Монастырь Богородицы Трикуккиотиссы расположен в 2 километрах от высокогорной деревни Продромос в Троодосе. В зимние месяцы доступ к монастырю зачастую бывает ограничен из-за снежных заносов, типичных для этой местности.

Считается, что монастырь был основан в начале первого тысячелетия нашей эры. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение названия обители: две «ботанические» и одна «историческая». В соответствии с первой, название происходит от плодов деревьев, растущих в окрестностях монастыря. У этих плодов три косточки, что по-гречески называется «трикуккья».

Другая версия отсылает к названию ещё одного местного растения — кокконьи, а третья — к годам османского правления на острове, когда обитель распоряжалась одной десятой частью земельных угодий в деревне Куклия. Треть дохода, приносимого этой десятиной, монахи могли расходовать на свои нужны — именно эта треть, как думают некоторые исследователи, дала название монастырю.

История возникновения обители связана с двумя иконами евангелиста Луки: чудотворной иконой Богородицы Трикуккиотиссы (главная святыня монастыря) и иконой Богородицы Киккской, даром Византийского императора (которая, как считается, была впервые представлена публике именно в храме монастыря Богородицы Трикуккиотиссы). Обе иконы принадлежат к иконографическому типу Елеуса (Милостливая), но отличаются от прочих икон этого типа тем, что Божия Матерь держит младенца в правой руке (такой тип Елеуса местная церковная традиция назвала «Праворучницей»). Созвучность названий и схожесть изображений Богородицы на двух иконах стали причиной того, что многие путешественники принимали их за одну и ту же икону. Так думали, например, итальянский писатель Джованни Марити, который жил на Кипре в середине XVIII века и посвящал много времени изучению истории и христианских памятников острова, и англичанин Георгий Джеффери, издавший книгу «Описание исторических памятников Кипра» в 1918 году.

Икона Богородицы Трикуккиотиссы считается чудотворной. В засушливые годы икону торжественно выносили из храма и крёстным ходом сопровождали в Никосию, где, прямо у главных ворот, её встречали православные киприоты и латиняне, ищущие помощи и заступничества Богородицы.

Однако, с течением времени, образ Богородицы Киккской затмил былую популярность иконы Трикуккиотиссы, которая, к сожалению, была безвозвратно утрачена в тяжёлые для Кипра годы османского правления. В XVI столетии неизвестный мастер создал копию старинной иконы, которая сохраняется в храме монастыря по сей день.

Главная церковь обители была перестроена в XIII веке: именно тогда у неё появилась прочная двускатная кровля, способная защитить постройку от непогоды, нередкой в горном районе Троодоса. Кроме того, масштабные восстановительные работы проводились в храме в 1761 году.

За долгие годы истории обители она неоднократно переживала периоды подъёма и запустения. В непростой период османского владычества монахи продолжали трудиться в скриптории, переписывая древние книги по богословию, а также обрабатывали землю, чтобы обеспечить себе пропитание. Монастырские записки, относящиеся к 1731 году, описывают монашеский приют, существовавший при игумене Христодулосе.

Последние документальные упоминания о монастыре относятся к 1784 году, когда в обители побывала процессия, несущая нетленные мощи апостола Филиппа, целью которой было спасение острова от полчищ саранчи, угрожающей сельскому хозяйству. Позднее монастырские земли начали сдаваться в аренду, а службы в храме проводились лишь в дни крупнейших церковных праздников. Именно в те годы монастырская утварь и книги из скриптория были перевезены в митрополию Кирении.

С конца XIX века по 1960 год, во время правления Британской Империи на Кипре, монастырские угодья были переделаны под лесопитомник. Монастырские постройки использовались под офисы и жильё для рабочих, а главный храм обитель оставался заброшенным.

И лишь в конце XX века жизнь в обители начала возрождаться. Любопытно, что переродившаяся обитель стала женской, когда в 1997 году в неё переехали из Агиа Мони три монахини, которые и занялись восстановлением древнего храма.

Сегодня храм представляет собой трёхнефную базилику, выложенную из крупных камней, различных по величине, пустоты между которыми заполнены керамическими пластинками, создающими орнамент. Центральный неф отделён от боковых приделов каменными проёмами. Дневной свет проникает в храм через три узких входа, три окна с резными ставнями и ещё одно маленькое оконце. Главные детали внутреннего интерьера храма — трехъярусный деревянный иконостас и полукруглая внутренняя апсида.

Сестры-монахини окружили обитель красивыми фруктовыми садами. Помимо выполнения различных послушаний, они занимаются иконописью, рукоделием, росписью, изготовлением ладана, а также производством розовой воды и варенья (эти продукты можно купить в магазинчике при монастыре).