Монастырь Чудотворца Николая, расположенный на мысе Акротири неподалёку от Лимассола, — один из древнейших на Кипре.

Обитель была построена в начале IV века и прославилась как убежище для котов, которые спасли остров от ядовитых змей. Именно благодаря кошкам и котам монастырь был назван в честь Святого Николая, их покровителя.

Стефан Лузиньян, средневековый историк, выпустивший в 1580 году книгу, посвящённую Кипру, полагал, что визит царицы Елены на Кипр сыграл немалую роль в присоединении острова к Римской Антиохии и назначении патрикия Калокероса первым византийским правителем Кипра.

Считается, что именно Калокерос построил обитель Святого Николая на краю деревни Акротири по приказу самого императора Константина. А Елена, оценив преданность и способности патрикия, приказала ему следить за кошками, специально выписанными ею из Египта и Малой Азии для истребления змей, не дающих покоя островитянам.

Калокерос поселил котов в обители, а насельникам монастыря выделил средства на их содержание. Кормили котов именно ядовитыми змеями, чтобы они лучше запомнили, кого ловить. В течение дня маленькие охотники разбегались по окрестностям, а под звон монастырского колокола спешили на ужин на диво всем путешественникам, которые съезжались специально, чтобы посмотреть на котов-змееловов.

Монахи, следившие за котами, получили от Калокероса особое разрешение ловить рыбу в солёном озере в день Святого Николая, которое сохранялось за ними до начала XIV века.

Греческий писатель Йоргос Сеферис, Лауреат Нобелевской Премии 1963 года, после визита на Кипр посвятил монастырю одну из своих поэм, названную «Коты Святого Николая».

Главный монастырский храм, возведённый в XIV столетии, сохранился в практически первозданном виде. Это однонефная сводчатая базилика с толстыми стенами цвета охры. Свод имеет полуцилиндрическую форму и выполнен во франко-византийском стиле; внутри его поддерживают поперечные рёбра-арки. Естественный свет проникает в храм сквозь единственное окошко во внешней апсиде, венчающей здание на востоке. В южной части галереи, обрамляющей храм по периметру, сохранились древние арки — части более древней постройки.

Всего в храм ведёт три входа, но наибольший интерес представляет северный портал, в оформлении которого можно увидеть элементы, характерные для франкского периода. Над входом размещено мозаичное панно авторства современного кипрского художника Георгия Кеполоса, на котором изображён святой Николай. Стрельчатый свод портала увенчан декоративным замковым камнем, а нижние окончания арки завершают фрагменты скульптур святых Петра и Павла.

Мраморная перемычка дверного проёма, как полагают историки, сохранилась от первоначального храма. На ней можно увидеть гербы нескольких знатных фамилий, в том числе льва, символ династии Лузиньянов.

Деревянный двухъярусный иконостас храма украшен образами ангелов и павлинов, а также растительными узорами. Пространства в стенах западной части нефа намеренно были оставлены открытыми, чтобы посетители церкви могли увидеть архитектурные фрагменты, относящиеся к древнему зданию.

В 1983 году обитель стала женской. Начало этому положили монахини Эльпида и Касиани, пришедшие сюда из монастыря Святого Георгия Аламану.

Сёстрам удалось восстановить разрушенные монастырские постройки, возвести новые здания, посадить сады и сделать так, что в обитель вновь потянулись паломники со всего мира.

Коты, тем временем, продолжают нести свою службу на острове и охотиться на ядовитых змей на радость туристам и местным жителям.

Также о монастыре читайте в нашем обзоре