Монастырь Великомученицы Варвары расположен на северо-западном склоне горы Ставровуни. Это подворье монастыря Ставровуни, одного из старейших на Кипре, который находится в непосредственной близости от обители.

Святая Варвара, в честь которой был назван монастырь, родилась и выросла в Сирии, в богатой языческой семье. Отец настолько рьяно стремился оградить её от вредного общения и знакомства с христианами, что поселил Варвару в уединённом замке, покидать который без разрешения она не имела права. Когда Варвара выросла, отец позволил ей выходить из замка, чтобы она могла знакомиться с знатными женихами. Так девушка и встретила христианок, от которых узнала о Христе, Его добровольном страдании и Воскресении. Варвара прониклась христианским учением и настал день, когда она попросила священника, который был в городе проездом, чтобы он совершил Таинство Крещения.

Когда отцу Варвары стало известно о её взглядах, он так разгневался, что отвёл дочь к городскому правителю, которому дал разрешение мучить её до тех пор, пока она не отречётся от своих воззрений и не вспомнит о языческих богах. Варвару пытали так жестоко, что она смогла выжить лишь благодаря свой вере. Упорная в своих взглядах женщина была приговорена к смертной казни, и стала великомученицей.

Неизвестно, когда именно была построена обитель Великомученицы Варвары. Первые упоминания церкви можно обнаружить в записях монаха-доминиканца Феликса Фабера (конец XV века) и в путевых заметках Олдржиха Префата (1546 год). Подробное описание и даже зарисовка монастыря были обнаружены в заметках странствующего монаха Василия Григоровича-Барского, посетившего Кипр в XVIII веке. В соответствии с одной из теорий, подворье возникло после того, как остров захватили крестоносцы, и монахи из Ставровуни, вытесненные из своей обители бенедиктинцами, были вынуждены искать новое место.

Важной вехой в истории монастыря стало посещение обители русской монахиней Варварой Катаевой в XIX веке. После возвращения в Россию Варвара занялась сбором средств на реконструкцию обители, которые были переданы на остров через русское посольство в Константинополе. Деньги, собранные монахиней, были потрачены по назначению и пошли на реконструкцию и обновление монастырских строений.

В результате работ, проведённых в 1820 году при участии архимандрита Леонтия, внешний вид церкви не был существенно изменён. В те годы она представляла собой традиционную прямоугольную базилику, остроконечная двускатная кровля которой была покрыта плоской черепицей.

Сегодня храм, расположенный в северной части замкнутого монастырского двора, представляет собой однонефную сводчатую церковь с дополнительной двускатной кровлей, защищающей строение от дождей и непогоды. Внутри единственный неф поддерживают стилизованные под арки рёбра. Нартекс с западной стороны был достроен в 1940 году.

До наших дней, к сожалению, не дошло большинство фресок, украшавших стены церкви в XVI веке. Однако, отдельные сохранившиеся сюжеты Христологического цикла можно увидеть на северном и южном сводах алтарного пространства и сегодня. В северной нише бемы расположен образ Великомученицы Варвары, выполненный, по традиции, в анфас и в полный рост.

Белый мраморный иконостас в XXI веке заменили на деревянный. В оформлении резного иконостаса использованы главные цвета церковного искусства: красный, синий и золотой.

Храмовая икона Святой Варвары, написанная настоятелем монастыря Дионисием в 1898 году, расположена слева от алтарной преграды, а по две стороны Царских Врат можно увидеть иконы Христа Пантократора и Пресвятой Богородицы Одигитрии (их написал Варнава, настоятель монастыря и иконописец, в 1912 году).

Мощи Великомученицы Варвары ещё в IV веке были перенесены из Сирии в Константинополь. В XII веке их увезла в Киев княжна Варвара, дочь императора Византии Алексия Комнина.