Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Икос
Икос
Путешествия и истории долины Марафаса
296
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
07.10.2021

Итак, наш выбор вновь пал на эти северо-западные территории Троодосского хребта после одной увлекательной поездки в Калопанайотис.
И не зря: такого средоточия запоминающихся видов, перепадов высот, многочисленных склонов, покрытых густым сосняком, лиственными рощицами и фруктовыми садами, — причем в таком изобилии, какого вы не встретите в каком-либо другом месте.

А еще Марафаса — просто настоящий рай для впечатлительных натур, ищущих вдохновения, тем для творчества или желающих узнать побольше о народных ремеслах и об их хранителях.

Здесь, как нам показалось, как нигде на Кипре, живы культурное наследие народа и его традиции.

Мы расскажем о нескольких деревнях этого региона, расположенных по соседству, и имеющих интересные факты и истории о своих людях, прославившихся не только многочисленными талантами, но еще и сильным характером, свойственным настоящим горцам.

Приглашаем вас с нами...

История первая: Икос. В объятиях могучего Троодоса

Необычный, даже по кипрским меркам, Икос — это красивая маленькая деревня в районе Никосии, построенная в долине Марафаса на высоте 650 метров.

Считается, что деревня была основана во время правления на острове турок-османов, а именно, в результате подавления мятежа, возглавленного Викторосом Зембетосом (1571-1625 гг.).

В1617 году османами были разрушены прежние, старинные поселения в округе — например, тот же Труллино — и большое количество их жителей было убито. Вероятно, оставшиеся в живых бежали и поселились, основав нынешний Икос.

Что касается названия Oikos, есть две версии, объясняющие, почему деревне было дано это имя.

Согласно одной из них, два брата, Никос и Панайотис были первыми, кто пришел в этот край. Место, где Панайотис («хороший брат» либо тот, кто пришел на «хорошие» земли) построил свой дом, называлось Калопанайотис, (от «кало» — хорошее); а участок, где обосновался второй, Никос было названо Икос («икос» в переводе с греческого означает домостроение).

Совет Сообщества деревни поддерживает именно эту версию, ответственно заявляя, что братьев-то на самом деле было трое, Никос, Панайотис и Петрос, и что именно они первыми заселили этот район Марафасы и Солеа: Калопанайотис, Какопетрия и Икос, — тому немые, но реально существующие «свидетели».

А вот вторая версия — она менее запутанная и поэтическая, а потому, на наш непредвзятый и, все же, субъективный взгляд, более правдоподобная, гласит, что кто-то из жителей Калопанайотиса или другого селения из более отдаленной области однажды построил первый дом (oikos) на территории будущей деревни. Его примеру последовали и другие селяне. Только и всего...

Личное знакомство

Для получения наиболее ярких впечатлений туда стоит поехать ярким солнечным днем, практически в любое время года. И все-таки, желательно в теплые месяцы (позднее подскажем, почему именно так) по дороге, ведущей на Калопанайотис (Е 911).

Этот край щедр на зелень, чистый воздух и прохладу. А в самом начале зимы: еще до того, как Троодос плотно укроется снежным одеялом, и его дороги на некоторых участках не станут труднопроходимы из-за ледяного наста, — так вот, когда горный Кипр буквально расцветает напоследок всевозможными красками осенней листвы (от бледно-желтых до глубоких винных оттенков), побывать здесь стоит непременно!

Проезжая все это великолепие, просто горящее ярким огнем в пока еще согревающих вас лучах солнца, приготовьтесь к новым открытиям. Так, очень скоро, на противоположном от дороги склоне горы вы обнаружите тот самый Икос, строения которого буквально взлетают, как «по спирали», по крутым отрогам. Старинное селение сегодня воспринимается, скорее, как «гнездо орла», чем обычная троодосская деревушка.

Совет: прибывая туда, будьте особенно внимательны на трассе! Эта часть горного серпантина достаточно узка и на нее нередко происходят осыпания каменистого грунта (мы там побывали, когда начинались ремонтные работы, так что есть надежда, что вскоре будет более удобное дорожное сообщение с остальным миром... острова).

Дома и люди

Кварталы сообщества возведены на крутом склоне к востоку от долины реки Сетрахос, несущей свои воды к расположенному вблизи водохранилищу. Даже просто прогуливаясь по Икосу, можно увидеть несколько потоков, устремляющихся с горных склонов, и конечно захватывающие дух и будоражащие воображение виды.

Среди местных построек, иллюстрирующих здешние традиции застройки и архитектурные тенденции прошлого, многое привлекает внимание: здание старой начальной школы, здешние храмы (особенно Айос Николаос) и, конечно же, дома местных жителей.

Жилые дома, как и «полагается», смиксованы между собой не только из-за встроенности новых, комфортабельных коттеджей в линию традиционной застройки.

Здесь вам откроется еще один, излюбленный «градообразующий» прием жителей горных селений, а именно: возведение очередного дома как бы новым ярусом «поверх» другого. Причем, нередко в совершенно других стиле, цвете и даже с использованием иных строительных материалов.

Увидите — поймете.

Деревня, по сути, не имеет ярко выраженной центральной части, ее кварталы, как я уже сказала, стремительно «разлетаются» вверх и вниз.

Однако мы все-таки нашли «старую» деревню с административным центром, обозначенным компактным зданием здешнего деревенского Совета (вблизи него, под доской объявлений стоял глубоко немолодой Mitsubishi, а ставни окна наверху были распахнуты навстречу солнцу и горам, — значит, глава Икоса в эти часы был погружен в стенах кабинета в насущные дела общины), «Туристской площадью» — небольшой уютной улочкой по краю утеса, в конце которой мощно высится храм Св. Варвары.

На сегодняшний день здесь, по последним данным, проживают 200 человек, в то время как из 126 домовладений 59 остаются необитаемыми или используются владельцами только в качестве загородных домов, где семьи проводят выходные дни, каникулы или отпуск.

Известно, что долгое время деревня не имела собственной школы и ребятишек возили осваивать азы наук в соседний Калопанайотис. Позже, в 1926-27 годах начальное образовательное учреждение в Икосе все-таки появилось: школа была расположена рядом с церковью Айя Варвара, на том «нижнем» ярусе Икоса, там, откуда ныне активно развивается агротуризм.

Старожилы упоминают тот факт, число учеников вплоть до начала 1940-х годов составляло иногда до 40 человек на один учебный год. Однако, численность их, вероятно, с годами падала, и вот с 1974 по 2002 годы начальная школа Икоса была закрыта, а ученики из этой деревни посещали районную школу долины Марафаса в Калопанайотисе.

Кстати, рассказывая об этой деревушке, стоит упомянуть об известной исследовательнице краеведе Икоса и местной уроженке Ирини Хараламбус.

Благодаря ее исследованиям сохраняются не только информация в красочных деталях о прежних годах Икоса, но есть возможность понять местный уклад и достойно его оценить. Многое из того, о чем мы можем сегодня узнать, стало доступно именно благодаря ее изысканиям, ведь другие исследователи отмечают скудость имеющегося исторического материала.

Итак, еще в недавнем прошлом многие жители села были фермерами: возделывали земли, культивировали фруктовые сады, ореховые и оливковые рощи, виноградники или разводили домашний скот. А потому Икос, как и соседние деревни, занимался изготовлением вина, зивании и различных сладостей из винограда (см. кьофтерка, суджуко, «виноградный мед» и прочее). В этих краях можно встретить и финиковые пальмы (пирог с финиками — одно из любимейших традиционных зимних блюд селян).

Интересен тот факт, что вплоть до начала британского правления жители Икоса были по преимуществу скотоводами, чьи многочисленные стада привольно паслись по окрестным землям.

А вот новые правители довольно быстро наложили запрет на широкое разведение скота, которое могло бы основательно и уже в ближайшие годы нанести урон флоре острова.

Так что селяне вскоре вынужденно сократили поголовье своих стад до «прожиточного минимума», с которым каждая семья киприотов, проживавшая в сельской местности, а значит и на значительном удалении от всех радостей и сравнительного изобилия городской жизни, могла бы прокормить себя и заодно обеспечить другими товарами и продуктами сельского хозяйства. Причем, не только от продаж на рынках и ярмарках страны, но и в результате натурального обмена, чрезвычайно распространенного в прошлом в сельской местности.

Пятерку «фаворитов» тогда составили:

  • ослики и мулы, ведь в домашнем хозяйстве не обходились без гужевого, вьючного и верхового транспорта, а также тягловой силы;
  • свиньи и овцы: как основа мясного рациона киприотов в деревнях и не только;
  • козы: они давали молоко, — их обычно держали сразу несколько.

Более того, каждая отдельная домашняя порода коз давала молоко, которое шло на изготовление конкретного сорта сыра: «халлуми» или «анари», — разновидности мягкого и твердого (соленого либо нет) сортов белого сыра.

Помимо сельского хозяйства и животноводства селяне из Икоса работали и в шахтах.

Кстати, здесь тоже не обошлось без сюрпризов: в большинстве шахт и рудников Кипра, как и во многих странах мира, трудились мужчины-шахтеры (их было немало среди рабочих на рудниках Chromio, Mavrovouni and Foukasa на территории той же знаменитой Скуриотисса).

А вот в шахтах Амиантос женщины-шахтерки из Икоса были совсем не в диковинку.

Поистине, Икос — земля сильных людей!

Ну, шахты шахтами, а как же дом, быт и уют, спросите?

Народные рукоделия и ремесла

И здесь Икос — один из первых: по количеству развитых ремесел. Расскажем о паре, наиболее известных.

Женщины Икоса испокон веков выращивали тутового червя, добывали шелк из коконов и ткали шелковые ткани (как вы помните, тутовый шелкопряд разводили нередко в домах — см. Китрея). Ткань, либо сшитую из нее селянками традиционную одежду везли на продажу либо обменивали на другой товар или, например, шелком могли расплатиться за пару крепкой обуви, сшитой местным сапожником.

Так что вот вам и второе, распространенное в Икосе, как и в нескольких близлежащих деревнях ремесло: среди здешнего мужского населения встречались очень хорошие сапожники!

В наше время некоторые семьи Икоса продолжают трудиться в сельском хозяйстве, выращивая в основном плодоносящие деревья (персик, нектарин, вишня, яблоня и финиковые пальмы).

А вот большинство нынешнего населения занято в сфере строительства, торговли и транспорта, и строят свою карьеру вдали от родных пенатов.

Край героев

Икос за долгие годы снискал себе репутацию родины мужественных людей и пламенных патриотов. Известен вклад многих членов местного сообщества в борьбу с различными врагами-чужестранцами, которые в разные эпохи, время от времени появлялись на Кипре, чтобы вновь завоевать его, покорить свободолюбивых жителей, и, устанавливая собственные порядки, так или иначе, притеснять местное население.

О некоторых из них дошли и весомые материальные свидетельства. Так, например, поскольку здесь было активным партизанское движение, то в годы борьбы за независимость в окрестностях Икоса возникли два укрытия, которые защищали бойцов ЭOKA во время освободительных операций 1955-59 годов. Более того: фактически, многие жители деревни не только помогали бойцам, но и сами являлись активными членами ЭOKA, подвергая опасности свои жизни во имя освобождения Родины.

Годы спустя многие жители Икоса воевали против начавшейся турецкой оккупации в 1974 году. Это была еще одна драматическая страница в летописи гордой деревушки: некоторые из них были либо взяты в плен и подвергнуты жестоким пыткам, либо пропали без вести и их следы не обнаружены до сих пор...

В памяти народной вписано имя Хараламбоса Каспариса, героя Икоса, который числился пропавшим без вести с лета 1974 г. до 2007 года. Позднее его останки были обнаружены экспедицией поисковиков в Джаос, деревне современных турок-киприотов.

В 2007 году была произведена эксгумация останков нескольких человек из обнаруженного группового захоронения, а антропологическое и ДНК-тестирование помогло установить личности погибших.

17 апреля 2011 года останки героя после отпевания и при скоплении большого количества людей в Св. Варваре были с почетом погребены на его родине.

Жизнь этого человека — одного из многих народных героев острова, кого постигла печальная участь, — заслуживает того, чтобы хотя бы немного рассказать о нем (более подробная информация содержится на деревенском сайте, мы его дадим ниже).

Итак, Хараламбос Каспарис родился в Икосе 17 февраля 1954 года. Он жил там с родителями до самого начала турецкой оккупации северных территорий. После зачисления в национальную гвардию Хараламбос вскоре оказался в 251-м пехотном батальоне, который базировался в Кирении.

С началом вторжения военнослужащие батальона получили приказ перебраться в район Пенте-Мили, чтобы препятствовать дальнейшему проникновению на остров турецких захватчиков, которые при содействии турецкой авиации и флота уже выгрузились на побережье.

Солдаты, среди которых был Каспарис, приняли участие в нескольких жестоких сражениях, которые велись там в течение первых дней турецкого вторжения.

Когда же, 14 августа 1974 года началась вторая фаза вторжения, Каспарис с батальоном оказались окружены турками, превосходство вооружения которых и решило исход перестрелки. Однако, как документально известно, во время отступления Каспарису вместе с несколькими другими удалось вначале скрыться от преследования, и они оказались в доме на окраине деревушки Нео Хорьо Китреас.

В дальнейшем вся эта территория была оккупирована турецкими войсками. И с тех пор следы солдат того батальона были потеряны, а их судьбы долгие годы оставались неизвестны...

Сегодня в общественном парке находится памятник (мемориальная доска, которую собираются со временем заменить бронзовым бюстом) посвященный герою Х. Каспарису.

В самой деревне и поблизости есть несколько православных храмов и часовен.

Жизнь духовная

Икос является небольшой деревней не только из-за ее скромных размеров, но и небольшой численности населения. Несмотря на это, его можно считать довольно религиозным, ведь, наблюдается значительная концентрация культовых строений, имеющих значение не только для воцерковленного населения, но и для ценителей культуры и любителей старины.

Наибольшую историческую и культурную ценность, как сообщается на сайте сообщества, представляет именно эта церковь.

Айос Николаос — она же погостная часовня

Она расположена к северу от общины. Время ее возведения датируется XII или XIII веками.

Все здание выстроено из камня (не только стены и пол, но также свод), а внутри часовня-храм была полностью украшена росписями.

Сегодня на ее стенах остались только их общие очертания, так как турки сожгли церковь во время турецкой оккупации. Поскольку крыша уже тогда была покрыта черепицей, то сегодня посетители смогут рассмотреть ее каменную конструкцию.

Над самым входом в церковь обратите внимание на изображение фигуры, которая, по мнению ряда исследователей, является фигурой Панагии Врефократуса (букв.: «Богоматерь, держащая Младенца»).

Даже еще не въезжая в Икос, издалека путешественник различит и восхитится возвышающимся среди домов на горном склоне высоким каменным и немного мрачноватым зданием этой церкви.

Св. Варвара — главный храм деревни

В прошлые эпохи на ее месте, согласно сообщениям краеведов, находилась небольшая часовенка. Однако в 1906 году старая часовня была перестроена в больший храм с применением местного речного камня. Нынешняя Айя Варвара — это величественная однонефная базилика с кровлей, покрытой плоскими керамическими плитками.

Внутри храма имеются несколько икон, выполненных в традиционном византийском стиле, — они представляют большую культурную ценность. При этом на стенах Айя Варвары совершенно нет фресок.

Наиболее значительным из них является изображение Панагии Агниотиссы, которое позднее, видимо, не было перенесено в часовню, выстроенную специально в целях ее сохранности (соименную образу, о ней мы расскажем чуть подробнее).

Кроме того, околохрамовые территории вокруг Айа Варвары были когда-то ее местным некрополем до тех пор, пока рядом с часовней Агиос Николаос не было создано нынешнее сельское кладбище.

Часовня Иоанна Предтечи

Это каменное здание под деревянной двускатной высокой крышей (тис-стегис) находится на территории общины. Оно было построено сравнительно недавно (в 1990 году) в месте, где, как считается, в прошлом находилась старинная церковь, также посвященная Предтече.

Панагия-тис-Агнис — самая новая часовня в Икосе. Ее построили в 2000 году к северо-востоку от деревни.

В этом месте, которое называется «местностью Агни», когда-то находилась христианская постройка. А как показали результаты исследований остатков обнаруженного археологами фундамента, это была часовня (ее основание датировали XIII веком). Однако до сих пор историкам не известно, когда и по какой причине это культовое сооружение было разрушено. Кроме того, возле часовни раскрыли остатки древних каменных жилых и надворных построек.

Что касается иконы Панагия Агниотисса, то упоминаются сведения, дошедшие от старожилов о том, что 150 лет назад некий житель деревни, который возделывал свой земельный участок под виноградник, неожиданно обнаружил тайник с этой иконой.

С тех пор обретенная икона хранится в главной церкви села. Более того, по прошествии времени она даже стала считаться чудотворной «Панагия тис Агнис», так что каждый вторник на Пасху в церкви проводится месса, привлекающая не только христиан уроженцев Икоса, но и других верующих из окрестных селений.

Кроме церковной архитектуры, природные источники также получили название в честь известного христианского святого.

Это водяные ключи «святой воды», что вблизи от Айос Лазарос: они оба были обнаружены недалеко от деревни, рядом друг с другом.

Однако если в прошлые годы они снабжали всю деревню питьевой водой, то в наше время их ресурсы не всегда могут покрывать возросшие потребности населения так, как раньше.

В том же месте находятся руины бывшей церкви Айос Лазарос (отсюда и название обоих водяных ключей).

День завтрашний: Молодежный центр

Интересный факт: несмотря на то, что с годами условия проживания, как в городах, так и в селах Кипра, в целом становятся более комфортными и отвечающими современным требованиям, с ростом потребностей нынешнего населения жизнь в горных деревнях расценивается ими как более сложная. Люди сравнивают ее с неприхотливыми запросами прежних поколений и привычной им простотой быта в прошлом.

Например, вне городов непросто найти работу выпускникам вузов. Кроме того, дороговизна возведения железобетонных конструкций новых современных жилых домов в условиях горного рельефа дает о себе знать, когда, например, молодая семья принимает решение: остаться ли в родном селе и выстроить собственный дом, либо уехать в город и некоторое время снимать экономичное жилье там.

И все же, как мы недавно выяснили, несмотря на распространенную в недавнем прошлом тенденцию, когда молодежь активно и массово покидала деревни острова, переселяясь в города, а то и другие страны, в Икосе местное население в своем большинстве достаточно молодое.

В помощь местной молодежи, пока еще выбирающей свой путь в жизни, либо тем, кто по завершении обучения решил остаться и найти себе призвание в родном краю, а также для объединения молодых сил и создания специального места общения и проведения различных мероприятий 19 февраля 2011 года был открыт Центр.

Совет общины Икоса и Комитет окружных молодежных центров Морфу внесли свой вклад в его создание.

Сегодня Центр насчитывает около 30 членов, которые поставили перед собой целью помочь молодежи сообщества развиваться и находить применение своим талантам, как в социальной, так и культурной и экономической жизни деревни и всего края.

Центр собирается создавать клубы: спортивные (футбольный, волейбольный и баскетбольный), культурные (танцевальный, фольклорный, кино- и просветительно-экологический), также и сельскохозяйственный.

С начала основания и по сей день Центром уже проводятся и организуются разные мероприятия, как то: ежегодные карнавальные и фольклорные танцы и театрализованные представления, массовые экологические акции, кампании за чистоту и др.

Кроме того, Центр сотрудничает с Культурной ассоциацией Икос, Ассоциацией экспатриантов Икоса и Общественным советом.

Роскошь природы Марафасы и агротуризм

Как вы поняли, природа тех мест, где расположен Икос, невероятно богата: здесь можно встретить большое разнообразие растений, самые красивые цветы Троодоса, а воздух наполняют сильные ароматы...

Так как географически, напомним, это поселение построено на высоком склоне к востоку от долины р. Сетрахос, то деревню, особенно в жаркие месяцы, окутывают потоки прохладного северо-западного бриза, несущего в себе свежесть и аромат близлежащих сосновых лесов. Кроме того, воздух наполнен непрекращаемым гулом водных потоков, протекающих здесь круглый год.

Ныне на главной площади, где находится Айя Варвара, а другая часть выходит на большой живописный каньон, находится небольшой гостевой традиционный двухэтажный дом с верандой и великолепными видами на горы.

Резервирование доступно по телефону: (+357) 97608464.

Отсюда идут несколько будущих туристских троп, а ныне сравнительно проходимых только летом (помните, о чем мы говорили вначале?) пеших направлений в сторону различных местных аттракций и достопримечательных памятников старины.

В деревне имеются указатели, и вы сможете выбрать желаемый пункт назначения: водяная мельница Хаджихампу, Венецианский мост и ряд других.

Даже в пределах сообщества можно встретить несколько образцов флоры — эндемиков; тех растений, что росли вдоль русла реки Сетрахос с древних лет.

Кстати, благодаря своему «высокому» местоположению и удаленности от шумных центров острова Икос и сегодня предоставляет приют для нескольких видов птиц, как эндемичных, так и перелетных.

И не только. В частности, местная фауна Икоса и более обширного региона Марафаса состоит из нескольких видов рептилий и земноводных (включая водных черепах, змей и хамелеонов), разных видов членистоногих и речной рыбы, насекомых (пчелы, бабочки, шелкопряды), птиц, в том числе как хищных (орлы, ястребы), так и промысловых (куропатки, дикие голуби, утки), а также млекопитающих (зайцы и лисы).

Наконец, следует отметить, что гости деревни имеют возможность познакомиться с его великолепной природой, пройдя по одной из природных троп.

Тропа Икос — Калопанайотис (и наоборот)

Одна из многих троп на Троодосе. Она представляет собой линейный маршрут, в отличие от круговых, которых очень много здесь, в горах. Осваивать ее придется, проходя вдоль тенистого русла горного потока, мимо земляных наделов местных жителей, с их многочисленными виноградниками и фруктовыми деревьями.

Вскоре тропа приведет вас к водяной мельнице Киккос на берегу того же Сетрахоса, — она была здесь когда-то выстроена для полива садов и огородов селян. В продолжении — а тропа идет вдоль русла постоянно — вы прибудете к минеральным (серным) источникам Калопанайотиса и церкви Св. Иоанна (внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Выйдя к окрестностям Калопанайотиса, вы окажетесь у знаменитого монастырского ансамбля Иоанна Лампадистиса напротив деревни, у моста через ущелье.

Друзья мои, если до этого момента вам не приходилось бывать здесь, обязательно воспользуйтесь возможностью обогатить свои впечатления и разнообразить и без того увлекательную поездку в Икос.

Ваша прогулка займет около полутора часов. Протяженность: 4 км.

Как можно прочитать в различных путеводителях, эта тропа, хотя и является несложной, но подходит не всем (примите к сведению: ей присвоена 2-я категория сложности из-за нескольких резких перепадов высоты, и необходимости идти по каменистой узкой балке).

Что ж, если для вас Калопанайотис — слишком «долгое путешествие», то вы сможете прогуляться по одной из самых «древних» троп, к мосту Айа Варвара (он же один из знаменитых венецианских мостов [1] горного Кипра), вблизи от главной трассы, ведущей сюда из Никосии.

И если к мосту ваш путь, пролегающий сначала по земляным ступеням и затем, по узкой тропке, будет достаточно крут и обрывист (если движетесь от храма Св. Варвары); то в сторону к водяной мельнице вас ожидает достаточно пологий, хотя и каменистый тракт, — он начинается по другую сторону Туристской площади, следите за указателями.

В любом случае, какую бы прогулку на лоне природы вы ни выбрали, старайтесь отправляться в путь в сухую погоду, имейте удобную закрытую обувь, свободные руки и бутылку воды.

-

Источники:

  1. Йоргос Карузис, «Strolling around Cyprus». Изд.: Nicosia, City and District, Nicosia 2001;
  2. Great Cyprus Encyclopaedia (Т.10). Изд.: Philokypros Publications, Nicosia 1989, (Сс.330-331).

Сайт Икоса: www.oikos.com.cy

-

Когда же выехав из Икоса, вы возьмете курс на соседнюю с ней Мутуллас, то продолжая двигаться теперь уже через Калопанайотис, вы откроете для себя совершенно потрясающие виды и окунетесь в новые впечатления.

Именно оттуда открывается незабываемый вид на лесной каньон.

Кстати, на наш взгляд, и сам Калопанайотис в этой, уже нетуристской части наиболее очарователен своей естественностью, но это уже будет другая история...

Где остановиться отдохнуть и перекусить:

Кроме Гостевого дома в самом Икосе (контакты вы уже имеете), можно выбрать пристанище в одном из соседних сел Педуласе или Калопанайотисе. Вот несколько доступных вариантов.

Пообедать всегда можно в Калопанайотисе:

  • To Palio Sinema (+357) 99130275,
  • Theoxenia (+357) 22952000),
  • Byzantino Restaurant (+357) 22952444,
  • Kafe Oinos (+357) 99789331.

А также в Педуласе:

  • Mountain Rose (+357) 22952727 и других заведениях.

Если вы любитель рыбных блюд и еды на открытом воздухе, то вам стоило бы посетить форелевый ресторан ΚέντροΦράκτης, что у дамбы Калопанайотиса (вблизи от Икоса). Контакты: (+357) 22952582.

Как добраться:

От Никосии: сначала по хайвею В9, затем — по горной трассе Е911.
В пути: 1 час 20 минут.

От Лимассола: по В8 до Саиттаса, после — по В9 по Солеа и повернуть по указателю на Лину и Катидата.
Всего в пути: от 1 часа 15 минут.

 

До новых встреч!


[1] О других, подобных мостах, которые следует осмотреть во время ваших следующих вылазок по деревням Кипра, можно узнать здесь.