Женский Монастырь Великомученика Мины находится неподалёку от Лефкары, между деревнями Като Дрис и Вавла.

Святой Мина — один из самых почитаемых на Кипре воинов, в одном ряду с которым находятся Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Димитрий Солунский и Феодор Стратилат. Кроме того, Мина считался способным к исцелению людей от малярии. История этого выдающегося святого такова: во времена правления императора Диоклетиана он служил в армии. Когда ему был дан приказ вместе с другими воинами отправиться в Северную Африку для расправы над местными христианами, Мина ушёл из армии и удалился в горы, где вёл отшельническую жизнь. Однажды Мина пришёл в город с проповедями и обличал людей за идолопоклонничество, за что его отправили в темницу, где, услышав его отказ вернуться к язычеству, подвергли жестоким пыткам и истязаниям. В конце концов, упорного в своих убеждениях блаженного приговорили к смертной казни, а его тело сожгли. Оставшиеся после казни мощи христиане перенесли в Александрию, где они сохранялись в храме, посвящённом Великомученику.

Историки не знают точную дату основания монастыря Великомученика Мины на Кипре, но известно, что упоминание о нём присутствует в Парижском кодексе 1562 года. Записи в кодексе гласят, что монастырь был основан в XII веке, но не содержат более детальной информации о зарождении обители.

Также в монастыре сохраняется Евангелие, выпущенное в Венеции в 1606 году, в котором можно увидеть многочисленные записи о повседневной жизни в монастыре, сделанные его насельниками в 1608-1610 годах. В Кипрской митрополии 1727 года представлен подробный список церковного и иного монастырского имущества, а русский путешественник и монах Василий Григорович-Барский, посетивший обитель в 1734 году, описал сам монастырь и чудотворную икону Святого Мины в своём путевом дневнике. Таким образом, до наших дней дошло немало документальных подтверждений существования монастыря в XVI-XVIII веках.

Альтернативная версия основания обители была высказана в конце XIX века французским археологом Камилем Анларом, который предположил, что монастырь был построен в XV веке доминиканцами, а также отождествил его с доминиканским монастырём Святого Епифания. Это мнение не подкреплялось документальными источниками, и его опровергает тот факт, что монастырский храм был возведён лишь в XVIII веке.

К сожалению, икона Святого Мины, о чудесных свойствах и деяниях которой писал с таким восхищением монах Василий, утеряна безвозвратно.

В середине XVIII века жизнь в бедной и полупустой обители пошла на лад: были восстановлены ветхие строения, возведена новая церковь, украшенная искусными фресками и резным трёхъярусным иконостасом. Дата проведения этих работ — 1754 год — указана над южным входом в церковь. Ещё одна надпись, сохранившаяся на восточной стене храма и датированная 1760 годом, рассказывает о том, что в тот период монастырь владел собственной оливковой маслобойней и ремесленными мастерскими. Эти надписи позволяют судить о периоде несомненного процветания обители.

Разорение постигло монастырь после разгрома освободительного восстания 1821 года, в результате которого османы расправились с многими священнослужителями и мирянами и казнили Архиепископа Кипра. К 1837 году в монастыре не было ни одного насельника, а его постройки были сданы в аренду для сельскохозяйственных целей.

В 1965 году разорённая обитель стала домом для восьми монахинь из монастыря Святого Георгия Аламану. Постепенно жизнь в нём начала налаживаться. Сёстры отремонтировали храм, восстановили разрушенные кельи и построили новые, разбили вокруг обители цветники и фруктовые сады. Уже в конце XX века рядом с монастырём были выстроены две новые часовни, посвящённые святым Игнатию и Георгию и преподобному Стилиану — покровителю младенцев и бесплодных женщин.

К началу XXI века монастырь Великомученика Мину стал одним из крупнейших на Кипре. Архитектурный ансамбль обители напоминает средневековую крепость: мощные и высокие каменные стены с узкими окнами, похожими на бойницы, дополнительно укреплены контрфорсами.

Двухэтажные монастырские постройки замкнуты по периметру. В центре образованного ими дворика расположен монастырский храм — однонефная сводчатая базилика с аркадными галереями с севера и с юга. Двускатная остроконечная кровля выложена черепицей, а колокольня удачно вписывается в общий ансамбль.

Легенда гласит, что спонсором строительства храма выступил высокопоставленный чиновник Османской империи, который втайне исповедовал христианство. То место, где, по преданию, он был похоронен, местные жители называют «Могила турка».

Деревянный трёхъярусный иконостас, созданный в XVIII веке, является одним из главных украшений храма. Праздничный и деисусный ряды алтарной преграды сильно вызолочены, а местный даже не тронут позолотой. Это объясняют тем, что мастер, работающий над иконостасом, был убит грабителями на месте. В память о нём преграду решили оставить незавершённой.

Другие детали внутреннего интерьера храма, которым стоит уделить особое внимание, — это ажурный амвон XVIII века, деревянный балкон с цветочным орнаментом и резной аналой.

Стены храма украшены тремя фресками, автор которых — иеромонах Филарет, выходец иконописной мастерской монастыря Святого Ираклидия. Одна из фресок изображает Святого Мину, вторая — Святого Георгия, а на третьей, которая называется «Край Смирения», соединились образы распятого Спасителя, орудия Страстей Христовых и гробница, находящийся в которой Иисус не лежит, а словно находится на Святом Кресте.

Иконописец Иоанникий, живший, как и Филарет, в середине XVIII века, также работал над созданием росписей для алтарной преграды храма. Образ святого Лазаря был выполнен в 1778 году иеромонахом Леонтием, а икона Богородицы Одигитрии, расположенная слева от Царских Врат, была написана в 1604 году живописцем Лукой из деревни Тохни. Первое время икона находилась в храме деревни Парсада, а в 1754 году монахи перенесли её с собой в монастырь Великомученика Мина. Однако на этом путешествия иконы не закончились: в годы, когда обитель пустовала, её забрали в местную церковь деревни Ора. И ещё спустя сотню лет икона вновь вернулись в монастырь Святого Мина (правда, в иконостасе сегодня можно увидеть только её копию).