героями, их становлением и развитием, на заднем фоне мы видим творящуюся историю.

«Акамас» оказался втянут в скандалы еще до выхода картины в прокат. Проблема в том, что один из лидеров ΕΟΚΑ (Национальная организация кипрских бойцов) здесь показан в негативном аспекте.

К ΕΟΚΑ на Кипре отношение довольно однозначное. Все члены этой организации — герои. Память о них священна. Естественно, что критическое восприятие членов этой организации воспринялось обществом весьма болезненно. Особенно правыми радикалами. В итоге, у ленты возникли большие проблемы с выпуском и прокатом. Пришлось фильм анонсировать в Греции, где картину восприняли на ура. На Кипре же пленки с фильмом изымались полицией.

Но все же, когда страсти несколько поутихли, интерес к теме угас, отношение к «Акамасу» поменялось и теперь фильм можно спокойно, не озираясь по сторонам, смотреть и на нашем острове.

 

The Last Homecoming

Год выпуска: 2008

Рейтинг IDMb: 6.6

Год 1974. Скоро их мир изменится навсегда. Александра и Орест, красивая молодая пара, приезжают из Афин, чтобы провести летние каникулы с семьей Ореста в красивом приморском городке Кирения на севере Кипра. Фильм показывает последние дни пока еще спокойной кипрской жизни: театры под открытым небом, семьи, обедающие на улице под виноградной беседкой, мужчины, проводящие день в кофейнях, беспечно болтая о том о сём. Затишье перед бурей. Первые «порывы» ветра уже здесь. Аресты, напряжение, национализм. Вот-вот все полыхнет.

Картина снята в мрачных тонах, что контрастирует с реальной яркой солнечной жизнью острова. Видимо, так сделано, чтобы подчеркнуть переломность и драматичность того исторического периода.

Параллельно на этом фоне развивается любовный треугольник среди главных героев, а так же показаны сложности и драмы второстепенных персонажей.

Хороший фильм, чтобы понять и почувствовать ту часть души киприотов, которая до сих пор не спокойна.

 

Обрученные обреченные

Год выпуска: 2014

Рейтинг IDMb: 6.2

Здесь у нас притаилось кое-что особенное. Кипрское road-movie! Да-да, вы не ослышались, есть даже такое! Хронометраж фильма 90 минут. За это время можно доехать до любой точки на карте Кипра. Однако вот взяли и сняли road-movie.

Главную героиню играет Мелиа Крейлинг. Это не звезда первой величины, но в топовых голливудских блокбастерах (например, «Стражи Галактики») она на второстепенных ролях периодически появляется.

Завязка: где-то в (предположительно) никосийских «прериях» происходит случайная встреча между мужчиной, которого заставляют сделать предложение своей девушке, и сбежавшей невестой. Дальше они всю дорогу колесят на старом мерседесе-кабриолете и узнают друг друга, постепенно пропитываясь взаимной симпатией. По сути, весь фильм построен на диалоге двух главных персонажей.

Если вы не бывали на Кипре, то путешествие героев выглядит правдоподобным. У местных жителей же возникнут вопросы. В рамках сюжета главные герои колесят по острову целый день: с утра до поздней ночи. Причем едут они не туда-сюда, а в конкретное место «Мыс Греко». Забавно, что когда они едут вдоль моря, то машина движется вправо. Хотя этого не может быть, ведь если ты едешь в мыс Греко, то машина по-любому должна двигаться влево.

Впрочем, художественному кино и не нужна такая детализация и нюансы. Автор снимает как хочет. Главное ведь общее впечатление.

Жанр «Обрученных обреченных» — комедийная мелодрама. Фильм снят не в кипрской стилистке, а скорее в красках традиционного европейского кино. У ленты прекрасный трейлер, вызывающий желание посмотреть фильм. Картинка неплохая, Кипр показан узнаваемо и красиво. А вот сюжет… Получилось странно, скучно и нелепо. Местами диалоги героев абсурдны, их мотивы непонятны, их логика соответствует логике 10-летних детей. Сюжетные ходы вызывают немые вопросы и изумление. Фактические нестыковки постоянно выбивают из попытки погрузиться в сюжет. В общем, для подобного существует емкое определение «испанский стыд».

Впрочем, хоть это кино и имеет «смертельные ранения», но все же есть в нем и существенные плюсы. Самый главный, это смелость автора взяться за местный road-movie, а так же попытка скрестить кипрский подход с традициями континентального европейского кино. Поэтому, рекомендую хотя бы одним глазком посмотреть.

 

Passenger from San Francisco

Год выпуска: 2014

Рейтинг IDMb: 4.9

Это интернациональный фильм, к которому помимо русских, украинцев, американцев и итальянцев, приложили руку и киприоты.

Passenger from San Francisco рассказывает о непростой судьбе бывшего сотрудника советской таможни. Отправленный в «принудительную» иммиграцию во время командировки в 1980-х годах, он забыт после смены режима, произошедшей в России в начале 1990-х. Не поддерживаемый ни российским, ни американским правительствами, он вынужден вступить в борьбу с международной наркомафией. В одиночку главному герою предстоит найти выход из лабиринта весьма сложных и непредвиденных трудностей.

Кино основано на реальной биографии одного из советских разведчиков. Жанр все время прыгает: то мелодрама, то криминал. Так же прыгают и сами сцены. Некоторые сняты на профессиональную пленку, другие на любительскую. Видимо, это такой художественный ход, призванный что-то подчеркнуть. Но по факту получается лишь раздражать большинство зрителей.

Фильмы, снятые про Кипр

В данном случае речь больше про документальное кино, но и кое-что художественное мы тоже включили.

Раньше, в до ютубовскую эпоху, фильмов о Кипре снималось сравнительно немного. Однако те, что есть, весьма любопытны. Сейчас же, с появлением ютуба каждый турист снимает свое «великое кино», часто ограничивающееся локациями отеля, набережной и винодельни, куда он с похмела поехал «разогнаться». Встречаются, впрочем, и более серьезные произведения. Но разбираться в этом море информации мы не будем и ограничимся значимыми и признанными лентами. А ютубовский поток предлагаем осилить самостоятельно. Вбивайте в поиск «cyprus» и будет вам счастье.

 

Кипр

Год выпуска: 1962

Советское довольно редкое документальное кино, которое и интересно с точки зрения изучения жизни острова, и имеет определенную художественную ценность. Чтобы не заморачиваться с поисками я вам сразу тут дам ссылку на фильм.

Кино снято русскими и на русском языке. Но даже если вы не знаете этого языка, фильм все равно стоит посмотреть. Поскольку представляет он из себя нарезку видео-зарисовок жизни острова начала 60-х годов прошлого века. С закадровым голосом диктора, читающего текст в характерной пропагандистской манере того времени: приятный уверенный баритон и спокойное восхищение. В те времена Советский Союз с Кипром активно «флиртовал» (в основном, потому что местным удалось скинуть британское колониальное правительство, так не любимое русскими) и поэтому страна показана в исключительно положительном ключе.

Советская стилистика имеет свой «изюм», но даже просто посмотреть кадры без звука очень интересно. Кипр 60-х годов 20-го века совсем другая страна. Практически не узнаваемая из 20-х годов 21-го века. Сейчас туристы приезжают на остров и восхищаются колоритом. Но посмотрите этот фильм и вы увидите, что от реального колорита тех лет остались «рожки да ножки».

Большая часть съемок проходила на территориях Фамагусты, Кирении, Лефкары и Никосии. В самом начале нам показывают карту острова с основными городами и магистралями. Лимассол там еще только с одной буквой «с», а столица страны называется «Никозия». Интересно, что Пафоса на той карте нет вообще.

Интересен сам исторический период. 60-е для Кипра — период сравнительно спокойный и благополучный. Война за независимость от Британии уже закончилась. Война с турками еще не началась. Размывающий традиционную культуру и быт процесс глобализации начнется лишь через 30 лет. Кипр един и аутентичен, в стране царит мир.

 

Aphrodite's Island

Год выпуска: 1965

Еще одно кино про Кипр 60-х годов прошлого века, только в этот раз не от Советов, а от их противников и конкурентов британцев. Хронометраж 8 минут. В основном, зарисовки жизни и быта. Голос диктора тоже несколько пропагандистки-пафосен, но в особенной британской манере. Из-за малого хронометража этот фильм дает меньшее представление о жизни Кипра тех времен, однако, с исторической точки зрения, безусловно, интересен. К тому же он, в отличие от советского, цветной.

 

Islands: Cyprus

Год выпуска: 2013

Фильм от одного из самых авторитетных журналов о природе, культуре и путешествиях National Geographic.

В рамках хронометража в 45 минут Islands: Cyprus старается рассказать о Кипре по максимуму: о природе, людях, религии, проблемах, истории. Глубоко не копает, но этого от подобного кино ждать и не нужно. Здесь скорее формат альманаха.

Не смотря на то, что с 2013-го жизнь на острове в чем-то изменилась, фильм все же дает хорошее представление о том, что такое Кипр и как здесь люди живут.

 

Kinyras, the Cherished Priest of Aphrodite

Год выпуска: 2019

Кинир — мифический первый царь Кипра, основатель кипрского культа и первый жрец Афродиты. Рожден то ли от богов, то ли от древнегреческих героев.

Историки склоняются к тому, что Кинир принадлежит ещё к финикийской эпохе Кипра, но поселившимися впоследствии на острове эллинами был включен и в греческие мифы.

В документальном фильме личность Кинира раскрывается через ссылки на древние источники и интервью с учеными и ремесленниками. Мифы, окружающие короля, также изображаются с помощью анимации. Документальный фильм Kinyras, the Cherished Priest of Aphrodite — элегия, посвященная самому важному мифическому персонажу древней истории Кипра. Хотя память о его имени сохранилась до наших дней, киприоты знают о нем очень мало.

Кино свежее, сделанное серьезно. Оно уже даже получило несколько наград на международных кинофестивалях. Взгляд на Кипр с точки зрения мировой истории — то, что стоит посмотреть всем, кто интересуется островом Афродиты.

 

Лето на Кипре

Год выпуска: 2017

Это немецкая малоизвестная мелодрама.

Мать везет маленького сына к отцу на Кипр. Отца, как говорится, сын «видал разок в дверной глазок». В смысле, мальчик родился от случайной связи. Ну а дальше все по традиции «турецких сериалов». Много мачо, «сагапо», опереточных злодеев, страстных сцен и т. п. При этом, каких-то увлекательных приключений ждать не придется, тут в основном режим «сига-сига».

Почему это кино о Кипре? Потому что тут наш остров — один из главных героев. Кипру и его пейзажам уделено большое количество сцен и времени. Можно даже сказать, что весь фильм — сплошная экскурсия по солнечному Кипру, осмотр достопримечательностей, созерцание красивейших видов на море и пальмы.

«Лето на Кипре» кино вроде бы немецкое, однако фамилия режиссера Папавасилиу нам сразу о многом говорит.

В интернете легко найти фильм по названию. Он есть в открытом доступе.

Иностранные фильмы, которые снимались на Кипре

Тут надо пояснить, что грань между кипрскими фильмами, снятыми на Кипре и иностранными фильмами, снятыми на Кипре, весьма условна. Если взять любое голливудское кино с пейзажами острова Афродиты, то так или иначе что-то кипрское в нем найдется: режиссер, актеры, сценаристы и т. д.

С другой стороны, оригинальное кино снятое киприотами без соавторства с представителями других стран (в первую очередь Греции) очень большая редкость. Поэтому, отделять одно от другого мы будем по условным признакам и в большей степени интуитивно.

Каких-то значимых мировых картин на нашем острове почти не снималось. А если и снимались, то это были в основном картины, захватывающие Кипр лишь по касательной.

Но расскажем о том, что есть.

 

Самый длинный день

Год выпуска: 1962

IMDb: 7.8

Зайдем сразу с козырей. «Самый длинный день» — это очень хорошее кино, переполненное звездами тех времен и получившее два Оскара.

В фильме повествуется о «Дне Д», высадке союзников в Нормандии во время Второй Мировой Войны. Вышедшая не слишком давно картина «Спасти рядового Райана» считается обывателями главным фильмом на данную тематику, но когда Спилбергу было только 16, лучшее кино о «Дне Д» уже сняли.

Правда, стоит отметить, что лишь часть сцен была снята на Кипре. Большинство же кадров старались делать на местах оригинальных сражений.

Если вы «Самый длинный день» никогда не видели, то рекомендую посмотреть. Это кино стоит внимания. Плюс можете поиграть в игру «угадай, какие именно сцены сняты на Кипре». Я, честно говоря, таковых найти не смог.

 

Эммануэль: королева страсти

Год выпуска: 1980

IMDb: 4.5

Я мог бы написать сенсационное: «А вы знаете, что легендарную Эммануэль снимали на Кипре?» и это с натяжкой будет даже правдой, однако важны нюансы.

Оригинальный фильм «Эммануэль» 74-го года действительно стал революционным и взрывным, открыв дорогу целому жанру «эротического кино» (не путать с порно). В свое время на этом жанре специализировались известные и успешные режиссеры с мировыми именами, типа того же Тинто Брасса, фильмы которого многие относят к классике искусства кино.

Однако, время безжалостно, а появившийся pornhub еще безжалостнее. Смысл эротического кино полностью потерялся, поскольку любой секс-контент теперь можно добыть в любых количествах за пару кликов. Соответственно, жанр умер. Но оплакивать мы его не станем, а вернемся к нашей Эммануэль.

Данный фильм — спин-офф. То есть, художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к другому, уже существующему произведению и использующее его популярность, признание или коммерческий успех за счёт использования каких-либо элементов — персонажей, событий или тем — игравших в произведении-предшественнике второстепенную роль.

В главной роли «Эммануэль: королева страсти» не Сильвия Кристель, снявшаяся в оригинале и многочисленных продолжениях, а индонезийская актриса Лаура Гемсер. Весьма привлекательная дама (по крайней мере, была, нынче-то ей уже 70 стукнуло), но кого сейчас (и тогда) таким удивишь?

Короче говоря, мы имеем некую третьесортную франшизу, имеющую отношение к оригинальному кино лишь в плане названия. Но сказать «Эммануэль снимали на Кипре» все-таки можно.

Сам фильм, пожалуй, какой-либо художественной значимости не имеет, однако в нем вы можете увидеть Кипр таким, каким он был в конце 70-х. Хотя, конечно, забавно, если кто-то будет смотреть эротическое кино ради того, чтобы смотреть не на актеров, а на декорации за их спинами.

 

Джиу-джитсу: Битва за Землю

Год выпуска: 2020

IMDb: 2.90

Этот фильм вряд ли можно отнести к шедеврам мирового кинематографа. Да и даже проходным такое кино назвать не получится. Но новости о съёмках «Джиу-Джитсу» довольно долго мелькали на страницах кипрских газет, поскольку главное достоинство фильма — актер Николас Кейдж.

В «Джиу-джитсу: Битва за Землю» повествуется о том, что регулярно на Землю попадают пришельцы, задумывающие, конечно же, всякие разные «нехорошести» для человечества, а некий Орден боевых искусств всю эту вакханалию старается пресечь посредством, в основном, мордобоя. Ну а Николас Кейдж — полустарик-вдохновитель любителей надавать пришельцам по голове. В общем, подобное мы уже видели, причем много раз. И я лично не припомню, чтобы что-то на данную тематику оказалось хорошим фильмом.

По мнению большинства зрителей «Джиу-джитсу: Битва за Землю» кино «тупое» и «скучное». Зато в некоторых сценах киприоты могут заметить «родные просторы», в том числе визитную карточку острова — морские пещеры мыса Греко.

Ну и, кстати, это первое международное кино, снятое полностью на Кипре. Финансово в него вложились по максимуму и очень старались с продакшеном. Хотели сделать первый «Оливвудский» фильм, не уступающий по уровню актеров, бюджету и сценарию самому Голливуду. Вышло однозначно плохо.

Кипрские сериалы

Кипрские сериалы, даже те, что снимают сейчас, застряли где-то на рубеже 80-х-90-х и дальше развиваться не желают.

Современный сериал это несколько полноценных художественных фильмов связанных друг с другом сюжетной линией. Времена, когда большое кино получало несравнимо более весомый бюджет давно прошли. Ну, точнее, это они там, в большом мире прошли. А на Кипре живут и здравствуют. Помните сериальные клише 80-х-90-х? Съемки в унылых, почти не меняющихся декорациях, переигрывание, «забавные» пухлые люди пожилого возраста, эмоционирующие так, будто приняли грамм чего-то «бодрящего» и сюжетные хитросплетения уровня «я твой отец, а ты мой брат, а я пропавший сын, а я внебрачный ребенок» и, конечно же, все регулярно теряют память и обязательно есть «сцена в больнице», от которой у бабушек-зрительниц щемит сердце. Все эти «ходы» кипрской сериальной индустрией по-прежнему активно эксплуатируются и, видимо, будут эксплуатироваться еще довольно долго.

Когда-то я ходил в Лимассольский спортивный центр и там к беговым дорожкам были прикреплены телевизионные мониторы, где в основном транслировались местные телеканалы. И мне довелось увидеть множество самых разных кипрских сериалов. Практически от всех них нафталином пахнет за версту. Но местным нравится и смотрят взахлеб.

Конкретно по сериалам даты ставить не буду, потому что кипрский сериал — это продукт исключительно под местного зрителя, а учитывая, как непросто складываются отношения у киприотов с интернетом, найти информацию о том или ином многосерийном кино бывает очень непросто.

 

Η Φαμίλια

Это адаптация весьма популярного израильского сериала La Famiglia. По крайней мере, так говорят в описании. Хотя, признаться, La Famiglia я в интернете найти вообще не смог. Возможно, потому что не владею ивритом.

Некая обычная среднестатистическая семья регулярно посещает психолога и делится с ним своими скелетами в шкафах. Параллельно показывается быт этой семьи.

Какого-то действия на экране особо не происходит. В основном, весь сюжет строится на диалогах героев. Будто бы смешных.

Насколько это хорошо — сложно судить. Я, признаться, попытался глянуть несколько серий, готовясь к этой статье. Но, простите, не смог. Буквально с первых секунд актерская игра на уровне детской школы художественной самодеятельности, начинает злить и раздражать. Я так понимаю, основная целевая аудитория сериала: пенсионеры и скучающие мамочки 30 + (более юная аудитория уже давно в тик-токе или слушает в ютубе разные музыкальные шоу на греческом языке, коих за последнее время развелось неслыханное множество), вынужденные сидеть дома с детьми.

Впрочем, оценить сериал вы можете и сами:

 

Карма

Перед нами детективно-драматический сериал. «Истинные преступления, потрясшие Кипр». То есть, в каждой серии разбирается реальное преступление, совершенное на острове. Тут у читателя может возникнуть вопрос: «эмм… что? А откуда создатели сериала нашли на Кипре столько криминала на целый сериал?». И действительно, криминальная хроника на острове Афродиты — скучная и вялая. Кроме периодических взаимных подрывов магазинов владельцами-конкурентами тут особо ничего и не происходит. Но создатели нашли выход и поставили временной промежуток: с 1900 по 2000. Уж за сто лет чего-то накопать можно.

«Карма», социально-театрализованный сериал. Сами авторы, завлекая публику сообщают:

«Вас ждут правдивые исторические факты, подробные исследования из отчетов того времени, а также из газетного архива Управления прессы и информации (Республика Кипр) и шокирующие «разоблачения»».

Затравка неплохая. В голове сразу всплывают образы Эркюля Пуаро, неспешно развивающийся сюжет, сложные психологические ходы. Но нет. «Карма» другая.

Сериал вроде бы пытается заигрывать с современностью, давая нам неплохой саундтрек, хорошую съемку, специально созданную стильную заставку. Но актерская работа это, как сейчас говорится, facepalm. Ни в одном кадре, ни у одного человека не бывает спокойного лица. Каждый играет своего «Гамлета». Губы дрожат, глаза блестят, кадык дергается. Ох. Подобное поведение героев на сцене вызывает ассоциации не с Эркюлем Пуаро, а с мрачным Бенни Хиллом на утро после жесткой попойки.

Снято кино в мрачной цветовой палитре, пытаясь заигрывать со скандинавским нуаром. Черт его знает, наверное, для подобного жанра это оправдано. Наверное, яркое солнце и синее море более подходят для французских детективных сериалов с Луи де Фюнесом, где постоянно приходится смеяться в перерывах между нервным напряжением. Но все же, мне кажется, мрачность тут нарочито излишняя и приводит больше не к погружению в атмосферу, а к ощущению неестественности происходящего.

Посмотреть и оценить «Карму» вы сможете по ссылке.

 

Βεντέτα

Комедийный сериал, посвященный вражде двух кипрских семей, длящейся уже 300 лет.

Данное произведение начали снимать еще в конце 90-х, поэтому удивляться происходящему на экране «водевилю» не приходится.

Первые эпизоды сериала можно посмотреть вот тут, а потом, если втянетесь, остальные серии найти самостоятельно будет несложно.

 

Σ ΑΓΑΠΩ Α ΚΥΚΛΟΣ

Этот сериал по стилистике и жанру уже ближе не к 90-м, а к нулевым. Драма, страдания, неразделенная любовь, опереточные злодеи, постоянные интриги уровня «оказывается ты мой сын!». Актеры переигрывают, но не сильно. В свое время жанр классической мыльной оперы намертво привинчивал зрителей к диванам, бывало, что даже улицы пустели. Сейчас же такое может быть интересно либо верным фанатам, либо исследователям кипрской культуры.

Насладиться аутентикой можно посмотрев видео ниже:

 

Αίγια Φούξια

Кипрский комедийный телесериал, который транслировался ANT1 Cyprus. Премьера сериала состоялась 6 октября 2008 года, а завершилась после двух сезонов 29 июня 2010 года.

Αίγια Φούξια рассказывает о жизни жителей вымышленной деревни (Палиохори) на Кипре. Повествование начинается ровно за столетие до премьеры сериала, то есть 6 октября 1908 года. Повседневная жизнь жителей, тайная любовь, конфликты и дружба передаются через комические ситуации и анахронизмы, высмеивая политику, партии, текущие события, церковь, традиции и социальные явления современной эпохи.

Сериал имел огромный успех и был охарактеризован как феноменальный, и даже самый успешный кипрский сериал всех времен. Впрочем, не обошлось и без скандалов. Очень неоднозначно восприняло Αίγια Φούξια духовенство — даже запретили снимать в храме. Плюс, возникли вопросы по поводу сквернословия, коим сериал активно сдобрен.

Съемки проходили в деревне Фикарду на Кипре. Это такая отреставрированная «псевдо-заброшка». Вроде как в деревне никто не живет, но именно, что «вроде как». Там не только живут, но и принимают гостей и имеются свои кафе. Впрочем, для съёмок сериала в исторических декорациях это, пожалуй, одно из лучших мест на острове.

Первый эпизод сериала вы можете посмотреть на видео ниже:

 

Ну и напоследок. Если вы вдруг не знаете греческого, но по какой-то причине хотите погрузиться в мир кипрских мыльных опер и специфических многосерийных комедий, то вот вам волшебные слова: «κυπριακή σειρά». По ним на ютубе или в гугле вы сможете найти большинство из того, что было снято на острове.

Что смотрят киприоты прямо сейчас?

Современное кипрское кино живо. Нельзя сказать, что догоняет Голливуд, но что-то все же под софитами происходит. Широкая публика смотрит, конечно же, сериалы.

 

γαλατεια, η αρχη

Художественная историческая драма. Самый важный новый кипрский сериал, снятый в 2019 году.

Герои γαλατεια, η αρχη прошли через трудности, пытаясь найти себя, столкнувшись со своей судьбой в сложный исторический период с 1943 года и Второй мировой войны и до турецкого вторжения 1974 года. На примере одной деревни показана жизнь и проблемы кипрского общества того времени. Сами создатели сериала пишут о том, что ждет зрителей, так: «Здесь будут великие тайны, подавленные страсти и запретная любовь. Но прежде всего сериал про желание, которое течет в крови киприотов: стремление к свободе».

Не смотря на свою историчность, γαλατεια, η αρχη выглядит чуть посовременнее, чем те картины, что были описаны выше. Но, в целом, это все та же «жвачка» за 3 копейки, где сюжет раскрывается в основном за счет диалогов, снятых преимущественно в павильонах.

Первая серия γαλατεια, η αρχη:

 

Εσύ Στον Κόσμο Σου

Комедийная мелодрама. В целом, все как обычно. Она любит его, а он любит другую. И там еще куча злых и добрых друзей. И во всем этом клубке охов и вздохов разбираться придется вам.

Сериал снят на профессиональную камеру и картинка приятная. Актеры почти не переигрывают, но копаться ли в этих страданиях и рыданиях, не слишком актуальных для 20-х годов двадцать первого века — решать вам.

Все серии Εσύ Στον Κόσμο Σου можно посмотреть тут.

 

Αστερια στην αμμο

Несколько лет назад на Родосе маленькая Алексия счастливо жила со своими родителями Яковосом и Хариклией. Все шло гладко до того момента, когда вследствие драматических событий отец Алексии уезжает из семьи в Индию, а мать не выдерживает такого поворота и умирает. Мир маленькой девочки меняется, теперь ее единственная родственница — строгая бабушка. Единственный луч света в ее жизни — это Вера, экономка, и три ее друга, Максим, Андреас и Ионас.

Сегодня Алексия, молодая женщина, влюбленная в Максима, когда-то причинившего ей боль, готова дать ему второй шанс. Правда в реальности сказочный принц оказывается далеким от фантазий Алексии и снова предает ее. Параллельно с этим инфернальный отец Максима строит интриги. Бабушка пытается этому помешать, но ее убивают и теперь вся надежда на Андреаса и Ионаса, которые будут Алексию спасать.

Как вам интрига, а? Перед нами классическое «залипательно-страдательное» многосерийное кино. Однако, судя по активности в интернете, связанной с сериалом — это, пожалуй, то, что конкретно сейчас смотрит большинство киприотов (из тех, кто вообще смотрит сериалы).

Найти сериал можно по ссылке.

 

To Mystiko Tis Petaloudas

Еще одна драма. В этот раз рассказывающая о том, как любовь матери может все победить. Разумеется, на фоне козней, интриг и разоблачений.

Сериал свеженький — 2020-го года. Найти информацию о нем почти нереально. Зато сам сериал ищется легко. Поэтому предлагаю вынести ему вердикт читателям самостоятельно.

Все серии можно посмотреть по ссылке.

-

Из современных самых свежих полнометражных фильмов можно выделить следующие:

 

S.O.S. Survive or Sacrifice

Год выпуска: 2020

Рейтинг IDMb: 3.2

Две сестры, живущие раздельно на разных континентах, воссоединились на средиземноморском острове. У них едва хватает времени на то, чтобы сблизиться и восстановить семейные узы, когда Кейт, старшая, встречает группу местных жителей и соглашается на захватывающую поездку на воздушном шаре. Но случается катастрофа, и в результате странной аварии воздушный шар уносится далеко в море. Их мобильные телефоны вне досягаемости, а в воздушном шаре заканчивается газ. Кейт и ее друзья как могут, борются за свои жизни. Вернувшись на сушу, младшая сестра Лиз стала нежелательным свидетелем преступления. Затем дела принимают драматический поворот, который навсегда останется в их жизни.

Как вы думаете, о чем это кино? К сожалению, видимо, оно о той самой «Кипрской схеме поощрения фильмов», согласно которой кипрским и иностранным производителям предоставляются денежные скидки и/или налоговые льготы в размере до 35% от соответствующих производственных затрат (я писал об этом выше).

То есть, идея была вроде бы благородная. Давайте создадим наш высокобюджетный «Оливвуд». Но по факту, сначала родили «Джиу-Джитсу», а теперь вот «S.O.S. Survive or Sacrifice». Причем суть процесса та же. Имеем голливудскую супер-звезду, в этот раз Уильяма Болдуина, Кипр на заднем фоне и идиотское кино, снятое будто на коленке, от которого зрителей тошнит попкорном.

Впрочем, может все еще и наладится, но есть ощущение, что проходимцы, услышав о выгодных условиях, предоставляемых правительством Кипра решили: «О! Вот где мы сможем обуть лопухов».

Ну ладно, вернемся все же к самому фильму. Снял его некто Роман Доронин. Информации о нем в интернете — кот наплакал. Гуглим, стараемся и узнаем, что это в основном сценарист (из России), который не так давно переквалифицировался в режиссеры. Согласно сайту www.imdb.com у него есть еще один фильм «Портрет Бога». Причем рейтинг IMDb этому кино не присваивает. Но если мы поищем на кинопоиске (русский аналог IMDb), то увидим, что за плечами мэтра целых 7 фильмов. Все претендуют на самые низкие рейтинги из возможных. Зрительские отзывы начинаются с чего-то типа: «Давно не смотрел такой параши» и «Сценарий, как собачонка облитая скипидаром, постоянно мечется из стороны в сторону».

Соответственно, может ли режиссер с таким бэкграундом снять что-то хотя бы просто приличное? Очень вряд ли.

Хотя, если почитать описание S.O.S. Survive or Sacrifice и даже посмотреть трейлер, то думаешь: «Хм. На такое я бы сходил». Но, увы-увы. Зрители оказались единодушны в оценке этого творения. В основном, пеняют на то, что кино «тупое». Этот эпитет встречается в описании зрителями картины чаще всего. Плюс, всех жутко злит ужасная игра актеров. Ну и художественные решения а-ля 50-е, когда перед камерой подвешивают маленький воздушный шар, изображая настоящее путешествие, скажем мягко, умиляет.

Впрочем, Кипр постарались показать много и красиво. Это большинство режиссеров делать умеет. Впрочем, а чего там уметь? Остров сам по себе очень красивый. В основном, нам показывают Кипр с наиболее выгодной позиции: с высоты полета воздушного шара.

Но прекрасные кипрские пейзажи и унылая игра «второсортного» Болдуина в миксе своем дали неоднозначную реакцию зрителей, которые стали массово вопрошать: неужели правительство Кипра так хочет туристов, что ради рекламы своего острова готово участвовать в спонсировании «такого»?

Кстати, интересный момент. В Голливуде (да и не только в нем) любят штампы, когда какое-то активное действие разворачивается на фоне известных достопримечательностей страны (Эйфелева башня, собор Василия Блаженного, Пирамиды и т.п.). В этом кино тоже есть такой штамп. Воздушный шар налетает на (вероятно Ларнакские) ветряки. Выглядит одновременно, забавно и неловко.

В общем, кино это смотреть не советую, но для того, чтобы разбираться в перипетиях кипрского кинематографа, знать о нем нужно.

 

Smuggling Hendrix

Год выпуска: 2018

Рейтинг IDMb: 6.6

Яннис, стареющий музыкант, который собирается покинуть Кипр в поисках лучшей жизни за границей. Он уже почти готов переехать, но случается напасть. Его планы перечеркиваются, когда любимая собака убегает и пересекает буферную зону, отделяющую «греческий юг» от «турецкого севера». Теперь Яннису нужно как-то пса вернуть.

Смотреть кино приятно. Во-первых, в фильме превосходно используется пейзаж буферной зоны старой Никосии и ее ветхие старые дома. Главные герои пересекают разделенный город, иногда законно, а иногда нет.

Во-вторых, среди главных героев нет плохих парней, только множество политически сбитых с толку, гротескных личностей со всех сторон: киприоты-греки, киприоты-турки, греки с материка, турки с материка и ... ООН. В-третьих, это комедия, в которой, не смотря на тематику, местами действительно смешно. Знаете, все эти многочисленные кипрские «комедии» про конфликт с турками, после которых хочется заплакать, выпить, покурить и долго задумчиво глядеть в морскую даль. А тут нет, действительно смешно.

Smuggling Hendrix типичное кипрское кино, эксплуатирующее все главные темы: конфликт греко-киприотов и турков-киприотов, переезд, самоопределение и любовь (в данном случае, к собаке)

Кино победило на кипрском фестивале в 2019-м году. Ну и имеет большую известность, в сравнении с другими местными картинами последних лет.

Еще из достижений: Smuggling Hendrix включен в список фильмов, которые показывают на борту самолетов авиакомпании Emirates.

 

Sunrise in Kimmeria

Год выпуска: 2018

Рейтинг IDMb: 7.4

Сюжет разворачивается в небольшой (вымышленной) кипрской деревне, населенной гротескными персонажами. Внезапно с неба падает некий раскаленный предмет сферической формы и приземляется в буферной зоне. Скевос — симпатичный неудачник — находит этот предмет и дальше все оборачивается неожиданной трагикомедией в духе «Боги, наверное, сошли с ума».

Sunrise in Kimmeria затрагивает тему различного кипрского «зуда»: бесконечные выборы в деревнях, ожесточенное политическое соперничество, споры о ненормальности буферной зоны, различные «иностранные» военные присутствия, общие споры по поводу собственности и культивированная фаталистическая терпимость.

Фильм имеет довольно высокий рейтинг неспроста. Он получил награду за лучший кипрский фильм на Cyprus Film Days 2018. В целом, кино неплохое, снятое современно. По стилистике, манере подачи Sunrise in Kimmeria больше всего вызывает ассоциации с балканской традицией Кустурицы, при этом имеет легкий ненавязчивый привкус старых глупых комедийных сериалов начала 90-х с переигрывающими актерами. Но повторюсь, это лишь привкус, совсем треша тут нет.

Sunrise in Kimmeria можно посмотреть даже не являясь кинофилом или исследователем кипрской культуры. Это просто хорошее жанровое кино с ярко выраженным национальным колоритом.

 

Pafsi

Год выпуска: 2018

Рейтинг IDMb: 6.9

Драма совместного производства Кипра и Греции, которая снималась в Никосии. У фильма 42 номинации на различных фестивалях кино по всему миру (впрочем, топовых типа Фестиваля в Каннах или премии Оскар среди них нет).

Эльпида, домохозяйка средних лет, попала в ловушку тяжелого брака без любви с мужчиной, который не заботится о ее чувствах и потребностях. Ее монотонная жизнь нарушается, когда молодой художник нанимается для росписи здания, в котором она живет.

Понятное дело, что женщина начинает приглядываться не только к художественным талантам юноши. Воображение рисует фантазии эротического характера и постепенно все внимание женщины приковывается к художнику. В какой-то момент происходит адюльтер и неизбежный конфликт с мужем.

После того, как последний продает машину главной героини без ее согласия, она становится мстительной и агрессивной по отношению к нему, но ее восприятие реальности ставится под сомнение, поскольку она не помнит событий, которые действительно произошли. Реальность, то, что происходит или нет, не понятно ни героине, ни зрителям.

Кино довольно увлекательное, однако, чертовски мрачное.

 

Small White Envelopes

Год выпуска: 2019

Рейтинг IDMb: пока отсутствует

Комедия «Маленькие белые конверты» (так переводится название картины), получила награду за лучшую кипрскую режиссуру на фестивале Cyprus Film Days 2019.

Сюжет: Мишеллису, мелкому жулику, которому под тридцать, срочно нужны деньги для выплаты своих игровых долгов. После неудачной попытки ограбления на свадьбе он пытается использовать менее нарочитый подход, выдавая себя за организатора свадеб, чтобы украсть набитые деньгами конверты, принесенные в качестве подарков на свадьбу семье из высшего сословия. Но в процессе главный герой увлекается происходящим и оказывается немного ближе к своим клиентам, чем он планировал изначально.

Это кино некоторое время назад даже показывали в кинотеатрах Кипра, что довольно редко случается с кипрскими картинами. В основном, их можно увидеть на фестивалях или на ютубе.

 

Siege on Linopetri Street

Год выпуска: 2019

Рейтинг IDMb: 6.2

Siege on Linopetri Street рассказывает историю борьбы одной семьи за удержание своего дома расположенного рядом с буферной зоной ООН, которая разделяет Никосию. Семья старается сохранить дом любой ценой.

Это такой боевичок, снятый в европейском стиле с голливудским налетом. Но без пошлостей в духе «Джиу-джитсу: Битва за Землю».

Фильм уже получил несколько наград на различный фестивалях греческого кино.

-

Помимо уже вышедших фильмов, в ближайшее время нас (вероятно) ожидают следующие премьеры:

 

Призраки понедельника

Когда кино выйдет неизвестно, поскольку сейчас процесс идет на уровне кастинга. В фильме будет повествоваться о группе американских туристов, решивших приехать на Кипр, чтобы снять документальное кино про некий отель, где погибло 100 туристов. Ну и, естественно, все пойдет не так, как туристы планировали.

Ждать сенсаций и Оскаров от картины, вероятно, не стоит. Режиссер Франческо Синкуемани до этого снял четыре никому неизвестных фильма и одинокий голливудский детектив с суперзвездами Джоном Траволтой и Морганом Фрименом, но ни зрители, ни критики внимания этому произведению не уделили. Ну, хоть порадуемся знакомым пейзажам на заднем фоне.

На момент написания данной статьи какой-либо еще информации про «Призраки понедельника» найти не удалось.

 

Человек войны

Год выпуска: 2021

Судя по описанию, сюжет довольно шаблонный и проходной. Некий человек пытается спасти своих сыновей от банды наркоторговцев.

Снимает кино голливудский режиссер греческого происхождения Димитри Логотетис. Он человек опытный — делает фильмы уже больше 30 лет. Однако чего-то приличного за 30 лет так и не сделал. А его ленты в новом тысячелетии — так и вообще какой-то сплошной странный фрик-треш. Кстати, и радикально провалившееся «Джиу-джитсу: Битва за Землю» тоже дело рук Димитри.

В общем, ждать чего-то качественного и захватывающего от «Человека войны» тоже не стоит.

 

The Man with the Answers

Год выпуска: 2021

Драма совместного производства Кипра, Греции и Италии. Бывший чемпион Греции по прыжкам в воду и эксцентричный немецкий студент отправляются в увлекательное путешествие из Бари в Баварию, сталкиваясь на пути с большим количеством приключений.

Режиссер и сценарист картины Stelios Kammitsis. До этого в его биографии можно обнаружить лишь пару короткометражек, с одной из которых он, правда, получил награду на Los Angeles Greek Film Festival. Но это все равно мало о чем говорит, такое ощущение, что на данном фестивале больше половины кипрских фильмов что-то да получило. Так что, предположить насколько будет хорошей картина — пока что сложно.

-

Если вы дочитали до этого места, то теперь можно с уверенностью сказать: «я разбираюсь в кипрском кино». Мы постарались сделать максимально широкий экскурс.
Какие можно подвести итоги статьи?

Мир кипрского кинематографа широк и многогранен. Да, вероятно, абсолютное большинство зрителей о существовании этого мира даже не догадывается. Особенно, в среде мигрантов. Но имеет смысл его узнать. Постигать культуру страны через кино всегда и приятно, и эффективно.

Лично мне, как обывателю и зрителю большинство картин, описанных в статье, не показались интересными. Но некоторые отдельные картины (типа Smuggling Hendrix или Sunrise in Kimmeria) стали приятным сюрпризом и открытием. А картина вроде «Обрученные обреченные» хоть и плохая, но показывает потенциал развития фильмоиндустрии на острове.

В целом, кипрское кино движется по двум направлениям. Первое: это аутентичная национальная традиция, в которой с каждым годом виден прогресс и рост качества. Такие фильмы, как правило, малобюджетны, но снимаются с душой. Оттуда уже ушло так горячо любимое киприотами переигрывание актеров, снимаются фильмы на профессиональном оборудовании и то, что делается в последние 2-3 года не особо уступает европейским конкурентам. Да, тематика такого кино все равно сильно стеснена набившими оскомину темами: конфликт 74-го года, любовь и переезды. Но уже и тут появляются нестандартные отдельные личности, способные показать даже road-movie (как по мне, так это очень круто!) или поднимать популярные нынче в мире темы экологии.

Второе направление, попытки угнаться за Голливудом. Высокобюджетные блокбастеры с мировыми суперзвездами. И вот тут картина выглядит удручающе. Недостаточно кинуть в режиссера пачку денег, чтобы получилось «круто». Кино это в первую очередь, культура. А культура без преемственности — всегда кастрирована. Брать же в традиционном кипрском обществе голливудскую культуру за основу — не самая лучшая идея. Поскольку выглядит это так же, как пальма в Антарктиде — странно, неуместно и нежизнеспособно.

Плюс к этому, вероятно, разного рода проходимцы, увидев, что правительство Кипра раздает деньги, решили «заглянуть на праздник жизни».

В итоге, пока что получается в основном, как говорится, «испанский стыд». Впрочем, через этот этап проходил национальный кинематограф многих стран. И где-то со временем удалось не то, чтобы «делать как в Голливуде», но снимать, что-то, по крайней мере, не постыдное. А где-то решили со временем совместить оба направления, чтобы было дорого и круто, но не копировался Голливуд, а показывалось кино, опирающееся на культуру народа. Вот тогда, кинематограф начинает расцветать и им интересуются за пределами страны. Будем, надеяться, однажды и Кипр пойдет по этому пути.

Что же касается сериалов, то, лично на мой взгляд, тут все печально и архаично. Да, как говорится, «пипл хавает». Но это только определенная категория людей. Современная аудитория, привыкшая смотреть Netflix, конечно же, такое творчество всерьез воспринимать не станет. А учитывая, что современные тренды кино все стремительнее смещаются от полного метра к сериалам, можно сказать, что Кипр за этой тенденцией не успевает.