Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Стени: в холмах затерянный рай
Деревня Стени
в холмах затерянный рай
6045
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
29.12.2016

По пути из Пафоса в сторону Полиса вы, вероятно, будете проезжать эту деревушку. Село Стени находится в северо-западной части Кипра, в пяти километрах от залива Хрисохус и в 6 км от центра Полиса. Расположенное на высоте 200 метров над уровнем моря оно обладает великолепным климатом, идеальным круглый год.

Точно не известно, откуда идет название деревни (Στενή). Вместе с тем бытуют две версии, о которых рассказывают здешние старожилы. Первая версия гласит: название происходит от рельефа местности, которую в древности начали осваивать первые поселенцы. Это была узкая часть берега (Steno) вдоль речных отмелей (банок), которые жители переходили вброд.

Однако часть коренного населения придерживается иного мнения относительно происхождения имени своего села. Они утверждают, что первый житель села построил свой амбар неподалеку от места, куда сгонялся скот с пастбищ «стани» и, со временем прирастая новыми постройками, домами и населением, название трансформировалось в «Stenia», а затем и в «Steni».

Стени упоминается под иным названием в важном, в свое время, документе: указе британских властей от 17 ноября 1882 года и за №718, в котором говорится, что «деревни Поли, Хрисохус, Истеми (а это наша Стени), Продроми и Перистерона в провинции Пафоса с этого момента приобретают муниципальный совет...».

Так же отсутствует точная информация относительно возраста деревни, но наличие остатков старой мельницы у реки, пересекающей земли Стени, дает право некоторым краеведам авторитетно заявлять: данная постройка относится к XVI веку, так что деревня возникла примерно в то же время. Другие исследователи склонны считать, что возраст Стени куда более «серьезный», ведь поселение могло существовать уже во времена строительства в XII веке в его окрестностях монастыря Панагии Хрисолакурнас.

Как и все населенные пункты этого района, жители Стени издревле занимались сельским хозяйством: животноводством и земледелием. Благодаря своему удачному расположению деревня процветала.

Итак, старое название демонстрирует прежнее присутствие здесь османского владычества. Вплоть до 7 октября 1987 года (более 100 лет) Стени находилась в ведении муниципалитета Полиса.

Согласно архивным данным, в 1925 году в деревне уже действовала муниципальная школа, в которой к тому времени обучались 35 учеников (27 мальчиков и 8 девочек). Имя первого школьного учителя стало для местных жителей незабываемым: Лукас Аргиридис, из села Катидата, что в долине Солеа.

Вплоть до 1930 года население постоянно увеличивалось и на тот момент здесь насчитывалось около 300 человек. Позднее, в связи с двумя большими волнами иммиграции в Южную Африку в 1930-1950 гг. и в 1960-1975 годах, демографическое положение Стени несколько ухудшилось. В 1983 году из-за резкого уменьшения количества учеников школу закрыли. В наше время ребятишки проходят обучение в региональных школах Полис Хрисохус.

При возведении плотины «Evretos» жизнь селян, особенно фермеров, изменилась кардинально. С появлением дамбы у них появилась возможность выращивать разнообразные культуры, а не только традиционные злаковые. С тех пор основными видами сельхозпродукции являются цитрусовые, оливки и зерновые. А многие жители деревни, перестав работать на земле, «нашли себя» в туристической индустрии региона и других, в основном, технических профессиях.

Сегодня в Стени проживают около 120 жителей, но, усиливающаяся тенденция к приросту населения и репатриации в виду хорошей экономической ситуации в регионе; а так же и за счет появления иностранцев, — позволяют прогнозировать увеличение населения в течение следующих пяти лет в два раза.

Наше знакомство с деревней началось с краеведческого Музея (в этом же здании благодаря удачному архитектурному решению разместились так же мэрия и кабинет местного врача). Так мы поняли, что оказались на главной площади Стени. А центральным местом площади (она же, очевидно, сцена под открытым небом в дни праздников) является двухкапительная колонна — такой запоминающийся артефакт мы видели впервые.

Музей: внутри он больше, чем снаружи

Неожиданно просторный интерьер оказался на удивление очень правильно и удобно организованным в музейных целях: при действительно обширной коллекции заметно, что все ее предметы собирались, описывались, приводились в порядок и занимали свои места на полу, стенах, стеллажах и даже... на потолке, — с любовью к истории родного края. Здесь можно увидеть «всё» и не только из быта и обычаев селян, но также предметы, иллюстрирующие историю страны, ее традиции, и конечно природные и культурные богатства. Экспозиция охватывает преимущественно период с 1800 по 1945 годы.

Настолько познавательную экспозицию в провинциальном музее мы еще не встречали нигде на Кипре! Ремесла с их продукцией, а также различные сферы жизни селян представлены здесь: от кузни, кирпичного производства, плетения корзин до домашнего ткачества, кружев и вышивок... декоративных панно из коконов тутового шелкопряда и даже художественной росписи по стеклу.

Каждый экспонат имеет номер, а вот что это и как называется вы можете узнать, взяв на стойке у входа «напрокат» каталог.

Вход свободный. Пожертвования приветствуются.
Открыт: понедельник – воскресенье 10:00 – 16:00
Телефон: +357 26352143, +357 99625004
Email: info@steni.org.cy
Больше информации: www.steni.org.cy


Выходя из Музея и взяв было курс на стоящую выше на холме церковь мы неожиданно встретились с прибывшим на свой пост мэром, господином Илиасом Лампидисом. Познакомились и разговорились. Г-н Лампидис любезно предложил устроить нам небольшую ознакомительную поездку по Стени, а получилось настоящее приключение, полное впечатлений, маленьких открытий и, конечно, историй.

Церковь Св. Трифона (Айос Трифонас)

По пути наш новый знакомый рассказывает: «Вы наверняка заметили, как хороша наша деревня? Мы совсем недавно обновили ее облик, отреставрировав площадь и сельский храм Св. Трифона, на которые нам был выделен грант от Евросоюза».

Мэр открыл двери храма, и мы вошли в старинное здание. Внутри — старый резной иконостас. Тот же мастер, что делал росписи на стенах, писал иконы, установленные в иконостасе, а также храмовую икону (все они датируются 1915 годом).

Мы так же узнали, что церковь в Стени посвящена Святому Трифону Апамейскому или Никейскому (232 – 250 гг.), который, согласно церковной традиции, является покровителем земледелия и защитником животных. Церковь была построена в 1913 году на том месте, где когда-то находился первый деревенский храм Стени, который был разрушен в результате пожара из-за оставленных в нем горящих свечей.

Во время строительства нынешнего храма принимали участие все жители: либо работая вместе со строителями, либо подвозя на своих повозках камни и другие материалы.

Колокольня храма, которую признали одной из наиболее красивых в этом регионе, полностью возведена из тесаного камня самой твердой породы из местных каменоломен. Ее возводили уже позднее, в 1940 году. Это произведение известного мастера Константиноса Зоппоса и его сына Димоса из деревни Героскипу (Пафос).

Деньги на ее строительство были собраны и направлены в Стени бывшими односельчанами, к тому времени проживавшими уже в Южной Африке.

Храм поновлялся и восстанавливался в 1961 и 1988 годах. Ежегодно, 1 февраля отмечается день Агиос Трифонас, когда население Стени и приезжающие к ним жители других деревень собираются в церкви почтить память Святого. Приходским священником в настоящее время является отец Иосиф (Христодулу Водомматис).

Вокруг храма, на вершине холма обустроена площадка с зонами для отдыха на фоне широчайших панорамных видов. Полюбовавшись окрестностями мы готовы ехать далее.

Теперь гостеприимный мэр, захватив с собой увесистый старый ключ, везет нас к храму Айа Панагия, все выше в горы. Неожиданно вышло солнце и несколько мощных лучей ударили в долину и осветили море. Яркие краски сразу же заиграли и засверкала россыпью бриллиантов мокрая листва в рощах по склонам холмов.

Мэр: «Вам повезло, что приехали к нам именно сегодня. Очень давно здесь не было дождей и все деревья были покрыты пылью. А сейчас все просто ожило! Вообще, наш климат уникален и очень хорош. Здесь, как нигде более на Кипре произрастают вместе самые разные культуры. Например, наравне в пшеницей и оливками, у нас выращивают вишню и авокадо, манго, всевозможные цитрусовые, кэроб и бананы, арбузы и яблоки. А какие здесь виноградники! ... Помню, как до 1970-х каждый вторник и среду мы должны были работать на этих террасовых полях и в садах. Новая дорога (по которой мы только что приехали) была построена позднее. До этого люди просто поднимались вверх или спускались вниз по каменистым тропам. Да, у нас в прошлом были и верблюды для перевозки грузов, до 1945 года.»

Интересно: после такого рассказа я решила специально уточнить, как и когда появились верблюды на острове. Выяснилось: одногорбые дромадеры (или Camelus dromedarius) были завезены сюда еще при Александре Македонском и вплоть до сравнительно недавнего времени были не только транспортным средством, но и хорошими помощниками в сельском хозяйстве киприотов наравне с ослами и мулами. А сегодня да, их можно увидеть разве что в Парке верблюдов либо в небольших частных зоопарках (например, в Олеастро, что в Аногире).

Церковь Айя Панагия

И вот мы приехали к старинному храму, выстроенному из известняка. Департаментом древностей уже несколько лет здесь ведутся восстановительные и реставрационные работы, и совсем скоро они будут завершены. Внутри так же работы продолжаются и от этого здание кажется почти «новым». Однако присмотревшись, легко заметить, что на отдельных камнях на своде, да и по стенам сохранились небольшие фрагменты фресковой живописи: их реставраторы так и собирали, по словам мэра, как «пазлы» — сверяясь по старым фотографиям интерьеров и архивам.

Г-н Лампидис: «Тот храм, что вы видите (его еще называют Храм Золотой чаши — «Хрисолакурна»), относится к XV веку и стены его были покрыты многочисленными фресками. Однако, когда вскрыли его полы, выяснилось: под ним находится еще одна, совсем древняя церковь (вероятно, XII века). В 1953 году в результате землетрясения обвалился свод храма, погодные условия, да и впоследствии близость турецкого населения... все это стало факторами значительных разрушений. До сих пор бытует легенда о том, что в давние времена, когда храм был частью монастырского комплекса, при появлении французов в 1191 и с насаждением католицизма в городах, монахам этого, в ту эпоху очень богатого монастыря удалось спрятать немало сокровищ от разграбления... где-то неподалеку. Однако ни сокровищ, ни тайников до сих пор найдено не было».

Действительно, монастырь Богородицы (Панагии) Хрисолакурнас имеет долгую историю бытования и находится примерно в 3 км на север от Стени, в невероятно живописной местности с видами на залив Полис Хрисохус и на мыс Акамас.

Опять же, точная дата основания монастыря и его разрушения до сих пор неизвестны. Сохранилась частично историческая информация, в связи с деятельностью известной личности, архимандрита Киприаноса. На основе ее историки пришли к выводу, что монастырь был оставлен своими насельниками в начале XIX-го века. До 1974 года изо всех зданий обители, более 50 лет стоявшими пустыми, дошла лишь небольшая часть церкви. В 1974-1975 годах Департамент древностей провел восстановительные работы, в ходе которых ко всему прочему было выявлено: сохранившийся фрагмент храма, в свою очередь, демонстрирует остатки, относящиеся к различным периодам. Это свидетельствовало в пользу гипотезы о древнем возрасте монастыря и многих событий, свидетелей которым он являлся. Несмотря на то, что большинство из дошедших до нашего времени фресок датированы XVI веком, есть несколько материальных свидетельств тому, что храм был выстроен намного раньше. Например, фреска с изображением Святого Иоанна Предтечи, обнаруженная на западной стене храма, датирована XII веком. К этому же периоду относятся и надписи, так же раскрытые на западной стене.

На основании изученных артефактов исследователи предполагают, что изначально построенная церковь подвергалась серьезному восстановлению еще в XIV веке, после произошедших по какой-то причине разрушений. Далее ученые сходятся на мысли о том, что в XVI веке Айя Панагия была серьезно разрушена. Позднее церковь отстроили вновь, и она практически не меняла своего вида вплоть до недавнего прошлого.

Под сводом арки сохранились фрагменты изображения Великой Панагии («Platytera») между фигурами Архангелов. На нижнем уровне можно видеть большие сцены с апостолами («Последняя Вечеря»), а также с изображением церковных церемоний. Наилучшая сохранность отмечена у изображения Св. Григория Богослова. А на северной стене было обнаружено так же изображение Св. Георгия.

Мы едем далее, по округе и мэр Стени продолжает свой рассказ:

«Раньше жизнь здесь была очень трудной. Людей кормила только земля. Сегодня, конечно, многие работают в городах: турбизнес и госслужба... А сейчас я везу вас к «русским землям». Удивлены? А у нас есть такое место — (в устах мэра оно прозвучало именно так) — Миримикоф.»

Скорее всего, это было производное от Мерингофф или Мариенгоф, редкой, хотя и известной фамилии представителей русской аристократии.

В некоторых источниках сказано, что Миримикоф или Мирминко было поселением турок-киприотов. Не знакомый, очевидно, с русской этимологией ученый Гудвин утверждал, что название — всего лишь аббревиатура от «myrmkopholia» (или «муравьиный холм»), что вовсе не объясняет откуда, в таком случае, на кипрской стороне, в турецком поселении могла взяться русская часовня.

Русский след

Мэр продолжал увлеченно рассказывать: «Сюда, как говорят старожилы, приезжали, высланные русским царем неугодные. Здесь было их село, и они тоже начинали возделывать земли... Можете представить мое удивление, когда к нам приезжала группа туристов из США и один парень, сын русских эмигрантов сказал, что отсюда родом были его предки? Уже давно здесь нет никакого села, осталось только имя и несколько руин жилых домов (я помню тех, кто когда-то жил там), да в основном сады и оливковые рощи... Между деревьев стоит только старая часовня Айя Марина, которая так же, согласно преданию была возведена здесь русскими эмигрантами.»

В этом мы тут же убедились. Заходим внутрь... сохранившаяся, хотя и потемневшая от свечей, фресковая живопись этого храма-часовни тем не менее зафиксировала свидетельства времени, когда здесь хозяйничали турки: лики многих святых повреждены и имеют глубокие сколы. Мэр пояснил, что юные козопасы укрывались здесь в непогоду и развлекались, портя уникальные росписи, метая в них свои посохи с металлическими наконечниками (особенно много повреждений наблюдается в нишах по обеим сторонам от апсиды). Сегодня в храме вновь зажигают свечи и ставят иконы. Я пригляделась повнимательнее и заметила, что одна из фресок (видимо, как и многие, если не все остальные) была написана явно русским мастером. Кроме почерка, свойственного русской школе, приемов и образов (шестикрылый серафим — в христианской традиции, высший чин ангелов, «наиболее приближенных» к Создателю); здесь же явственно прочитывался растительный орнамент, который мы можем встретить не только в старинных русских храмах, но и в средневековой книжной миниатюре Древней Руси. Более того, можно разглядеть почти неразборчивую надпись, сделанную на церковнославянском языке. Немногочисленные посетители могут видеть и то, насколько толстый слой штукатурки наносился на стены и свод часовни под будущую стенную роспись.

Я спросила, как предполагается в дальнейшем поступить с этим памятником культуры, г-н Лампидис ответил, что ее состояние считается законсервированным с тех пор, как отсюда в ходе известных событий 39-40 лет назад ушли на север острова последние турки. К тому же в этой часовне-храме была восстановлена часть когда-то рухнувшего свода. Со временем предполагается произвести лишь некоторые обновления (члены общины Стени заменят рассохшуюся старую деревянную дверь и тому подобное).

Однако люди сюда приходят ежедневно и особенно в дни памяти Св. Марины, здесь даже проходят крещения, поэтому и дверь должна оставаться незапертой в дневные часы.

Когда мы вышли из храма, мэр сообщил, что здесь неподалеку и с давних пор проходят ставшими традиционными скачки. Содержание лошадей уже имеет долгую историю здесь, и в этом мэр так же отметил влияние культур, имевших такую традицию..., например, России. Ведь верховая езда была одним из любимейших видов времяпрепровождения русской аристократии.

Некоторое время спустя после нашей поездки мне удалось найти отрывок из книги «Historic Cyprus» (второе издание, 1947 г.), автор которой, историк Руперт Ганнис (эксперт по древностям острова в те годы) дает описание этой местности:

«В двух милях примерно от деревни [Стени — прим. Е.К-Т.] находятся развалины богатого и важного монастыря Хрисолакурна. Первоначально церковь тринадцатого века состоит из центрального нефа и двух боковых, заканчивающихся полукруглой апсидой. Над западной дверью было небольшое стрельчатое окно... В шестнадцатом веке, из-за землетрясения церковь была сильно перестроена. Западный фасад был закрыт тяжелой несущей стеной толщиной в четыре фута, которая перекрыла два входа в боковой неф. Северная стена была перестроена, и окна в западной и восточной части церкви были заложены...

Ряд эллинских гробниц окружают монастырь, и рассеянные по территории мраморные колонны и столбы дают возможность предполагать, что здесь же когда-то в прошлом существовало языческое капище.

Чуть ниже уровня церкви находится небольшая долина в тени гигантских дубов. Там из расщелины в скале струится святой источник, который часто посещают те, кто страдает от офтальмии. Согласно местной традиции, этот монастырь был резиденцией епископа, и вполне возможно, что во время господства латинян (в эпоху Кипрского Королевства) православный епископ Пафоса был вынужден постоянно находиться здесь. Последний настоятель, говорят, был повешен турками в 1821 г. Около Стени существуют турецкие хутора Айос Исидорос и Миримикоф, в обоих все еще находятся разоренные средневековые церкви, возведенные до эпохи турецкого завоевания».

Часовня Св. Георгия

Мы вновь уселись в джип и помчались дальше по грунтовой дороге: в стороне остались пасущиеся гнедые кони на фоне оливковых рощ, солнце вновь начинало пригревать. Джип остановился у новой постройки часовни. Ее выстроил в 2008 году один из местных жителей, владелец окружающих земель и передал в дар своей деревне. Позже часовню освятили. У нее так же есть собственная звонница.

Отсюда (если вы все же доберетесь самостоятельно) стоит полюбоваться видами на долину… и море, и холмы.

Наш мэр поделился одной приметой, что называется, из прошлого: если въезжая в древности в село на Кипре, вы видели в нем множество олив, значит здесь проживали христиане; а вот если пальмы, то наоборот — то была мусульманская община.

Мэр уточнил: «В 1850-х на Кипр в массе завозили пальмы. Раньше их здесь не было...»

Возвращаясь вновь в Стени к своим машинам, мы поблагодарили нашего нового доброго знакомого, г-на Лампидиса и отправились дальше.

Местная община регулярно проводит различные мероприятия по развитию сообщества, изучению края и модернизации деревни. Все события в жизни Стени проходят так же при участии общин экспатриантов.

Любопытные факты:

В окрестностях встречается местная летучая мышь она же «средиземноморский подковонос» она же Rhinolophous euryale, — довольно редкий вид. Его представители питаются исключительно фруктами, которых как мы теперь знаем, в здешних краях настоящее изобилие. Местные краеведы, кстати, сообщают, что около 50 особей подковоноса поселились недавно в одной из пещер на территории самой Стени.

На эмблеме деревни горделиво красуется... лисичка, очень распространенный «зверь» на Акамасе и в предместьях Полиса.

Где остановиться:

Savvas Villas, — а это две виллы, в каждой из которых могут одновременно проживать по 6-7 человек.

Телефон: +357 26352322, +357 99675041 (Саввас Харалампус)

Email: savvasvillas@cytanet.com.cy

Где поесть и выпить кофе:

Кафе «Неромилос» (или «Водяная мельница», тел.: +357 26352059, www.neromyloscafe.com) — и здесь тоже не без истории: это уютное и популярное место получило название в честь 700-летней мельницы, руины которой находятся поблизости.

Как добраться:

Из Пафоса на машине (42 минуты) по дороге В7, через Месохи – Тцада – Струмпи – Йолу – Милиу – Аркудалья – Скулли – Стени.

Из Пафоса так же ходит автобус 640.

Больше информации: www.cyprusbybus.com

 

Приятных впечатлений и до новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.