Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Калавасос и его окрестности
Калавасос и его окрестности
Красота и самобытность кипрской глубинки
5223
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
24.05.2019

Думаю, что после того, как сегодня вместе с нами вы заочно побываете в этом месте, то непременно захотите приехать сюда и сами.
Деревушка — соседка нашей «знакомой» Псематизменос в прошлом нередко выживала и не однажды спасала своих людей и их дома от гибели и разграбления, благодаря уникальному географическому положению: будучи так хитро окруженной холмами, что даже в древности не всякий опытный пират — большая «головная боль» киприотов на протяжении столетий, — мог бы даже отыскать путь к ней.
А кусочек-то был лакомый: Калавасос — это ведь не только медные, но еще и золотоносные руды!

Здесь же долгое время еще на памяти местных старожилов обе общины — православная и мусульманская — проживали не то, что в мире, но даже одной семьей: помогая в трудные периоды и вместе отмечая даже религиозные праздники. Эхо тех взаимоотношений слышно и сегодня, когда приезжают потомки прежних сельчан, живущие ныне на так называемом Северном Кипре.

Открытость, умиротворение и любовь к своей истории и краю, которой охотно делятся с гостями, — таким мы увидели Калавасос, о красотах, истории и людях которого расскажем и вам.

деревня Калавасос, Кипр

Деревня Калавасос находится примерно в 40 километрах к юго-западу от Ларнаки, на западном берегу реки Василикос, на высоте примерно в 80 метров над уровнем моря.
Калавасос является действительно «идеальной» традиционной деревней, рекомендуемой для агротуристов (к ним мы еще вернемся) и вообще всех, стремящихся к наслаждению неспешным и безмятежным отдыхом на Кипре.

Да и само местоположение деревни: примерно на полпути между Ларнакой и Лимассолом, и вблизи от вожделенного летними отдыхающими Средиземного моря добавляет этому месту все больше бонусов, не так ли?

Здесь атмосфера умиротворения сразу и бескомпромиссно обволакивает вас, давая возможность вкусить прелести и нюансы традиционного образа жизни, типичного для многих поколений киприотов, а также насладиться впечатлениями и от «встречи» с более древними эпохами: например, посещая археологические остатки в Тенте и Хирокитии, и не только.

История края

Название селения: (по-гречески выглядит так: Καλαβασoς; а по-турецки — Kalavason), как считается официально, происходит от древнегреческого слова «васа» (vasa), которое означало примерно: «долина, поросшая лесом».

Люди в здешних краях селились с незапамятных времен, как и по всему прибрежью Кипра: их следы мы можем наблюдать в многочисленных археологических остатках.
Большое значение во все эпохи имело наличие реки Василикос, воды которой щедро орошали поля и сады. С ней же, с тем, как она обрела свое «современное имя», означающее «царственный», связана одна интересная история: это было связано с памятным прибытием к окрестным берегам корабля, с которого на землю Кипра сошли императрица Св. Елена и ее сын, император Константин (Св. Константин), возвращавшиеся из Палестины с обретенными святынями.

Интересно, что в средневековый период, когда, собственно, и появилось нынешнее поселение, Калавасос в исторических документах и на картах, составленных находившимися на острове иностранцами, имел почти то же самое название, что и сегодня: Calavaso или Calavato.

Тогда-то, да и в последующие эпохи поселение, находясь на месте богатых полезными ископаемыми, а особенно — медными рудами, начинает активно населяться, развиваться и привлекать к себе все больше внимания в плане промышленного развития: здесь начинают вести разработки и широкую добычу металлов.

-

Начиная с последней четверти XVI века в этих краях было смешанное население: греки- и турки-киприоты (вплоть до печальных событий 1967 года). Уже в 1973 году здесь проживали только греческое население (752 человека).

Также с давних пор в окрестностях Калавасоса проживали представители других народов, традиционно населяющие остров.
Постепенно, в последующие годы количество местных жителей продолжало уменьшаться (к началу 1980-х годов здесь было всего 655 человек), а вот несколько лет назад, согласно официальным источникам, в Калавасосе проживало не более 730 человек.

Здесь, в основном, выращиваются цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны), некоторые сорта других фруктовых деревьев, различные виды овощей, в том числе и корнеплоды (картофель, помидоры и кабачки); а также зерновые, бобовые и бахчевые культуры. В окрестностях имеются и виноградники.

Благодаря смешанному составу населения в прошлые эпохи, деревня имеет не только главный православный храм (посвящен Деве Марии), но и мечеть.
При этом деревня вовсе не «реликт дня вчерашнего». Сегодня она вполне себе неплохо живет и уверенно развивается в современных реалиях.

Современный Калавасос, как и его «соседка» Псематизменос, сегодня — развивающееся сообщество, имеющее различные возможности и достижения цивилизации на фоне и в сочетании с поддерживаемыми традициями. Деревня постоянно посещается как местными, так и иностранными гостями (преимущественно, немцы), которые восхищаются природной красотой общины и археологическими памятниками, что называется в непосредственной близи.

Многое, из того, что мы предварительно почерпнули из путеводителей, блогов туристов и, конечно же, с сайта Калавасоса, нам предстоит увидеть своими глазами.

-

Итак, мы въезжаем в деревню: вот дорогу уже обступили невысокие, но довольно крутые холмы, склоны которых поросли сосняком, из-за чего возникает иллюзия, что мы незаметно для себя каким-то образом ухитрились подняться высоко в горы.

Что и говорить, здешняя природа очень живописна: извилистое русло реки Василикос в окружении этих холмистых возвышенностей создает естественную тенистую и прохладную «аллею» вдоль реки.
Неудивительно, что сосны наравне с разными другими видами деревьев, и, конечно же, заросли тимьяна и другие виды богатого многотравия, — все это представители здешней флоры, характерной для деревни Калавасос.

Если говорить о фауне, то дикий мир живой природы здесь представлен, по преимуществу, популяциями зайцев и куропаток, привлекающих в сезон охоты немало желающих.

По обеим сторонам дороги мелькают белые домики и сразу можно заметить, как продуманно и с любовью местные жители относятся к природе и здешним ландшафтам: всюду имеются хоть и небольшие, но ухоженные парки-скверики [1], установлены скамейки для отдыха и наблюдения окрестностей, а также проложены современные велосипедные дорожки прямо по деревенским улочкам, террасами убегающими то вверх, то вниз.

Обратите внимание: здесь проложено несколько пешеходных маршрутов и туристических троп, даже на въезде имеются пешеходные переходы. Пожалуйста, будьте внимательны к появлению людей вблизи трассы и не забывайте снижать скорость, особенно на поворотах!

Довольно быстро, по дороге, плавно переходящей в главную улицу Архиепископа Макариу, мы прибыли в центр деревни, где свободно можно выбрать один из нескольких муниципальных паркингов под сенью раскидистых деревьев и снова с видами на окружающие красоты, фермерские хозяйства и зеленые сады: выращиваются кэроб, оливки, апельсины и т.д.

Калавасос — деревня сравнительно небольшая и в ее центре сфокусирована вся общественная, развлекательная и просто туристическая жизнь: по левую сторону главной улицы и напротив двух парковок высится и главный храм Панагия Титиотисса, у подножия которого имеются две таверны («Ретро» и «Платейя»). А если пройти дальше — до просторной деревенской площади — она же Платейя Павлу Неоклеус (названная так по имени известного сельчанина, который пропал без вести в ходе событий 1974 года, как гласит памятный знак), от которой разбегаются уже 4 улицы, — то вы непременно увидите и здешний Музей истории края и добывающей промышленности.

По другую сторону — мечеть, взмывающая из ярких и потому хорошо заметных даже на расстоянии зарослей бугенвилии, и еще крупный деревенский ресторан-таверна «George», вблизи которого за многочисленными столиками привычно отдыхают туристы. В это время дня там расположилась небольшая группа немцев-велосипедистов. После прохождения очередного маршрута они потягивали за разговором освежающие напитки, золотящиеся в лучах послеполуденного солнца, и оживленно беседовали.

Отсюда начинаются мощенные камнем улочки Калавасоса.

А наша первая встреча и знакомство с местностью и ее жителями состоялись, что называется, «не отходя от кассы», когда г-н Яковос Кирияку, завидев нашу паркующуюся машину и приняв нас за друзей своего внука, решил подойти и познакомиться. Вскоре сидя за столиком таверны «Ретро» [2], угощаясь прекрасным кофе по-кипрски и фраппе, мы разговорились и узнали много интересного об этих местах.

Калавасос, Кипр

Рассказывает г-н Кирияку:

До пенсии я был механиком-инженером и работал на АИК (Кипрская электрокомпания The Electricity Authority of Cyprus). А вообще за свою жизнь я принимал участие в нескольких военных действиях на острове: в юности — в борьбе ЭОКА за независимость Кипра, а позднее — в событиях 1968 и 1974 годов. Так что, можно сказать, многое повидал.

В деревне есть своя, «народная» теория о ее названии: старое слово «васа» означает к тому же «место» (еще говорят: «база»), а кала — хорошее, и в данном контексте — надежное, безопасное. Вот и выходит, что наш Калавасос оправдал свое старинное название: ведь не только в прошлом, за все время завоеваний Кипра, но и в период Второй Мировой войны нас было «днем с огнем» не найти среди здешних холмов!

Зато в последние годы у нас всегда очень часто останавливаются и проживают туристы: сейчас, кстати, видите, особенно много немцев!

В здании нашего музея находился деревенский клуб, где и сегодня иногда еще проводятся встречи общины и даже лекции. А раньше этот дом принадлежал семье турок-киприотов. Расскажу о нем подробнее, ведь это место для всех нас особое.

Вообще, население Калавасоса всегда было смешанным, и мы очень дружно жили, по-соседски. Даже религиозные праздники, — и те были общие: всегда приглашали односельчан другой веры отпраздновать вместе! Мы — христиане, приготовляя традиционные флаунес и другие кушанья на Пасху, угощали ими наших односельчан-мусульман. Они, в свою очередь, тоже — звали нас на обеды в дни своих праздников. Представляете?

Мы были тогда настоящими братьями.

Откуда это пошло? Точно не скажу, но вот, кстати, с этой традицией связана одна очень интересная история: обретения иконы Панагии, причем в том самом доме, где вы видите сегодня, устроен наш музей. Как говорят, здешний турок неожиданно нашел ее там. Проникнувшись уважением и благоговением к святыне, он вскоре даже выстроил на собственные средства храм Панагии, — тот, что вы видите.

Сегодня вы еще сможете побывать и у мечети Калавасоса: недавно ее пришлось закрыть, чтобы любопытные туристы в охоте за впечатлениями не могли в любой момент забираться на минарет... сами понимаете, верующим это не нравится. Ее двери открывают только в дни праздников, когда к нам приезжают паломники с «северных» территорий. Тогда ее можно осмотреть и изнутри, но обувь, согласно обычаям, конечно же, оставляют снаружи.

Сейчас в нашей деревне постоянно проживают 800 человек. Многие работают на электростанции в Василико, другие — в Лимассоле. А в наших краях? Нет, здесь работы почти и нет для молодых, разве что в турсекторе, то есть в сфере агротуризма.

Вот мы сейчас разговариваем и вы видите, что улицы полупустынны. Поглядите, что здесь будет вечером: все кафе и рестораны и все улицы и площадь наполнятся отдыхающими туристами! К тому же будет намного прохладнее.

Многие из нас сдают жилье: и, знаете, спрос есть всегда!

-

Попрощавшись с нашим щедрым и очень интересным собеседником, мы поднялись к храму Панагии: на площади, примыкающей к нему, находится и т.н. Духовный центр (Πνευματικό Κέντρο, подобные ему нередко встречаются при старинных церквях во многих деревнях).    

Храмы

Центральная церковь деревни, посвященная Панагии Тетиотиса (она же — Панагия Теотокос), построена, как полагается, в самом центре Калавасоса, как бы возвышаясь над деревней, ее садами и полями; в окружении традиционных домов, утопающих в зелени и окруженных цветниками. Ее название «Тетиотиса» произошло от прежнего, изначального названия реки Василикос — Тетис.

Она достаточно просторная (рассчитана на 300 прихожан), а ее строительство было завершено 22 ноября 1892 года. Камень, который использовался при ее строительстве, происходит из местной породы, добываемой в соседней деревне Тохни. Двор храма, скорее даже окружающая его площадь, большая, озелененная и вымощена плитами. Отсюда открываются виды на окрестные холмы, на нижний и верхний кварталы деревни. С восточной стороны церкви, у грановитой апсиды находится высокая белокаменная колокольня.

Калавасос, Кипр

Внутри этого храма вы увидите прекрасной работы деревянный резной иконостас. Святые иконы церкви также очень старые, но в очень хорошем состоянии, поскольку прошли реставрацию. Над основным, первым ярусом иконостаса находится еще один ярус миниатюрных икон с изображениями 12 апостолов и других святых. Над этой зоной находится третья, опять же с миниатюрами, а над третьей зоной можно увидеть распятие Христа. Иконостас имеет трое врат: центральные (царские), а также северные (правые) ворота и южные (левые) врата, — они же «дьяконские».

Храмовый праздник в честь Богородицы отмечается 25 марта. В этот день, по словам местных жителей, праздничные мероприятия проходят как на центральной площади деревни, так и в стенах церкви.

На площади устраивают ярмарку, на которой многие местные производители торгуют традиционными продуктами и другими товарами местного производства.

Калавасос, Кипр

В Калавасосе и его окрестностях есть несколько часовен и других храмов. Осмотр здешней храмовой архитектуры включает посещение: часовен Архангела Михаила, Айос Йоргос, Айос Никтариос, Зоодохос Пиги (или Животворящий Источник) и Панагия Лампофоруса. Не забудьте и про старинную мечеть.

Мечеть

Находится неподалеку от главной площади деревни, ее несложно увидеть, находясь на храмовой площади у Панагии. Это молельное сооружение старой постройки, датировано концом XIX века. Разумеется, в 1967 году она была полностью оставлена. Тогда часть местных жителей, исповедовавших ислам, вынужденно покинули деревню и перебрались в соседнюю Мари. А совсем недавно, как сообщается на сайте деревни, здание мечети было отреставрировано на средства турок-киприотов.

Мы поднимаемся к ней, чтобы рассмотреть поближе: от центральной площади Калавасоса надо выбрать улицу идущую прямо и немного влево — а это продолжение прежней улицы Архиепископа Макариоса III, а потом с нее — ориентир: роскошная и просто неистовая лилово-пурпурная бугенвилия — резко «нырнуть» в проулочек Архангела (одос Архангелу) и, следуя направлению, вернуться по нему чуть обратно и вверх, между домами и через живописный тенистый тоннель из растений.

Слева чуть выше найдете калитку во двор мечети и увидите высокий белоснежный минарет, украшенный белым резным камнем по карнизу.

Мечеть, Калавасос, Кипр

Выбирая собственный маршрут прогулок по деревне, обращайте внимание на ее архитектуру: преимущественно одно- или двухэтажные дома под черепичными крышами, с белеными стенами, обязательными аккуратными балкончиками и террасами, густо заставленными горшками с цветами либо опутанными лианами винограда и жасмина.

Среди них есть немало действительно старинных, и многие сегодня доступны для проживания, как например, «Дом Контояннис» (1850 года постройки).
Желающим однажды приехать и остановиться здесь сообщаем телефон: (+357) 24584131.

При этом обратите внимание, что стена одного из типичных домов, также вблизи от площади украшена граффити с автографом художника.

Местная архитектура и еще две неожиданные встречи...

Погуляв по «верхнему» ярусу деревенских улочек, внезапно исчезающих у надвигающихся с холмов садов и виноградников, и куда мы незаметно для себя успели забраться, поднимаясь по ступеням, ведущим от мечети, — вновь спускаемся по другой дорожке в основную часть Калавасоса и сразу же обнаруживаем местную арт-галерею (ул. Мавровунью, д.100), а это еще и резиденция известного на Кипре композитора (традиционная и лаико-музыка), музыканта (гитарист) и художника-прикладника, Михалиса Мозораса.

Радушный хозяин приглашает нас осмотреться в своем саду, наполненном самыми разными произведениями собственного творчества: скульптуры и мобили, керамика и разнообразные коллекции камней и минералов, кулоны и другие украшения, и предметы декора.

Он так же любезно проводил нас в дом.

Музыкант буквально с трепетом показал нам несколько старинных вещиц и музыкальных инструментов: одним из них является бузуки его отца.

Такая незапланированная и довольно неожиданная встреча с г-ном Мозорасом была тем приятней, что мы уже были заочно знакомы на Фейсбуке и благодаря его активной творческой деятельности, связанной с гастролями и выступлениями по многим городам и деревням острова в том числе. Некоторые из них широко освещались в местной прессе, видеоролики имеются на Ютубе, есть и в записях радиопередач.

Да, атмосфера старинного дома с арочными перекрытиями и большим, немного одичалым от долголетия фруктовым садом впечатляют сочетанием традиции и творческого полета: излюбленные материалы, с которыми работает ныне Михалис: природный камень, керамика и их сочетания с металлом, деревом и стеклом. Он рассказал, что прикладным искусством занимается уже лет 20, совмещая эти занятия с музыкой.

Его работы при некоторой доле абстрактности и стилизованности, характеризует романтизм, а главный лейтмотив: мать и дитя. Есть и навеянные мировой литературой («Маленький Принц») и историей, а главное, культурой Кипра образы: скульптурная стилизованная женская фигура, напоминающая знаменитую Кукумару (о традиционной керамике и ее формах можно прочитать здесь), символичные фигурки голубей и так далее.

Все те произведения, что вы увидите, однажды приехав сюда, можно приобрести у автора.

Контакты: страничка на Фейсбук, телефон (договориться о посещении лучше заранее): (+357) 99 333 085.

Арт-галерея Михалиса Мозораса, Калавасос, Кипр

А тем временем вечерело и даже смеркалось... и уже завершая нашу прогулку по деревне, мы имели удовольствие познакомиться и с мэром Калавасоса, господином Лефтерисом Фокой.

Мы пообщались на тему местных праздников. Как выяснилось, в Калавасосе проводятся различные мероприятия [3] и проводятся фесты, как, например, тот, что состоялся сравнительно недавно, 19 ноября 2018 года. Это был настоящий большой фестиваль оливы и производных из ее плодов (масло и косметика) и даже листьев (а это уже — ликёр!).

При этом в летние месяцы жителям и гостям деревни тоже скучать не приходилось, ведь при содействии и под эгидой Общественного Совета здесь, например, ежегодно устраивают музыкальные вечера (в середине августа), а также уже 3 года проводится культурный фестиваль «Тента».

Говоря о буднях Калавасоса, стоит упомянуть, что недавно здесь были реализованы проекты по модернизации и, вместе с тем, по реставрации и сохранению исторического облика Калавасоса. Был организован Музей, коллекции которого пополнились экспонатами, выданными во временное хранение из запасников Археологического музея; замощены камнем по традиционным технологиям площадь и деревенские улочки; усовершенствовано освещение стадиона; размещены повсюду таблички с номерами домов и названиями улиц, если где-то отсутствовали и т.д.

Среди планируемых к осуществлению здешней общественностью и властями: основание и развитие в здании старой турецкой школы культурного центра, проведение инновации в области орошения земель, относящихся к деревне и прочее.

Ежегодно весной, в течение нескольких лет в деревне при участии группы местных байкеров проводится мотопробег или так называемый «Путь Любви» (Ετήσια Διαδρομή Αγάπης или Annual Love Route).

Конечно же, не стоит забывать и о возможностях активного круглогодичного отдыха, что называется, по системе «агротуризм». Многие уже с ним знакомы, а тем, кто хотел бы узнать побольше, сообщаем следующее:

Агротуризм

Явление «агротуризм» дает возможность как киприотам, так и иностранным туристам проводить свой отпуск на лоне природы и в окружении аутентичной сельской обстановки и образа жизни местных жителей, что называется, овеянным временем: узнать побольше о культуре народа, о его обычаях и праздниках, о кухне и фольклоре в целом.

Программа этого, очень модного и успешно развивающегося вида туризма начала осуществляться Кипрской Организацией по туризму (КОТ) еще с 1992 года. Согласно ее концепции, участниками этой программы могут стать те жители сел и деревень, кто желает превратить не только собственные традиционные дома, но и целые улицы в туристические кварталы, где будут открыты традиционные рестораны или магазины сувениров и появятся культурные центры. Главным требованием является то, что все заявленные «объекты» должны иметь национальный исторический характер, чтобы быть успешно включенными в традиционную среду местного сообщества.

В этих целях, для реализации данной политики и развития агротуризма, КОТ привлекает к сотрудничеству и другие институты и организации, как например, Департаменты древностей, городского планирования и жилищного строительства, а также Министерства сельского хозяйства, природных ресурсов и окружающей среды; различные местные культурные объединения, архитекторов, туристические агентства и других.

Каждый желающий может при желании влиться, хоть и ненадолго в эту простую жизнь и попробовать свои силы, помогая на полях и в садах здешним фермерам и так далее.
При этом гостям предлагаются комфортные условия проживания и все блага цивилизации, которые не чужды сегодня и кипрским деревням. Итак, прогулки, общение с новыми друзьями, вкусная и полезная еда, освоение новых навыков и «путешествие» в прошлое, — вот, что вы можете найти, отправляясь в кипрские деревни.

Не забывайте, что близость к морю, горным маршрутам и возможность посетить знаменитые обители и античные достопримечательности еще больше обогатят ваш отдых на острове, и вам, несомненно, захочется сюда возвратиться и не раз.

А Калавасос является одним из наиболее известных и популярных пунктов в рамках агротуризма по-кипрски!

Так что давайте вернемся туда...

Как нам сообщил мэр, музей со всей коллекцией экспонатов, посвященных шахтам и археологическим древностям края, администрация Калавасоса в самое ближайшее время думает переводить в более подходящее здание (по соседству, как мы тогда узнали). А вот старый дом, где долгое время, как мы уже знаем, проводились встречи членов общины и различные собрания, видимо, собираются освобождать, и дальнейшая его судьба нам пока неизвестна.

Что и говорить, Калавасос привлекает в свои края и более современными нам аттракциями, уже становящимися популярными достопримечательностями.

Водохранилище «Калавасос»

К северу, северо-востоку от деревни и в окружении живописных холмов находится водохранилище. В то время, когда мы находились в Калавасосе, уровень воды водохранилища был очень невысок: сказывалось высокое потребление наряду со стоявшей по-летнему жарой, которая все никак не желала сдавать своих позиций и здесь.

Плотина Калавасос, возведенная на реке Василикос, значительно способствует орошению большей части обрабатываемых земель. Она была выстроена в 1983–1985 годах. Это довольно крупное сооружение: представьте, пятьдесят семь метров в высоту и два километра в длину. Его поверхность охватывает 875 тысяч квадратных метров. Эта плотина наряду с водохранилищем Дипотамос считаются основными источниками орошения окрестных долин.

Водохранилище «Калавасос», Кипр

Грунтовая дорога, проходящая вблизи от плотины, приведет вас к остаткам старой штольни...

Шахты и добыча меди

Наличие ржавчины и другие остатки, сопутствовавшие развитию горной промышленности, найденные в регионе Калавасос, являются доказательством примечательной горнодобывающей деятельности в древние времена, приписываемой финикийцам, а позже — и римлянам.

Шахты Калавасоса расположены в ареале 6 км к северо-западу от деревни. Зона проведения добычи руд вокруг деревни занимает территорию площадью в 18 км2. Ее центр расположен к северу от Калавасоса и имеет следующие координаты: 10 км от побережья Василико и около 13 км от остатков древнего Аматуса. Итак, добытые и подвергшиеся первичной обработке на местном заводе руды из шахт перевозились по железной дороге в соседнюю гавань Василико (откуда импортировались на судах).

Пять шахт-рудников по добыче медных руд были открыты на землях Калавасоса: Платьес, Петра, Маври Сикья, Лантария, Мавридья. Они являются собственностью горнодобывающей компании The Greek Mining Company (или GMC).

Объемы прежних разработок нам сегодня не известны, в отличие от современных данных.

С 1927 года район Калавасос начал привлекать внимание горнодобывающих корпораций, когда Пиритная горная компания (Pyrite Mining Company) проводила изыскания в этом районе. Исследования принесли данные о некоторых немедесодержащих колчеданных месторождениях; началась их добыча, однако они оказались бедными и для дальнейших разработок непригодными. В результате уже в 1932 году работы были приостановлены.

Чуть позднее, снова начались систематические исследования греческой горнодобывающей компанией в районе Калавасос, так регион превратился в крупный горнодобывающий центр в 1948 году. Причем, эта компания, как известно, после обретения Кипром независимости в 1960 году передала свои доли местной греко-кипрской общине.

Так что наш Калавасос в те годы был не просто шахтерским поселком, но и настоящим центром добывающей промышленности, ведь его рудники обеспечивали работой большое количество, как местных жителей, так и население других, близлежащих деревень; они привлекали многих квалифицированных специалистов горного дела и ученых, как с Кипра, так и из других стран. Добыча руд в этих краях стала важной статьей доходов государства, поставляя значительные средства и ресурсы в экономику Кипра.

Сегодня шахты остаются закрытыми, хотя совсем заброшенными их назвать трудно: Общественный совет Калавасоса запланировал проведение восстановительных работ входа в одну из шахт, чтобы посетители смогли в будущем увидеть этапы процесса добычи руды, — как это происходило в прошлом.

Если вам интересно, то всего из местных шахт за прошлые десятилетия было извлечено около 5,5 тонн руды, что подтверждается исследованиями проф. Л. Мусулоса.

Причем, как отмечается, ее состав повсеместно был почти одинаковым, хотя и варьировался по показателям: от 0,5 до 2% (медь) и 30-40% (сера). Годы, в которые там проводились работы: в основном, с 1953 по 1966 гг., а затем и в 1970-е годы. При этом самые ранние разработки в ХХ веке в окрестностях Калавасоса и Асгаты относятся к 1937 году (шахта Мавридья; она же оказалась и самой последней, закрытой по окончании работ — в 1978 год). Вслед за тем пришло время и остальных.

Что же касается экспорта руды шахтами Калавасоса, тот за тот же период он превысил 3 миллиона тонн, — согласно утверждениям того же ученого.

Однако не только рудами славился этот край, здесь до сих пор добывают и известняк, — а именно в районе цементного производства «Василико». Здесь вообще проводится основная добыча сырья для производства цемента на Кипре: известняковый карьер действует с первых лет основания цементной промышленности, в этом районе, расположенном к западу от Калавасоса.

Как добраться до деревни Калавасос и где остановиться

Так же просто, как и до соседнего Псематизменос.

Из Лимассола: по шоссе Лимассол – Никосия (А1), свернув по указателю влево на В1 (на Псематизменос) или на Е106 (на Калавасос) — всего в пути около получаса.

Из Никосии: по тому же принципу, только с обратной стороны шоссе — в пути не более 45 минут.

От Ларнаки: по хайвею А5, далее по указателям — всего: 30-35 минут в пути.

Автобусами (остановка на ул. Архиепископа Макариу III, место встречи: лавочка у кафе «Платейя» под большим деревом): 404 и 456.     
Как раз из Ларнаки до обеих деревень можно доехать на 456-м; если же вы уже остановились где-то поблизости, то между окрестными деревнями так же курсирует автобус №402.

Подробнее см. здесь: www.cyprusbybus.com.

Где остановиться

Так же, как и в соседнем Псиматизменосе здесь имеется развитый «частный сектор». Подробнее здесь.

В деревне также есть и свой отель: «The Library Hotel & Wellness Resort» (в среднем, 80-100 евро).
Адрес: Калавасос, ул. Анексартисас 3, (+357) 24817071, www.libraryhotelcyprus.com.

Инфраструктура

Вокруг центральной части с традиционными домами, сдающимися в аренду, находятся несколько муниципальных парковок, кафетерии и станция велопроката (по улицам 1 Апреля и той же Анексартисиас). Практически на любой улице есть свои мини-маркеты и продуктовые киоски, доступен Wi-Fi. Имеются отделение банка, аптека, магазины электроники и сувениров.

Традиционные, замощенные камнем улочки объединяются здесь прогулочными зонами и пешеходными тропами, создавая настоящую туристическую деревню.

Деревня имеет очень информативный сайт, вот он: www.kalavasos.org.

Завершая нашу поездку в Калавасос, мы решили по дороге домой в Никосию навестить еще одно интересное место, о котором вы, конечно же, уже не раз слышали.

Хирокития: музей под открытым небом

Найти его очень просто: выезжая из Калавасоса на хайвей в сторону Никосии, примерно через пару километров снова сворачиваете по указателю на «Хирокития, Тохни» и буквально сразу от поворота на современную деревню Хирокития съезжаете вправо на удобный и просторный паркинг, вымощенный желтыми блоками, сразу за придорожной таверной.

У вас есть выбор: либо сразу начать подниматься от сетчатых ворот к вершине и затем обойти вокруг высокого холма по грунтовой дороге (она же природная тропа), либо пройдя чуть дальше, к тенистым деревьям в конце парковки, начать знакомство с этим местом от сторожки на входе в экспозицию под открытым небом: восстановленное древнее поселение, в котором до сих пор раскрыты остатки и местоположения «только» 48 строений.

Около входа поместили табличку на 4-х языках с напоминанием для «диких» гидов, коих на Кипре можно найти великое множество: согласно статье 41 (1)/95 на сайте проведение экскурсий разрешено только специалистам, лицензированным Кипрской Организацией по туризму Республики Кипр.

Поскольку ни сколачивать группу под собственным предводительством, ни тем более примыкать к организованным туристам мы не собирались, нас это предупреждение не затронуло.

Хирокития, Калавасос, Кипр

Расскажем вам, что мы увидели в тот приезд, и что оставили себе про запас для следующего раза, ведь, честное слово, наш день и так оказался богат на впечатления, события и неожиданные открытия.

Зайдя на территорию древнего поселения, вы сразу же найдете пояснительную информацию и стенд с «картинкой» аэросъемки и с планом археологического сайта (на греческом и английском языках). Таким образом, после изучения представленной посетителям информации, становится ясно: неолитические поселения (VII век до н.э., как и в Тенте) представляли собой скопление (вероятно даже, «ансамбль») компактных по меркам нашего времени и круглых в плане построек (недавно восстановленных по традиционным технологиям, приближенным к оригинальным), однажды почему-то навсегда оставленных его поселенцами... на целых полторы тысячи лет.

Причем ушли не только они, но и весь остров оказался надолго оставленным людьми. Кстати, загадка их исчезновения остается неразгаданной до сих пор.

С началом проведения на холме научных изысканий, зоны масштабных раскопов оказались как бы «поделены» между несколькими экспедициями, работавшими здесь в разные десятилетия: так исследования на одном участке производились Департаментом древностей Кипра и под непосредственным руководством «отца» кипрской археологии, д-ра П. Дикеоса в период с 1936 по 1946 годы.

А другой участок «вела» Французская Археологическая миссия, под эгидой Министерства иностранных дел и при непосредственном руководстве директора А. Лё Брю с 1976 по 2009 год.

От этого места в окружении садов также поднимается наверх очень удобная и довольно пологая тропа (а это уже т.н. «археологическая» тропа), наслаждаясь прогулкой по которой, вы доберетесь вскоре до раскопов под навесом и других остатков древней жизнедеятельности.

Кстати, не исключено, что там же неподалеку, вверх по холму (его высота над уровнем моря начинается на отметке 100 м и вскоре уже достигает уровня в 216 м) вы увидите несколько реликтов здешней флоры (ту же довольно ядовитую, хотя и знаменитую с глубокой древности и по трактатам алхимиков мандрагору, — так что осторожнее!).

Хирокития, Калавасос, Кипр

Итак, если вы настроены решительно и не видите препятствий, то вот какие именно объекты вам встретятся на раскопах:

На природной тропе (если идете от «поселения» [4] — огороженной деревни, имевшей как каменные постройки, так и земляные конструкции, откуда начинается и археологическая часть), против часовой стрелки огибая холм: обойдя его, вблизи от реки Марони — вы выйдете на остатки поселения на северном склоне холма.

Однако более интересной может стать прогулка по маршруту археологической тропы: через первые участки раскопа и дальше, и выше... помимо остатков построек вы увидите и несколько фрагментов древних ограждений на западе, и затем — на севере поселения.

Дни и часы, когда сайт открыт для посещения: ежедневно, с 8:30 до 17:00.

Однако, этот край вообще богат на открытия. Кроме хирокитийского поселения, в окрестностях деревень Калавасос, Псематизменос и других, расположенных здесь, имеются и другие археологические объекты, о которых тоже стоит знать.

Как вы, вероятно, знаете, мы уже побывали однажды на неолитическом раскопе докерамического периода в местечке Тента (датируется примерно 7000 – 6000 годами до н.э.).

Еще «археологию» в этих краях можно встретить, если посетить сайты:

  • неолитический «Kalavasos A» в Коккинойе, — он относится ко второму керамическому периоду неолита (4500–3800 годы до н.э.);
  • поселения и остатки сооружений эпохи энеолита в Айи;
  • «Kalavasos B» в Памбулес (3500–2500 гг. до н.э.).

Два последних входят в т.н. The Kalavasos Prehistoric Project, недавние раскопки велись с 2002 года при участии британского University of East Anglia. При этом сайты были известны с 1940-х годов, когда там проводились изыскания доктором Дикеосом (подробнее читайте здесь).

Имеются в долине Василикос известные у археологов участки древних некрополей эпох ранней и средней бронзы, расположенные по соседству с Калавасосом и даже, фрагментарно, в окружении одного из жилых кварталов (датируются периодом 2500–1650 гг. до н.э.). Затем в археологические достопримечательности входят и позднебронзовые остатки поселения, и некрополь в Айос Димитриос.

Итак, на сегодня очередная наша вылазка «за город» окончена.
А вас, наших читателей, приглашаем, как всегда оставаться с нами!

Калавасос, Кипр

Завершая свой рассказ, нам бы хотелось выразить искреннюю признательность мэру Калавасоса, г-ну Лефтерису Фоке и другим жителям этой прекрасной деревни за их гостеприимство, предоставление редких архивных материалов и вообще, — за оказание всестороннего содействия в нашей работе.

Удачи и процветания вам, друзья!

 

До новых встреч и открытий!


[1] А в зеленой парковой зоне над водным потоком высится очень редкая на Кипре достопримечательность — железнодорожный мост (и, вероятно, единственно сохранившийся со времен существования железной дороги и промышленной добычи в крае). Там вы увидите небольшой поездной состав: мини-локомотив с несколькими, присоединенными к нему вагонетками, в которых перевозили руду из шахт. Этот состав — символ Калавасоса наряду с пифосом, украшенным изображением Кракена минойской эпохи на его эмблеме.
Впечатляющий объект для фото- и видеосъемок, особенно в тот сезон, когда реки острова наполняются водой!

[2] Таверны и кафе Калавасоса отмечены и рекомендуются к посещению ресурсом Трипэдвайзор.
Отличное качество продегустированных нами напитков подтверждаем; блюда, надо думать, никак им не уступают. Цены вполне приемлемы и не выше, чем в других туристических местах.

[3] О том, как вообще на Кипре греки-киприоты отмечают государственные праздники, читайте здесь и здесь.

[4] Это современная реконструкция деревни с воссозданными специалистами элементами повседневной жизни в домах и селении древних людей, занимавшихся земледелием и скотоводством.