Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Ювелирное искусство Кипра
Ювелирное искусство Кипра
История и наши дни
12863
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
05.04.2018

За многие века местные ювелиры достигали все больших высот и познавали многие тонкости, оказав значительное влияние не только на культуру ближних соседей, но и на более отдаленные регионы.

Современные исследователи все больше сегодня склоняются к тому, что ювелирное дело на острове не только имеет «за плечами» долгую историю развития, но и появилось оно когда-то впервые именно здесь.

Не случайно, ювелирное искусство [1] средиземноморского острова со свойственным ему искусным использованием драгоценных металлов и камней славится и сегодня...

А в конце статьи вас ждет наш традиционный мастер-класс.

-

Начало ювелирного производства, согласно распространенной точке зрения, начиналось либо в Древнем Египте, либо в Вавилонии: раскрытый город Ур явил нашим современникам много достойных примеров ювелирного искусства, датированного приблизительно 2700 годом до н.э.

Затем, согласно той же теории, оно должно было распространиться на другие регионы и, вероятно, достигло Эгейского мира к 2400 году до н.э., а оттуда — по всему миру.

Относительно Кипра мастерство изготовления украшений, как считается, получило распространение около 2300 до н.э. благодаря выходцам из Анатолии и Микен — так принято отмечать начало бронзового века на острове (2300-1000 до н.э.). Ранний период отмечался сначала незначительным использованием металлов: самые ранние изделия, которые обнаружили, были медные серьги. Первое использование серебра, в изготовлении серег было отмечено около 100 лет спустя, а образцы первого использования золота датируются еще на 100 лет позже серебряных.

Тем не менее, это все не отрицает и другой, более «свежей» и не менее популярной сегодня теории о том, что ювелирное искусство так же, как и другие многие искусства и ремесла, произошло с Кипра.

Эпоха ранней и средней бронзы (2400-1600 гг. до н.э.) уже доносят до нас образцы первых украшений, которые люди стали изготавливать: на многих археологических сайтах острова, содержащих в себе артефакты этого периода, исследователи обнаружили помимо прочего и многочисленные ожерелья, и фрагменты серег из морских раковин и цветных камней. Да, металл вначале практически не использовался, однако желание и умения создавать украшения из разных материалов уже имели место быть.

В середине бронзового периода возросла торговля с Сирией, Палестиной и Египтом, что способствовало более широкому использованию золота и серебра наряду с экспортом кипрской меди.

Очень быстро техника работы кипрских мастеров с металлом, включавшая в себя филигрань, зернь, ниелло (она же «чернь») и эмалирование, продвинулась вперед и достигла высокой степени искусства, изысканность которого до сих пор восхищает экспертов и исследователей. Эти уникальные находки, большинство из которых: кольца, браслеты, золотые чаши, золотые серьги, находятся как в собрании Музея Кипра, так и в экспозициях многих крупных музеев во всем мире. Большая их часть была найдена в Энгоми [2] и вблизи Саламины.

При «поздней» бронзе Кипр действительно процветал: сюда хлынул настоящий поток драгоценных камней и металлов.

Украшения эпохи поздней бронзы (1650-1050 гг. до н.э.), которые можно увидеть в музейных собраниях: многочисленные золотые и в чуть меньшем количестве серебряные ожерелья, кольца, перстни-печатки, застежки (фибулы), серьги и браслеты с включениями самоцветов. Среди них встречаются также проработанные чеканкой по трафарету декоративные золотые вставки — поясные нашивки.

О том, насколько искусны были мастера-ювелиры в древности можно судить по одному из кладов

В 1998 году на южной окраине города Ларнака был раскрыт некрополь, имевший значительный вклад, состоящий из драгоценностей: многочисленные (всего 23 единицы) украшения из золота со стека из полудрагоценных камней: серьги (5) все выполнены в форме полумесяца с декором в виде «лодочек» или «змеек», выкованы из цельного куска литого золота; кольца (3) — из цельного золота с безелем-печатью, инкрустацией самоцветом и фаянсом. Техника изготовления аналогична упомянутым выше серьгам, — чеканка из цельного слитка; браслеты (2), первый и довольно редкий даже на фоне иных находок — ленточный браслет, состоящий из двух частей: со вставкой кабошона агата; второй — в виде цепочки с брелоком в виде скарабея.

В том же погребении находилось и еще одна важная находка — необыкновенное ожерелье, состоящее из 17 бусин различной формы и величины, а также кулона. Золотые элементы украшения были изготовлены из золотого сплава.

Интересно: на некоторых украшениях явно читается египетское влияние. Археологи уверены: здесь покоился кто-то из финикийской знати, занимавшей к тому же высокое положение в полисе Китион, возможно даже член семьи правителя этого города. Ведь, как известно, со времени архаики и в классический период (VIII-V века до н.э.), финикийцы были правящей на Китионе династией.

В последующие столетия ювелирное искусство Кипра испытывало так же греческие и римские влияния.

-

Эллинистический период (325-50 гг.) представлен нередко украшениями с элементами, выполненными из листового золота — например, имитация оливковых листьев для венка победителя. Встречаются кулоны и серьги, витые браслеты с сердоликом, горным хрусталем, изумрудами с огранкой кабошон (полусферой), с нефритом.

К ранневизантийской эпохе (VI-VIII вв.) относятся распространенные в те годы изделия из серебра: длинные серьги с подвесками, фибулы, а так же блюда со сценами христианского обручения (вероятно, свадебные дары), а также с библейскими сюжетами.

Женские украшения становятся другой формы; с включениями аметистов, жемчуга на длинных подвесках, появляются кресты и прочее.

Эпоха подлинного расцвета ювелирного искусства Кипра приходится на XVII-XIX вв., когда Никосия становится центром ювелиров

Хотя в деревнях были кузнецы, которые умели делать серебряные ложки, вилки, простые украшения, конечно же, лучшие мастерские были в городах, особенно в Никосии. В столице была улица золотых мастеров, рядом с главным рынком, где проходили мастер-классы от самых опытных и почитаемых золотых и серебряных дел мастеров. Их изделия продавались либо в самих мастерских, либо на сельских ярмарках, проходивших по всему острову.

Такие методы, как репуссе (или «выколотка»), зернь и эмальирование, со вставкой цветных камней появились очень рано, они сохранились и продолжают сегодня применяться в современных серебряных и золотых изделиях. Ранние ювелирные украшения той поры — это, в основном, серебро со вставками, подвесками из полудрагоценных камней и эмалей: массивные пряжки великолепной чеканной работы; выполненные в технике филиграни и зерни ажурные браслеты, серьги и ожерелья, надевавшихся населением острова в самых торжественных случаях.

Очень распространенными в ту эпоху становятся подвески в виде стилизованного креста со вставками из драгоценных камней либо имитацией из цветного стекла. А так же массивные фибулы: серебряные, чеканной работы, с позолотой и финифтью. Различные серебряные и золотые предметы и украшения сегодня входят в музейные собрания, являются гордостью частных и церковных коллекций Кипра.

Женский праздничный и свадебный костюм на Кипре, особенно самый нарядный и богатый из них, карпассийский, — расшивались роскошным галуном и аппликацией «оладжа» из золотой нити, дополнялись драгоценностями типа: «мирмиди», крестами, ожерельями с большим использованием серебра; и «кертана» или «скалета» — из золота.

Золотые украшения в прошлом были редкими, их носили в основном самые состоятельные. Обычно в виде браслетов, ожерелий, колец, сережек, крестов и брошей. Остальному населению приходилось довольствоваться украшениями, сделанными из золота невысокого качества или даже позолоченными.

Мужчины тоже носили украшения, такие как серебряные кольца с камнями, часы с цепочкой. Греческие и турецкие чиновники использовали кольца с печатями, выгравированными с их инициалами или, в случае с турками, фразы из Корана.

Что же касается посуды, то кипрская традиция имеет много общего с греческой и балканской из-за общего византийского наследия: серебряные подносы, блюда и чаши всегда можно было найти как в городских, так и сельских домах острова. Кроме того, различные церковные сосуды, оклады икон и Библии также изготавливались из серебра.

Столовое серебро: при декорировании приборов ювелиры часто использовали технику филиграни, известной как «трифури», — ажурный узор, созданный из тонкой золотой или серебряной проволоки. В этой же технике — с эффектом «паутинки» — выполнялись так же серьги, кулоны и броши, а также и декоративная посуда.

Сегодня мастера, в основном, в Лефкаре и близлежащих деревнях также практикуют филигрань, занимаясь изготовлением украшений, аксессуаров и праздничной посуды в традиционном стиле.

Современное ювелирное искусство на Кипре

Оно по-прежнему очень развито. Здесь есть много мастерских и салонов высокого уровня, а местные ювелиры все так же очень искусны. Правда, сегодня искусство обработки драгоценных камней и металлов не очень востребовано, и все по причине экономического кризиса. Однако, многие уверены: ситуация изменится, ведь осталась прекрасная база, есть силы и возможности, чтобы продолжать развитие в этом направлении. По этой причине и, несмотря на кризис, на Кипр по-прежнему приезжают туристы из Европы, США, России и других стран, чтобы, в том числе, приобретать качественные и красивые украшения местной работы

Что именно пользуется особенной популярностью у туристов? Скажем так, это плоды граната, а еще так называемый «Кипрский идол» (Помосский идол, подробнее здесь) — в виде самостоятельного украшения. 

Вообще, на Кипре, как и во многих странах сегодня превалируют два основных направления в ювелирном искусстве: одно — традиционное, очень аутентичное с соблюдением старинных технологий и эталонов с характерными вставками из полу- и драгоценных камней (часто — бриллиантов), как например, в коллекциях Никоса Иоанну — известного на Кипре ювелира и владельца нескольких бутиков.

История ювелирного дома Иоанну началась 1961 года. В прошлые годы музей ювелирного дела Кипра находился на улице Онасагору (Старый город Никосии), позднее Музей народного искусства предложил г-ну Иоанну разместить коллекцию в собственных стенах. В составе коллекции — работы киприотов-мастеров прошлых лет, а также частные собрания украшений и столового серебра, подаренных Музею несколькими семьями ювелиров. Причем, здесь неплохо и ретроспективно представлены оба направления этого искусства, которые развивались одинаково успешно на протяжении многих веков: светское и церковное.

В витринах представлены и церковные подношения (из храмов монастыря Св. Андрея в Карпасии, что на Северном Кипре; были переданы Музею в 1954 году), которые делало население, в благодарность за высшую помощь в своих делах. А самый маленький зальчик оформлен под мастерскую золотых и серебряных дел мастера: там установлены станки и находятся инструменты ювелиров, а также образцы золота различной пробы.

В 1995 году его сын по окончании учебы в школе искусств Сент-Мартинс открыл большую мастерскую и 5 магазинов по разным городам острова. Благодаря его усилиям от многих дарителей были получены несколько старинных произведений ювелирного искусства, а так же оборудование и инструменты ювелиров прошлых лет, — на их основании был создан в Лефкаре так называемый Музей кипрских ювелиров.

Лет пять тому назад мне посчастливилось тогда посетить его постоянную экспозицию в одном из «итальянских» домов по соседству с мэрией. Позднее полное собрание Музея из прежних выставочных залов было передано именно сюда, на площадь Архиепископа Киприану.

В изделиях собственной марки сегодня этот дом старается создавать украшения и аксессуары по мотивам кипрского культурного наследия и с использованием традиционного дизайна и приемов в современной интерпретации...

-

Второе направление: современное, местами новаторское и интернациональное по своей сути... чаще всего, предметы в стиле «μοντέρνο» обладают чертами, созвучными эстетике минимализма и даже вплоть до индастриал хайтек.

Те, кто знаком с творчеством Александра Тасу (Лондон) — известного британского дизайнера греко-кипрского происхождения, когда-то сотрудничавшего с Майклом Джексоном, меня поймут. Его работы можно увидеть здесь: www.alexanderhitek.com; интересующимся — рассказываем.

Александр Тасу (Лондон), дизайнер-основатель марки ультрасовременной одежды, украшений и аксессуаров для мужчин и женщин Hi Tek designs, по его собственным словам, начал этот «проект» еще в 1980-е годы, дебютировав на Лондонской выставке мод в Кенсингтоне с коллекцией «телефонных» сумок, используя промышленный дизайн и элементы сюрреализма в своей коллекции.

Его столь же сюрреалистичная коллекция часов также снискала признание и успех (сегодня некоторые из его произведения можно увидеть в собрании Музея часов во Франции, Виль де Безансон).

Хорошо узнаваемые на Кипре, в Европе, России и Японии стильные и временами вызывающего дизайна солнцезащитные очки, шляпы, ремни, часы, сумки или портфели, — любое из его произведений, — это те вещи, что «никогда не были «в» или «вне» моды», — по словам самого дизайнера. Интеграция явлений далекого прошлого в современные реалии и даже попытка сочетать их с неведомым будущим, — так называемый «стимпанк» — большая страсть художника.

Проекты А. Тасу в прошлом были связаны и с киноиндустрией, в основном его модели принимали участие в оформлении фантастических фильмов, а многие из его аксессуаров и ювелирки использовались при создании имиджа известных артистов в музыкальной индустрии либо для проведения фотосессий в известных изданиях.

-

А еще в ювелирном искусстве Кипра есть и третье — «античное» направление — не фолк и не хайтек — на создание этих вещей современных мастеров вдохновляют изделия, обнаруженные в многочисленных золотых кладах времен Древней Греции и Рима: с филигранью и чеканкой в технике «мартеле».

Интересно, но увлечение «античностью» на Кипре началось не сегодня: подтверждение тому можно неожиданно найти хотя бы посетив Центр прикладного народного искусства и ремесел, что в Лефкаре: здесь вас, несомненно, поразят такие современные по первому впечатлению, а на самом деле, имеющие долгую музейную историю, старинные украшения из серебра: спиралевидные по форме, с полированной поверхностью, чернением, — напоминающие «греческий меандр» [3], который многие знают: непрерывная лента со спиралевидным геометрическим узором.

Больше информации о кипрских ювелирах можно найти здесь: www.cyprusjewellery.com.

Наш мастер-класс: кулон, сережки и кольцо из ювелирной проволоки с камушками

Пользуясь случаем, почему бы не попробовать освоить несколько новых навыков и не сделать своими руками, например, оригинальное украшение? А мы подскажем, как это сделать с наименьшими потерями и удивить своих друзей и близких.

Сегодня мы постараемся изготовить несколько украшений, что называется, по одному принципу: с использованием плетения из серебряной и медной проволоки. Наше изделие должно быть «праздничным», а потому стоит украсить его привлекательной вставкой.

Выбирая камень-вставку, отдавайте предпочтение выразительным или имеющим эффектную окраску. Из непрозрачных подойдут: лазурит, яшма, бирюза или малахит; полу- и прозрачные: горный хрусталь, насыщенных тонов аметист, сердолики либо моховый агат. Ручное изготовление «ювелирки» — какой бы простой на вид она не казалась, — это труд, и довольно кропотливый, требующий, как и любое ремесло, усидчивости, опыта и таланта... Однако, почему бы не попробовать свои силы и не посвятить этому рукоделию хотя бы несколько свободных часов? Все материалы доступны: их легко найти как в магазинах для рукоделия, так и в арт-лавках, либо в салонах натуральных камней и изделий из них. Удачи!

Серьги: сначала мы сделаем самое простое и вместе с тем очень эффектное изделие.

«Серебряных дел» мастерам, вне зависимости от того, будут ли они создавать те же кулоны, либо кольца, серьги, либо браслеты с подвеской, понадобятся:

ювелирная проволока (20-18 калибра (0,8 – 1 мм), бусина (натуральный камень), просверленная насквозь, швензы — готовые дужки для серег, бокорезы, плоско- и круглозубцы.

  • отрезать проволоку (20-25 см);    
  • вставить ее в отверстие бусины: заведя ту почти до середины проволоки;
  • начинаете загибать проволоку вокруг бусины: с обеих сторон, по направлению друг к другу;
  • сверху бусины аккуратно скрутить оба конца проволоки;
  • круглозубцами сделать петельку на одном из концов нашей проволоки. Вокруг этой же петельки продолжать сворачивать проволоку в спираль до конца;
  • то же самое повторить с другим концом проволоки. Обратите внимание: закручиваем спираль в обратную от первой спирали сторону;
  • вставить швензу, отжимая ее колечко и закрепляя нашу готовую подвеску (за одну из «спиралек»). Зажимаем обратно.

Есть и другой, еще более простой вариант выполнения серег: камень-бусина просто оборачивается спирально почти всей «длиной» проволоки, и только на конце ее делаем крючок, за который прикрепляем к швензе и зажимаем.

Обратите внимание: наши серьги выйдут в модном этническом стиле.       

Кольца: в оплетке могут находиться как один, так и несколько камней в произвольном сочетании.

Запаситесь проволокой 20-18 калибра, поделочным камнем (одним либо несколькими) — подойдет как плоский, так и выпуклый, но обязательно с отверстием. Можно использовать металлические бусины по желанию.

  • от проволоки отмерить 25 см и отрезать 2 куска;
  • камушек нанизать на один из кусков проволоки (примерно до середины). Обернуть оба отрезка проволоки 1 раз вокруг круглого маркера — «болванки» для будущего кольца (нам нужно определиться с размером, а также получить красивую ровную окружность перстня);
  • «встретившиеся» у основания камня концы обеих проволок слегка выпрямить; и на тот конец, что находится с внешней от камня стороны можно нанизать несколько металлических бусинок: их количество зависит от диаметра камня;
  • плотно обернуть свободные концы вокруг основы кольца (бусины окажутся сверху вокруг камня): сначала придать форму пальцами, а затем использовать и плоскогубцы — загнуть и прижать;
  • то же самое проделать с оставшимися кончиками с другой стороны нашего кольца: надеваем бусины (они обрамляют наш камень снизу), скручиваем и загибаем;
  • кольцо получается очень современного дизайна, легкой конструкции.

Кстати, у этой «модели» можно легко изменить размер: либо чуть сдавив пальцами по бокам и, таким образом, уменьшив; либо — надеть на любую подходящую по диаметру «болванку» и немного увеличить.

А вот искусным «хозяйкам Медной горы» очень понравится заниматься ручной бижутерией, работая с медной проволокой: она позволяет свободно оплетать камень, создавая не только изысканные ажурные плетения, но и добиваться массы других эстетических эффектов... Технологически же все довольно просто.

Для кулона нам понадобятся: проволока медная (используется разной толщины, но в данном случае лучше 24 калибра — 0,51 мм), кусачки, плоско- и круглогубцы, скотч, плотная ткань, готовый раствор для патинирования (у некоторых для такого случая припасена в хозяйстве дешевая лечебная серная мазь), красивый камушек на ваш вкус.

  • обернуть проволокой камень по окружности, «измерив» его;
  • получив «петлю», оставьте примерно столько же длины — «запас» для будущей оплетки;
  • отрежьте от мотка 4-6 кусков проволоки той же длины;
  • разровнять и сложить их вместе (2 заранее мы отложили в сторону), зафиксировав по обоим концам скотчем;
  • взять 1 запасной кусок проволоки и свернуть ее кончик плоскогубцами в «крючок»;
  • найти середину проволочного «жгута» и вставить в крючок, зажать; а затем обвить ей (3-4 витка) остальные куски проволоки: обвить и зажать, лишнее «откусить» и кончик прижать;
  • получившийся центральный «узел» будет располагаться внизу камня: отступив по сторонам от середины, продолжить так же обхватывать, обвивать (3-4витка) и прижимать, «откусывая» лишнее, ее несколько раз;
  • получившуюся заготовку с 3-5 «перехватами» поместить вокруг камня и обжать. Нюанс: поскольку отшлифованные поделочные камни очень скользкие, чтобы облегчить себе задачу, просто обклейте его по кромке скотчем;
  • получившуюся петлю из жгута зафиксировать парой витков проволоки, аккуратно, но плотно зажимая плоскогубцами (оставшуюся часть проволоки не откусывать — она понадобится для фиксации);
  • заклееные ранее концы нашего жгута освобождаем от скотча: патинируем медь серной мазью (продается в аптеках) либо спецраствором, нанесенным на джинсовку;
  • спустя минут 10 смыть остатки патинирующего средства и высушить. Имейте в виду: после патинирования или чернения на готовом изделии неплохо использовать полировку (механическую либо с помощью крема-полироли), чтобы высветлить наиболее выпуклые части изделия, сделав его еще более «высокохудожественным»;
  • теперь 2 конца закручиваются в «ушко» круглогубцами, остатками проволоки обкручивается ее основание;
  • приступаем к оплетке: с камня снять скотч и протереть суконкой. Вставить его в большую петлю запатинированного жгута, отгибая произвольно по одной проволоке в по сторонам от основы жгута — либо пальцами, либо плоскогубцами: получаются «волны», чем они больше, тем крепче сидит камень в оплетке;
  • из каждой «волны» плоскогубцами можно дополнительно закрутить узор: получается декор в стиле «арт-нуво» (неважно, насколько ровно у вас будет получаться — интересный эффект в любом случае гарантирован);
  • круглогубцами загибается край одной из оставшихся в «хвосте» проволочек, затем их надо сворачивать плоскогубцами в спирали: если оставшиеся концы проволоки не длинные — ваши спиральки украсят только верх композиции; с более длинными можно неплохо «поиграть», распределяя произвольно по всему изделию;
  • Применяя полировку, высветлить выпуклые участки переплетений [4]. Более того, при желании можно усложнить и сделать более изысканным узор, «перехватывая» и обжимая получившиеся спирали и «загогулины», плотно фиксируя их по отношению к основному жгуту оплетки, — принцип вы уже освоили!

[1] О ювелирной традиции можно узнать многое, если посетить Музей народного искусства в Никосии — в нем есть зал, где выставлены экспонаты из Музея ювелирных изделий Никоса Иоанну.

[2] При сотрудничестве французского археолога Клода Шеффера с кипрским д-ром П. Дикеосом было установлено, что вокруг многолюдного древнего города, существовавшего в период 1340-1200 гг. до н.э., была возведена крепостная стена, построенная с помощью «циклопической» техники из массивных каменных глыб, внутри он состоял из жилищ, храмов и мастерских, где обработывалась медная руда и производили много бронзовых изделий.

[3] С меандром (как, впрочем, и со многими явлениями греческого наследия ) связан один интересный миф — о Пилеасе (Пелее) и Фетиде.

Однажды, в лунном свете царь Пилеас увидел танцующей нереиду, которой, по предсказанию, предстояло стать супругой смертного, чтобы ребенок, который у них родится, не был бы подобным Зевсу... Строптивая богиня, став предметом воздыханий царя, не спешила сдаваться и когда он обнял ее, начала принимать облики разных зверей и даже природных стихий. Царь устоял и не выпустил возлюбленную из объятий. Вскоре они поженились, впоследствии став родителями героя Ахилла.

С тех пор меандр стал олицетворять собой идею, что «невозможное возможно», а также вечность и постоянное движение Мироздания. Спираль — элемент этого и многих других орнаментов геометрического стиля, которые мы часто встречаем в Древнегреческом искусстве, — символ Бытия, по-гречески.

[4] Используя полироль (скажем, Maas Polishing Creme) помните, что здесь принцип тот же, что и с патинированием: нанести средство на металл при помощи сухой чистой ткани, протереть, смыть. Другим и более деликатным вариантом полировки являются полировальные подушечки (продаются в готовом виде): протираете ими украшение и промываете в воде.

 

До новых встреч!